ПРОБУЖДЕНИЕ

СЛОВО, СКАЗАННОЕ В ПРЕОБРАЖЕНСКОЙ ЦЕРКВИ Г. МОСКВЫ

Когда человек живет, думая о спасении своей души, когда он носит в себе страх Божий, когда он хочет жить по воле Божией, он всегда своими духовными очами видит перед собой Господа. Тогда он неизменно носит в себе память о том, что Всевидящий Господь видит его намерения, его желания, его деяния. И, нося в себе это сознание, такой человек, спасающий свою душу, боится сделать что-нибудь не угодное Богу.

А когда человек забывает и думать о спасении своей души, когда он живет так, как ему хочется, по воле своих страстей и похотей, в нем гаснут порывы к Богу, к Небу, он перестает бодрствовать над своим сердцем, и душа его начинает цепенеть и умирать. И чем больше такой человек погружается в бездну грехов своих, тем все более и более он мертвеет своей душой. Память уже не напоминает ему о том, что в нем живет бессмертная душа; его совесть умолкает; сердце такого грешника уже не устрашается тем, что его ожидает Суд Божий, и его уже не услаждают священные слова о вечном блаженстве верных детей Божиих. О таком человеке сказано в слове Божием, что он «будто жив», но он «мертв» (Откр. 3,1).

Конечно, не каждый грешник впадает в состояние такой духовной смерти. Но ведь, дорогие мои, и мы с вами, каждый из нас носит в себе как бы семя, зачатки такой смерти, такого глубокого, беспробудного греховного сна.

Разве это не сон, если мы забываем о том, что нас ждет смерть, что после смерти каждого из нас ожидает отчет перед лицом Того, Кто дает нам жизнь и прекращает ее?

Разве это не сон, если мы согрешаем сегодня, завтра, послезавтра и уже не думаем о том, что согрешаем, привыкаем к своему греху и смотрим на него как на естественное проявление наших чувств, мыслей и желаний?

Разве это не сон наш, если мы, стараясь питать свою душу земной пищей, тленной, развлекая ее суетой, забываем о том, что наша бессмертная душа нуждается в другой пище — в той духовной пище, какою Господь повелел питать наши души?

Разве это не сон наш, если мы не видим, в состоянии своей греховности, что душа наша, как сказано в слове Божием о грешной душе, — и несчастная, и жалкая, и нищая, и слепая, и нагая (Откр. 3, 17)?

И как неисчерпаемо Божие милосердие, как неиссякаема отеческая любовь Господа, нашего Небесного Отца, к Своим детям! Он и грешников не оставляет Своей отеческой любовью, многолетних беззаконников, лежащих в своих грехах, не покидает Своим отеческим взором. Ведь Он сказал еще в дни Ветхого Завета: «Не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был» (Иез. 33, 11). Бог хочет, чтобы ни одна грешная душа не умерла для вечной жизни, чтобы жив был каждый человек, и погрязший в тине своих пороков.

Все вы знаете о блудном сыне, который оставил отеческий дом, в грехах провел годы вдали от родного крова, затосковал об этом крове и вернулся к отцу.

И вот, на примере этого сына и на примере его отца мы видим, как любовь Божия ищет грешника и находит его. Отец не выпускал из своего взора блудного грешного сына. Его объятия готовы были открыться навстречу ему, лишь бы только сын вернулся в свой дом.

И пришло время: сын, находясь в далекой стране, после немалого времени служения греху и страстям, услышал в тайниках своей души голос, звавший его вернуться на родину. Этот голос заговорил в нем скорбью и сожалением о загубленных годах, разбудил в нем сознание своей греховности, зажег в нем страх перед Богом. И, как говорит притча, блудный сын «пришел в себя» и сказал самому себе: «Сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода!» (Лк. 15, 17). В душе этого грешника проснулась тоска о тех счастливых днях юности, когда он жил любимым сыном своего отца и когда радостно и покойно было на его душе.

Так любовь Божия хочет спасения грешника. Так Спаситель наш стучится в сердце каждого из нас и зовет вспомнить о своем Небесном Отечестве, осознать свою духовную бедность и греховность, увидеть свою грязь и спешить вернуться к Отцу, почувствовать, как легко дышится под кровом любимого, родного, любящего и заботливого Отца.

Господь пробуждает сердца от греховного сна разнообразными путями. То Он пошлет нам радость в нашей жизни, чтобы мы, встречая

эту радость, переживая ее, вспомнили о Том, Кому мы ею обязаны. То Он потрясает нас каким-нибудь событием в жизни нашей или в жизни окружающих нас, чтобы потрясти нашу спящую в грехах душу. То услышит душа в храме Божием слова молитвы, слова проповеди, и слово Божие дойдет до дна души, коснется самой сокровенной глубины человеческого духа.

И разве не знает каждый грешник о таких минутах в его жизни, когда вдруг — может быть, совсем непонятно для него и для окружающих — на его сердце нападает тоска и томление. Все, чему он служил и что его окружало, кажется ему пустым, суетным, скучным, ненужным; душа его куда-то рвется; его порочная жизнь начинает казаться омерзительной; он хочет вырваться из уз греховных, которыми связаны его сердце, его мысли, его поступки. В грешную душу проникает чувство сознания своих грехов, душа начинает скучать по чистой жизни, по небесному воздуху, по своей вечной родине, по своему Отцу и тянется к своему Творцу и Богу.

И горе человеку, если он не услышит этого голоса Божьего, если он оттолкнет руку Божию, в эти минуты протянутую к его грешному сердцу! Еще более окаменеет и омертвеет его душа.

Вы знаете, как блудный сын в далекой стране опомнился и осмотрелся вокруг себя. Это сознание своей греховности, своей беспомощности, этот страх перед будущим, перед вечной гибелью — это начало покаяния и каждого грешника, когда он, приходящий в себя, начинает сознавать свое греховное состояние.

Блудный сын сказал: «Я встану и пойду к отцу моему. Зачем мне оставаться здесь, где после удовольствий и наслаждений я переживаю такую горечь и такие тяжкие страдания? Что меня ждет впереди? Еще больше страданий, еще более горькая участь. Я знаю, что я недостоин прощения у своего отца, я знаю, что заслужил наказание, но от руки любимого отца и наказание будет мне понести не трудно». Так рассуждал в себе блудный сын.

И так переживает и каждый грешник, обращающийся к своему Небесному Отцу, опуская взор свой в сердце и видя, сколько скверн, сколько зловония скопилось в его душе.

Скажет кающийся грешник: «Где же те удовольствия, те греховные наслаждения, то суетное счастье, за которыми я так гонялся в своих грехах и страстях? Все это мираж, дым, который разлетелся, и не осталось ничего, кроме тяжелой горечи на сердце. А жизнь не только идет, — жизнь моя мчится и подходит к своему концу. Где моя невинность? Я ее продал за греховные наслаждения. Где дерзновение моего, когда-то чистого, сердца, с которым я обращался на молитве к Господу, веруя, что ни одно воздыхание, ни одну молитву, какие исходят из сыновне преданного и любящего сердца, не оттолкнет Небесный Отец? Где плоды причащения Святых Таин Христовых, которыми я питался много раз в своей жизни?

Пойду я к Отцу моему и скажу: я согрешил против Неба и против Тебя, я оскорбил Твою отеческую любовь, я упорно и долго нарушал те священные обеты, какие я давал в крещении устами восприемника и какие я много раз повторял при таинстве исповедания перед Святой Чашей.

Ты освящал меня благодатью Святаго Духа, а я своими беззакониями сделал внутреннюю храмину черной и смрадной. Я попрал Божественную Кровь Твою, Господи; я осквернил свою душу, принимающую в себя Божественного Гостя, изгадил ее своими грехами и пороками.

Ты много раз стучался в мое сердце, а я не хотел слушать Тебя. Через Ангела-хранителя моего Ты говорил моему сердцу о том, что я иду к погибели вечной, но я не послушался голоса Ангела-хранителя. Ты назвал меня Своим сыном, а я в своих грехах и страстях не захотел быть Твоим сыном. Я достоин тягчайшего наказания. Я стою перед Тобой в своих струпьях греховных, ожидая Твоего Божественного Суда. Но я знаю, как бесконечно Твое милосердие, и надежда на то, что Ты меня, плачущего о своих грехах, не оттолкнешь от Себя, удерживает меня от отчаяния и приводит к Тебе, к Твоим ногам со всею грязью моей души».

В притче блудный сын хотел сказать своему отцу: «Прими меня в число наемников твоих» (Лк. 15, 19). Он мечтал только об одном: быть хотя бы последним слугой у своего отца в родном доме.

И каждая грешная душа, каясь в грехах, молит своего Небесного Отца: «Омой меня, Господи, благодатью покаяния, оживотвори меня силой Твоей, освяти меня благодатью Святаго Духа Твоего и не лиши меня Вечного Твоего Царства. Я недостоин быть с теми святыми, которые окружают Престол Твой, я не смею и думать быть около них, но я молю Тебя: дай мне быть хотя бы последним, но в ограде Царства Небесного, да не останусь я за закрытыми дверями той вечной жизни, в которой Ты, мой небесный Отец, даруешь вечное счастье всем, кто исполняет волю Твою, кто придет к Тебе с душой, очищенной от своих скверн и беззаконий».

Благо нам, дорогие мои, если эти чувства заполняют наши души. Это — начало покаяния и надо его довершить, довести до конца.

Блудный сын не только сказал сам в себе: «Я встану и пойду», но он встал и пошел, он исполнил то, что хотел исполнить.

И каждый из нас, ища вечного спасения, сознавая свои грехи, плача о них, пусть доведет это свое покаяние до конца, придет в святой храм Божий и склонится перед лицом Небесного Отца с «сокрушенным и смиренным сердцем» (Псал. 50, 19), умоляя Его о прощении и исповедуя пред Ним свои грехи.

Нельзя откладывать не только на годы, но на месяцы, а может быть, на недели своего покаяния, потому что смерть всегда стоит рядом с кем-нибудь из нас.

Вот вчера молились с верующим народом в храмах Москвы два пастыря, а сегодня ночью — один в два часа, в другой в пять часов — внезапно отошли ко Господу. Так смерть стережет человека.

И пока мы живы, пока Господь еще терпит нас на земле не по грехам нашим, надо спешить принести Богу покаяние, надо слезным раскаянием омывать свою грязную, грешную душу. А Отец Небесный, как Отец чадолюбивый, обнимает каждого кающегося и плачущего перед Ним грешника. Он дарует нам ту радость прощения, с которой не может сравниться никакая земная радость.

Митрополит Николай

Система Orphus