В числе заграничных церковных деятелей, откликнувшихся на приглашение к участию в трудах Конференции всех Церквей и религиозных объединений в СССР по вопросам защиты мира были: председатель Австрийского национального комитета сторонников мира, пастор Э. Кок и член Синода Старокатолической Церкви в Австрии, священник-профессор Ф. Барейска.
В 18 ч. 30 м. 10 мая самолет Аэрофлота подруливает к зданию аэропорта во Внуково. Оба гостя первыми выходят из самолета. Среди встречающих: представители Патриархии — протоиерей о. Игорь Малюшицкий и профессор И. Н. Шабатин, член Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР Г. Т. Уткин, член Совета по делам религиозных культов при Совете Министров СССР П. А. Задорожный. Краткие взаимные приветствия — и мы везем гостей в столицу нашей Родины, Москву.
И пастор Э. Кок и профессор Ф. Барейска впервые в нашей стране. Они — довольно давние друзья нашего народа, нашей Русской Церкви, в Западной Европе встречались с великим глашатаем мира, Митрополитом Николаем, внимательно следят за жизнью СССР по периодической прессе. Знают о грандиозном размахе социалистического строительства, о великих стройках коммунизма.
Но все, что раскрывалось с каждым часом перед их глазами, во много раз усиливало впечатления, по-новому волновало, нередко ошеломляло.
Громада новых высотных зданий Московского университета поразила наших гостей. Мы с о. Игорем кратко рассказали об условиях жизни и учебы в советских вузах.
Еще по дороге с аэродрома в гостиницу «Националь» гости были поражены и совершенной ликвидацией следов разрушений, нанесенных в годы войны фашистской авиацией, и бодрым, жизнерадостным видом заполняющих тротуары москвичей.
Из номера гостиницы — вид на Кремль и на Красную площадь. После того как улеглись первые дорожные впечатления, гости засыпали нас массой вопросов. И в последующие дни количество вопросов почти не уменьшалось. Ответы на свои вопросы они одновременно получали: и устные — от нас и наглядные — от окружавшей их живой, зрительно воспринимаемой действительности.
По дороге в Патриарший собор гости говорили о клевете враждебной к СССР прессы, — о том, что посещают русские храмы исключительно старухи. Но у храма они увидели огромные толпы людей всех возрастов и обоего пола.
Кипучая жизнь столицы, величественность ее строек вызывают у Эрвина Кока невольное восклицание от глубины души: «И такой народ, такую страну Гитлер надеялся покорить?!»
В Большом театре СССР в день посещения его участниками Конференции гости горячо свидетельствуют, что Вена не знает ничего подобного в смысле культуры постановки, режиссерского блеска и отстала по актерско-исполнительскому мастерству.
12 мая. Заключительный день работы Конференции.
«Прежде всего, — говорит в своем приветственном обращении к Конференции пастор Эрвин Кок, — я хочу от имени своего народа попросить прощения у народа русского за то, что многие мои соотечественники были в рядах гитлеровцев, разорявших вашу великую страну. Этого больше не случится!» О великих трудах Православной Русской Церкви и ее выдающихся иерархов — Святейшего Патриарха Алексия и Митрополита Николая в деле борьбы за мир говорит священник-профессор Ф. Барейска. Как участник недавней Международной Конференции в защиту детей, он призывает служителей церквей развернуть энергичнейшую работу среди женщин-матерей за сохранение жизни их детей.
Гости знакомятся с делегатами — православными, лютеранами, католиками, баптистами, иудеями, мусульманами... Живой, впечатлительный Франц Барейска не в силах сдержать хохота, когда рассказывает о «стеснениях и преследованиях религии в СССР» — упорной, гнусной американо-английской газетной и журнальной лжи.
Здесь, в стенах Духовной Академии, наглядно демонстрируется не только свобода отправлений всех религиозных культов, но и близость пастырей к пастве и готовность церковных работников сделать все от них зависящее для процветания своей великой Родины.
Три дня после окончания Конференции посвящаются осмотру достопримечательностей столицы. Гости посещают по своему выбору приходские храмы, присутствуют на молитвенном собрании евангельских христиан-баптистов, восхищенно осматривают станции новой линии нашего великолепного метро.
В среду, 14 мая — незабываемый день посещения Кремля. Более четырех часов занимает осмотр его святынь и достопримечательностей.
15 мая — экскурсия по каналу Москва-Волга на теплоходе «Иосиф Сталин».
Впечатления этих дней настолько сильны и многообразны, что у гостей нехватает слов для их выражения.
Пока же и Эрвин Кок и Франц Барейска говорят о себе, об условиях жизни и работы в их стране. Пастор Эрвин Кок не сомневается, что враждебные делу мира элементы сразу же после его возвращения поднимут в печати вопль о том, что «Кок разрушает Церковь». «Но, — говорит он далее, — поездка в Москву и то, что я здесь увидел и услышал, меня так ободрили и воодушевили, что я не остановлюсь ни перед какими препятствиями в своих усилиях сделать австрийское движение за мир еще более действенным».
«Если бы у нас в Австрии, — восклицает Ф. Барейска, — все знали, как живет, над чем трудится, к чему стремится Советский Союз! Мы расскажем об этом всюду, всегда, где и когда только можно будет рассказать! И многие, очень многие люди нам поверят. Но насколько то, что будем рассказывать мы, резко отличается от того, что долбит и наша антинародная и англо-американская пресса!».
Вечер 15 мая. Последние часы пребывания гостей в столице нашей Родины. Пять дней совместного пребывания сблизили и лично нас. С невольной грустью покидаем пределы города.
Тот же аэропорт. Провожают те же лица, которые 10 мая встречали гостей. Прибывает и специальный представитель Патриарха — протопресвитер Н. Ф. Колчицкий.
Третий час ночи. Самолет на старте.
Прощаемся. «Нет, ни в коем случае — не «прощайте», — взволнованно говорит Ф. Барейска, — «до скорого свидания, безусловно — до свидания, друзья». Медленно двинулся самолет, увозя гостей-друзей на новые труды, быть может, и на новые трудности в борьбе за мир во всем мире.
ПРОФ. И. ШАБАТИН