СВЯТО-ДУХОВСКАЯ ОБИТЕЛЬ В г. ВИЛЬНЮСЕ

С великим торжеством православные виленцы в настоящем году отпраздновали день Святой Троицы и день Св. Духа — храмовой — в славной Духовской обители. Эта обитель — древнейшая святыня, оплот и твердыня Православия, средоточие религиозной жизни всего нашего края. Расположена обитель в той части города, которая исстари называлась «острым» или «русским» концом. Со времен седой старины русские люди, приезжавшие по торговым или иным своим делам в Литву, селились здесь, в этом «остром» конце города. Так образовалась здесь русская колония. И свет святого Православия к нам, в языческую тогда Литву, проникал с Востока, с Русской земли. Литовские великие князья (Ольгерд, Александр) женились на русских православных княжнах, а с последними сюда в Литву приезжали и русские православные люди. Для них православные княгини строили храмы, некоторые из которых уцелели и доныне, например: Никольский (перенесенский), Пречистенский кафедральный собор, построенный при князе Ольгерде в XIV веке, Пятницкая церковь — того же XIV века. Пятницкая церковь особенно дорога русским людям по историческим воспоминаниям: в этой церкви Петр I в 1705 году слушал благодарственный молебен за одержанную победу над войсками шведского короля Карла XII, подарил ей знамя, отнятое у шведов; в ней же он крестил африканца Ганнибала, деда знаменитого поэта нашего А. С. Пушкина. Уцелели, разумеется, не в первоначальном своем виде, а подвергались на протяжении шестивековой истории своей многим переделкам, а иногда восстанавливались из развалин — до такого печального вида доводили их католики, в мрачные времена унии отнимавшие у нас наши храмы, закрывавшие их.

История Православия в пределах наших — это история его вековых страданий, гонений на него со стороны латинства, гонений, часто возглавляемых иезуитами, в год люблинской унии (1569) прибывшими в Вильну для уничтожения здесь Православия и русской народности. Временами достигали они успехов и сильно сокращались здесь православные в своем числе. Так, например, в XIV веке, в Вильне, было более двадцати православных церквей и около тридцати тысяч православных жителей. А после введения Брестской церковной унии (1596) постепенно, одна за другой, церкви стали у православных отниматься и передаваться униатам. Дошло до того, что во всей Вильне у православных осталась одна только церковь — во имя Святого Духа, а прихожане ее считались уже не тысячами, даже не сотнями, а только... десятками! Так, в 1765 году всех православных в Вильне показано: 40 мужчин и 27 женщин — всего 67 душ!

В эти тяжелые исторические времена неоценимые заслуги Православию принес Виленский Свято-Духов монастырь. Он был знаменем Православия, духовным вождем. страждущего православного народа.

Ни одного дня из времени долгой истории своей (построен в 1597 году) храм Духовской обители не принадлежал униатам, двери его никогда не затворялись для молитвы, в нем никогда не прекращалось православное Богослужение. Всех православных объединяло церковное братство при монастыре, оно имело свою школу, свою типографию, выпускавшую не только священные и богослужебные книги, но и полемические сочинения в защиту гонимого и преследуемого Православия. Глубоко почтенна и величественна была деятельность монастыря, особенно в первое время его существования, когда защищать Православие приходилось только ему, при отсутствии в крае православной иерархии. Редели ряды православных, не под силу временами им было не только нападать, но и защищаться, а иноки обители никогда не терялись, не малодушествовали. И такая напряженная борьба их тянулась не неделями или месяцами — а годами. До 1794 года — года присоединения Вильны к России, Свято-Духов монастырь терпел невзгоды и превратности судьбы — и все же он устоял в далеко неравной борьбе. Совершенно изменилось положение его, когда с Востока послал Господь избавление людям Своим. От силы в силу и от славы в славу стала восходить святая обитель. Ее исторические заслуги оценил великий святитель Русской Церкви, искренний русский патриот Митрополит Иосиф (Семашко), вписавший свое имя золотыми буквами не только на страницы церковной истории нашего края, но и всеобщей. Светлым и глубоким умом своим он понял, какое значение имеет и может иметь Духовская обитель. Он поднял ее усердными трудами своими на небывалую высоту. Он сделал ее сердцем, средоточием православной жизни не только в городе Вильне, но и во всем Западном крае. Такое значение обитель эта имеет и в наше время.

В Вильне имеется семь православных приходов и женский монастырь. Однако все православные виленцы считают себя прежде всего прихожанами Свято-Духова монастыря. На торжественные, благоговейные монастырские уставные службы спешат верующие со всего города, со всех приходов. Архипастыри Литовской епархии живут в стенах обители, считаясь настоятелями ее. Посему в монастыре часто можно увидеть архиерейское богослужение, послушать прекрасное пение архиерейского хора. Духов монастырь в значительном числе посещают и иноверцы, которых большинство в нашем городе. Самым великим, святым сокровищем Духовской обители являются нетленные мощи святых мучеников Антония, Иоанна и Евстафия — трех православных литовцев, пострадавших в Вильне в 1347 году при Литовском князе Ольгерде. В Православие из язычества они были обращены русским священником Нестором, духовником православной супруги Ольгерда, русской княжны Марии Витебской. Мощи эти почивают в пещерной церкви Духовского соборного храма и привлекают к себе потоки богомольцев. Посему двери храма не закрываются в течение целого дня. Осиротела было обитель, когда в 1915 году, при нашествии немцев, святые мощи были отправлены в Москву. Четыре года тому назад св. мощи Виленских мучеников были возвращены. День возвращения св. мощей поистине явился для православных виленцев торжественным днем. По благословению Святейшего Патриарха Алексия, он стал у нас праздноваться ежегодно, и Духовская обитель снова зажила полнокровной церковной благодатной жизнью.

Возглавить Троицкие торжества в обители в нынешнем году прибыл из Риги Преосвященный Филарет, архиепископ Рижский и Латвийский, ныне Управляющий нашей Литовско-Виленской епархией.

В день Святой Троицы, в монастырском соборном храме Владыка Филарет, в сослужении всего монастырского духовенства, совершил Божественную литургию и, после нее, Троицкую вечерню с положенными коленопреклоненными молитвами. Богослужение продолжалось до трех часов дня, но никого оно не утомило.

Вечером так же торжественно совершено было всенощное бдение. По виленской традиции, к всенощному бдению и к литургии в день Святого Духа в обитель собирается все городское духовенство и верующие со всего города, — прочие городские храмы в это время остаются без службы. К Божественной литургии архиепископ Филарет шествовал из своих покоев «со славою». Умилительно пел тропарь праздника хор монахинь женского монастыря. Пред Владыкой стройными рядами шло участвующее в служении литургии духовенство. Народ во множестве заполнил обширный монастырский двор. С колокольни несся радостный, праздничный трезвон. Чудное летнее утро гармонировало с настроением молящихся. В храме началась торжественная праздничная литургия, которую совершал архиепископ Филарет, в сослужении десяти иереев и четырех диаконов. Стройно пели два хора — архиерейский и женского монастыря. Любят православные виленцы этот день. Величественным, внушительным получился крестный ход после Божественной литургии вокруг храма с чтением св. Евангелия и окроплением народа святой водой.

По окончании молебна и по возглашении установленных многолетий, Владыка Филарет тепло приветствовал собравшихся с храмовым праздником, выяснив в своем слове великое для христианина значение всеосвящающей и всеоживляющей благодати Святого Духа. Был уже третий час дня, когда окончилось Богослужение, но еще долгое время народ не расходился из храма, теснясь вокруг Владыки и получая его святительское благословение.

С паперти церковной открывалась чудная картина: монастырский двор заполнен был празднично разодетым народом; но не расходились молящиеся, чтобы проводить своего архипастыря в его покои. Над городом долго еще плыли радостные звуки монастырского колокольного трезвона.

ПРОТ. И. ДЗИЧКОВСКИИ

Система Orphus