(НЕКРОЛОГ)
30 июня т. г. в гор. Ленинграде на 70-м году жизни скончался от кровоизлияния в мозг ректор Ленинградской Духовной Академии и Семинарии епископ Лужский Симеон (в мире протоиерей Сергий Иванович Бычков).
4 года стоял он во главе ленинградских духовных школ и много способствовал росту и процветанию этого рассадника высшего, богословского знания и духовного просвещения.
Последний год Преосвященный Симеон стал заметно физически слабеть, но, побеждая силой духа телесную слабость, с трудом поднимался в академический храм и совершал богослужения. Владыка не мог по болезни произносить, как раньше, длинных речей и поучений, но, любя свою паству и не желая оставлять ее без назидания, всегда обращался к ней с краткими приветственными словами, праздничными поздравлениями и пожеланиями.
Будучи человеком долга, Преосвященный Симеон не просил отпуска и освобождения от работы.
В экзаменационный период этого года он не пропустил ни одного экзамена и ни одного заседания Совета Академии. В Неделю всех святых, в земли Российстей просиявших, он совершил последнюю прощальную литургию для выпускников Академии и Семинарии, оказавшуюся последней и для него.
После литургии епископ Симеон отслужил напутственный молебен, обратился к выпускникам с кратким приветственным словом, благословил их, разделил с ними последнюю прощальную трапезу, предложил послать благодарственные телеграммы Святейшему Патриарху Алексию и Митрополиту Ленинградскому и Новгородскому Григорию за их попечительное руководство жизнью ленинградских духовно-учебных заведений.
Несмотря на естественное утомление, он, после всего этого, еще занимался до вечера за письменным столом, прочитывая и подписывая журналы заседаний, справки, свидетельства, аттестаты, чтобы не задержать отъезжающих учащихся. Господь даровал ему, ослабленному тяжелой болезнью, закончить все дела по учебному году и получить утешение от сознания выполненного долга.
Подобно многим живущим духовною жизнью людям, Преосвященный Симеон предчувствовал свою близкую кончину.
Утром 25 июня он объявил окружающим, что чувствует себя плохо, как никогда, и что сегодня умрет. Днем он сделал некоторые приготовления к смерти, вечером же за последней трапезой заметно стал терять дар речи. Сознавая это, он подкреплял себя молитвой, произнося вслух: «Христос — моя сила». Затем, помолчав, произнес слова из тропаря Божией Матери: «...потщися, погибаем».
Особенно ласково Преосвященный простился со всеми, кто у него был, и, несколько раз благословив их, ушел в спальную комнату.
Утром 26 июня епископа Симеона постиг паралич правой стороны тела. Лежа с закрытыми глазами в постели и тяжело дыша, он сохранял сознание. Здоровой левой рукой он крепко сжимал руку ухаживающего за ним лица, открывал свои глаза и смотрел на него. Была некоторая надежда на выздоровление. Но в субботу, 28 июня, Владыка стал дышать тяжелее, у него появился отек легких, поднялась температура. Вечером в тот же день над Преосвященным было совершено таинство елеосвящения.
Во время чтения Евангелия больной пытался, уже отяжелевшей левой рукой, совершить крестное знамение, обнаруживая тем свое настроение, показывая, что мысль и сердце его были с Богом.
В понедельник, 30 июня, с 12 часов дня Преосвященный стал дышать с большим трудом.
Над ним стали читать канон на разлучение души с телом. Во время чтения 8-й песни канона дыхание епископа Симеона стало редким. Прочитана была отходная.
В 14 часов 10 минут Преосвященный испустил последний вздох и из глаз его выкатились две слезы.
Тотчас была совершена первая панихида.
Весть о кончине Преосвященного Симеона быстро разнеслась среди верующих, и в Академию начался поток людей, желавших проститься с почившим Владыкой.
Епископ Симеон родился в 1882 году в гор. Старом Осколе, Курской области.
Он получил религиозное воспитание в благочестивой семье своих родителей и с детства мечтал о служении Церкви в священном сане.
Первоначальное образование было получено им в Старо-Оскольском духовном училище, среднее — в Курской Духовной Семинарии и высшее — в Петербургской Духовной Академии, которую он окончил в 1908 году.
Вся церковная деятельность Преосвященного Симеона протекла в Ленинградской епархии: с 1908 по 1912 г. он был псаломщиком в одном из храмов б. гор. Петербурга, с 1912 по 1947 г. — священником. В 1947 г. последовала хиротония его в сан епископа Лужского, викария Ленинградской епархии. В 1948 г. епископу Симеону было поручено управление ленинградскими духовно-учебными заведениями, с оставлением его викарием Ленинградской епархии.
Почивший отличался прямодушием, ревностным служением в храме Божием, точным исполнением всех возложенных на него поручений.
В дни церковной смуты почивший сохранил верность Православной Церкви и не уклонился в раскол.
Во время Великой Отечественной войны Владыка показал себя патриотом своей Родины. С церковного амвона он призывал верующих к молитве и труду на защиту отечества.
После войны Преосвященный включился в общее дело борьбы за сохранение мира во всем мире. По его инициативе, в стенах Ленинградской Духовной Академии происходили собрания, лекции и беседы на тему защиты мира и была собрана вся современная церковная литература, посвященная этому же вопросу.
Он пришел в Академию не как чужой для нее человек, а как бывший ее воспитанник, любящий ее и благодарный ей, готовый верой и правдой служить родной, воспитавшей его Академии.
В профессорской корпорации он застал большую группу своих товарищей по Академии разных выпусков, но проникнутых общими с ним традициями духовной школы и одушевленных одними и теми же идеалами духовного, воспитания и обучения юношества.
Преосвященный возглавил общую работу. Его ровный характер, приветливость, уважение к деятелям богословской науки значительно облегчили трудную работу. Со всеми он был в мире, ко всем тактичен. Академическая корпорация и учащиеся оценили своего ректора и платили ему взаимным уважением и любовью.
Преосвященный Симеон, как истинный наставник, учил студентов и воспитанников своим примером, своею жизнью. Он сам шел тем путем, на который, как ректор и епископ, звал других.
Четыре года Преосвященный Симеон возглавлял богослужения в академическом храме. Трудно передать, с какой искренностью он совершал их, — для этого надо было быть непосредственным очевидцем.
До конца своих дней он строго соблюдал церковный уклад жизни. В его комнатах всегда теплились неугасимые лампады, стол у него всегда был постный, он простаивал на молитвенном правиле, утром и вечером, по полтора часа.
В последний год, когда ноги его ослабели, он читал молитвенное правило сидя, о чем сильно сокрушался.
К нему приезжало много простых людей из тех мест, где ему приходилось жить или служить. Он всегда всех принимал, и они уходили от него успокоенные, утешенные.
Личные качества Преосвященного Симеона и его деятельность на пользу Церкви и Родины снискали ему общую любовь и уважение среди верующих, что ярко проявилось в дни его предсмертной болезни и при погребении.
Чтение над усопшим Евангелия в актовом зале Академии производилось священнослужителями, панихиды следовали одна за другой.
В среду, 2 июля, тело почившего было перенесено в Академическую церковь, где был совершен парастас. На нем присутствовал Преосвященный Роман, епископ Таллинский и Эстонский.
В четверг, 3 июля, в 10 часов утра, Божественную литургию совершил Преосвященный Роман в сослужении кафедрального протоиерея Е. Лукина, проф.-прот. В. Верюжского и др. духовенства. Пели хор митрополичьих певчих и народ.
После запричастного стиха инспектор Академии и Семинарии проф. Л. Н. Парийский произнес слово, посвященное памяти усопшего.
Отпевание совершил Митрополит Ленинградский и Новгородский Григорий, в сослужении епископа Романа и 40 священников, при 8 диаконах.
Перед отпеванием Высокопреосвященный Митрополит Григорий произнес прочувствованное слово, охарактеризовав почившего как прямодушного, верного служителя Христовой Церкви, усердного исполнителя возлагаемых на него церковных поручений, и призвал всех вознести молитвы за усопшего.
Перед пением кондака «Со святыми упокой» благочинный гор. Луги прот. А. Ильин произнес прощальное слово.
Служба закончилась в четвертом часу пополудни.
Гроб с телом почившего, при пении «Помощник и Покровитель», был вынесен на руках из здания Академии и поставлен на похоронный катафалк.
Отслужена лития, и погребальная процессия на автомобилях и автобусах направилась в Парголово, к месту упокоения.
Там гроб с телом был внесен в храм, после панихиды обнесен вокруг храма при пении ирмосов великого канона и опущен в могилу за алтарем.
При опускании гроба совершена была панихида.
По поводу смерти Преосвященного ректора, епископа Симеона Академия получила много телеграмм.
От Святейшего Патриарха Алексия:
«Сердечно сожалею о кончине епископа Симеона. Молимся с братской любовью о упокоении души его».
От Митрополита Крутицкого и Коломенского Николая:
«Вместе со всеми скорблю о кончине Владыки Симеона. Да упокоит Господь душу его в месте светле, в месте злачне, в месте покойне».
Митрополит Григорий на пути из Одессы в Ленинград прислал телеграмму:
«Глубоко опечален кончиной Преосвященного Симеона. Выражаю соболезнование всему коллективу Академии и Семинарии».
Кроме приведенных телеграмм, поступило много других — от иерархов, протопресвитера Н. Ф. Колчицкого, ректора и инспектора Московской Духовной Академии, от священников и мирян, искренно оплакивающих кончину епископа Симеона.
Да будет же блажен путь, которым он ныне идет, и да уготовится его душе светлое место упокоения.
ПРОФ. Л. ПАРИЙСКИЙ