В городе Казани, в небольшом кладбищенском храме, в настоящее время находится древняя казанская святыня — точный снимок с явленной чудотворной иконы Божией Матери, явившейся в 1579 году, после страшного пожара, опустошившего тогдашнюю Казань.
Явление иконы произошло при патриархе Гермогене, бывшем в то время священником Свято-Никольской гостинодворской церкви города Казани.
Тяжелое это было время для новопросвещенной Казани.
В 1576 году христианская Казань лишилась своего просветителя.— святителя Варсонофия, епископа Тверского, жившего на покое в Спасо-Преображенском монастыре, последнего из трех знаменитых Казанских епископов. Первый из них — святитель Гурий, еще в 1563 г. отошел в вечный покой; второго — святителя Германа, скончавшегося в Москве в 1567 г., приютила московская могила при церкви св. Николы.
Христианская Казань осиротела, у нее не осталось ни одного в живых дорогого имени, озаренного величием христианского подвига в просвещении иноверцев.
В эти печальные годы разноверная и разноязычная Казань и весь Казанский край, еще не полностью просвещенные светом христианства, далеки были от того, чтобы сочувствовать русскому горю. Более того, они были готовы даже унижать самое христианство, не видя воочию милости Божией к христианам.
В довершение печали, в июне 1579 г. в Казани случился необыкновенный пожар. Сгорела большая часть Казанского посада, все торговые ряды, великокняжеский дворец и даже Спасо-Преображенский монастырь, где погребены были святители Гурий и Варсонофий.
В пожаре 1579 г. магометане видели гнев Божий на христиан, а потому унижали даже самое достоинство христианства перед иноверием.
«Истинная вера православная бысть в притчу и поругание, источника целебного не бе тогда в Казани», — писал святитель Гермоген.
Но Господь не оставил Своих верных последователей и показал магометанам, что Он, как чадолюбивый Отец, милует Своих детей, наказуя их временно.
На месте сгоревшего дома стрельца Даниила Анучина, откуда начался страшный пожар 1579 года, чудесно явилась икона Божией Матери, сразу же сделавшаяся оплотом Православия среди сильного иноверия в Казанском крае.
Великое событие взволновало и воодушевило всю христианскую Казань. Нет слов описать тогдашний религиозный подъем и христианское воодушевление казанцев.
Первым, кто удостоился взять на руки дивную икону Божией Матери от земли и показать ее народу, а затем перенести в ближайшую церковь св. Николая Тульского, — был гостинодворский иерей, впоследствии святитель Гермоген.
Тогдашний Казанский архипастырь Иеремия поручил ему, как выдающемуся и образованному иерею, следить за порядком церковного торжества. Будущий святитель, будучи очевидцем и ближайшим руководителем в церковных торжествах, рассказывает, как сам архипастырь и воеводы с плачем молились, припадая к чудотворной иконе.
Когда святая икона была перенесена в Николо-Тульскую церковь в торжественном крестном ходе во главе с архипастырем, при участии всех городских властей с их семьями, народ положительно заполнил площадь и теснился, чтобы прикоснуться к чудотворному образу.
Постоянные церковные службы в соборе еще больше воодушевили народ и самого гостинодворского иерея.
При самом деятельном его участии составлено было первое сказание о явлении иконы Божией Матери и чудесах от нее и послано царю Грозному. Царь Иван Васильевич, удивленный великолепием начертания явленного образа и всем случившимся в новой его «вотчине» Казани, на месте явления иконы велел поставить деревянную церковь во имя Пресвятой Богородицы и, таким образом, основал первый Казанский женский монастырь. В нем хранился первый целебный источник города Казани, ярко светящийся в полумраке казанской жизни.
В явлении иконы и чудесах от нее, живо описанных самим святителем Гермогеном, верным и магометанам открылось величие христианства. Вера не посрамила казанцев в трудные времена... Святая икона явилась знамением победы христианства и русского величия среди иноплеменников.
Да, и не одним казанцам явлена была милость и заступление Божией Матери через явленную икону: казанские дружины, отправившиеся на освобождение Москвы от поляков в 1612 году, имели у себя копию с Казанской явленной иконы Божией Матери, проявившей Свою благодатную помощь и заступление в тяжелое для Руси время — казанцы со своею иконою участвовали при отнятии у поляков Московского Новодевичьего монастыря. На возвратном пути в Казань, в Ярославле, эта копия была передана дружинам Пожарского и Минина, шедшим в Москву из Нижнего Новгорода; в этих дружинах святая икона также проявила чудодейственную силу. Свою спутницу и помощницу в походах и сражениях князь Пожарский поставил затем в Москве, в своей приходской церкви Введения Богородицы на Лубянке.
До 1612 г. Казанская икона Божией Матери чтилась только в Казани местно и празднование совершалось однажды в год — 8 июля, в день обретения ее.
В память же избавления Москвы от поляков установлено празднование иконы еще и 22 октября. Но до 1649 г. оба эти празднования отмечались только в Казани и Москве, а с 1649 г. 22 октября — по всей России. Таким образом, Казанская икона, местно чтимая, сделалась всероссийской святыней.
Господу угодно было прославить многие из копий с Казанской иконы, даже не первоначальных, даром чудотворения ради православного народа, в трудные минуты всегда ищущего помощи свыше и прибегавшего с молитвой к Усердной Заступнице рода христианского.
Явленная чудотворная икона, похищенная злодеями в 1904 году, была древнего, до-Никоновского, письма, цвета темного, величина ее была в ширину 5 вершков, в длину 6 вершков. На ней Богоматерь изображена с преклоненною главою к Божественному Младенцу. Изображение Богоматери так называемое, грудное, а потому не изображено ни одной Ее руки. Богомладенец представлен стоящим, по одежде препоясанным и с десницею несколько отклоненною в правую сторону, благославляющим с перстосложением древним, близким к двуперстию (чего нет на позднейших копиях явленной иконы, т. к. на других иконах, как Московская и Петербургская, перстосложение уже с совершенно правильным именословным благословением). Глава Богоматери с круглым ликом склонилась почти к самой главе Богомладенца, с волосами без пробора. Лик Богомладенца обращен к молящимся совершенно прямо.
Заменившая похищенную явленную чудотворную икону, древняя точная копия с первообраза и находящаяся в настоящее время в Казани, в кладбищенской церкви, икона Божией Матери, также древне-греческого письма, цвета темного, лики сохраняются под слюдой, риза жемчужная. Эта святая икона заменяла явленную иногда во время крестных ходов и стала на ее место, являясь в настоящее время великой святыней казанцев, которые прибегают к своей «Заступнице Усердной», во всех скорбях и болезнях. Вместе с трудовыми свечами перед образом Богоматери горят лампады и горячие молитвы взволнованных душ, притекающих к нему и со слезами взывающих: «Пресвятая Богородице, спаси нас!»
Ежедневно по заамвонной молитве, перед чтимым образом Божией Матери, служащим архиереем или иереем, совершается краткий молебен с пением тропаря «Заступнице Усердная», запевов, сугубой ектении, молитвы Богоматери и величания: «Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтем образ Твой святый, от него же истекает благодатная помощь всем с верою притекающим к нему».
Каждое воскресенье, после вечерни, служением архиерейским, пред чудотворным образом служится акафист «нараспев» умилительным напевом Казанского женского монастыря, причем самые воззвания «Радуйся» поются ликом на 2 напева.
Прославление Казанской иконы Богоматери, чтимой всем русским народом, которому она близка не только по историческим событиям, но и по семейному обычаю благословлять ею брачущихся, — совершается по тому же чину ежедневно и в воскресные дни и в Свято-Никольском соборном храме.
АРХИЕПИСКОП СЕРГИЙ