СВЯТОЙ ИГНАТИЙ БОГОНОСЕЦ

Св. Игнатий Богоносец принадлежит к числу мужей апостольских. Это почетное наименование прилагается к ученикам и непосредственным преемникам апостолов в деле проповеди христианства и устроения жизни Церкви. Период их деятельности падает на вторую половину I века и заканчивается для большинства первою четвертью II века.

Немного письменных памятников сохранилось от этой эпохи, но они представляют величайшую ценность для христианина. Простые и безыскусственные по внешней форме, они, подобно апостольской проповеди, оказывают действие не убедительными словами человеческой мудрости, но явлением духа и силы (I Кор. 3, 4). Непосредственное общение с учениками Господа и свидетелями Его жизни, страданий и воскресения, обилие благодатных дарований и чудес в первенствующей Церкви, радостное и победное ощущение новой жизни, явленной воскресением Христа и излиянием «огнеобразной благодати» Духа в Пятидесятницу, — все это превращало для первых христиан истины веры не в предмет только теоретического признания, но в непосредственно переживаемый факт, не имеющий нужды в умственных изысканиях и доказательствах. Отсюда неподражаемая простота и искренность святого воодушевления, являющиеся наиболее яркою особенностью писаний мужей апостольских.

Исключительную ценность представляют эти литературные памятники и для богословской науки. Приводимые в них выдержки из Евангелия и посланий апостольских служат доказательством канонического достоинства и исторической подлинности и неповрежденности Новозаветного кодекса, а отраженная в них картина церковного строя и практики представляет первые записи Церковного Предания.

Многое извлекает из этих документов церковный историк и догматист, а исключительный по высоте общий дух жизни первых христиан служит высоким идеалом для христиан всех последующих поколений.

Наиболее ярко это настроение первых христиан нашло отражение в писаниях св. Игнатия Богоносца.

О жизни св. Игнатия сохранилось очень мало данных. По преданию, он был учеником св. Иоанна Богослова. Некоторые, хотя и скудные, сведения о нем почерпаются из его посланий, написанных по пути из Антиохии в Рим. Об этом путешествии и посланиях говорит младший современник св. Игнатия — Поликарп, епископ Смирнский; выдержки из них приводятся св. Иринеем Лионским и Оригеном. Более подробно говорит о нем в своей истории Евсевий Кесарийский и св. Иоанн Златоуст в похвальном слове св. Игнатию, сказанном в Антиохии.

Исторически установленными можно считать следующие факты.

Св. Игнатий, родом сириец, был вторым епископом Антиохии после апостола Петра, преемником которого был Еводий. В царствование Траяна в Антиохии открылось гонение на христиан, имевшее, повидимому, только местный характер. Проконсулом св. Игнатий был осужден на растерзание зверями в Риме, куда и был отправлен для исполнения приговора под охраною 10 воинов. Какой характер носил этот переезд, видно из следующих слов мученика в послании к Римлянам. «На пути из Сирии до Рима на суше и на море я уже борюсь со зверями, будучи связан с десятью леопардами, т. е. с отрядом воинов, которые от благодеяний, им оказываемых, делаются только злее» (Посл, к Римл. гл. 5) [1].

На пути он имел более продолжительные остановки в Смирне и Троаде. Оказывая любовь обреченному на смерть узнику, местные христиане стремились всячески облегчить его участь. В Смирне приветствовал св. мученика Поликарп, епископ Смирнский, и послы от христианских общин тех городов, которые остались в стороне от его пути. Св. Игнатий вручает им три благодарственных послания к Ефесянам, Магнезиянам и Траллийцам. Отсюда же было послано и четвертое послание к Римлянам. В нем узник, опасаясь того, чтобы римские христиане, воспользовавшись правом апелляции, не стали ходатайствовать перед императором о смягчении его участи, просит не лишать его мученического венца.

Во время остановки в Троаде св. Игнатий получил известие о прекращении гонения в Антиохии. Отсюда он написал еще три послания к Филадельфийцам, Смирнянам и Поликарпу Смирнскому.

В них он благодарит за оказанный ему прием и просит приветствовать Церковь Антиохийскую по случаю прекращения гонений.

О дальнейшем пути точных известий не сохранилось, и о его смерти в Римском амфитеатре мы почерпаем сведения из общецерковного предания. Кончина мученика церковными историками относится к последним годам царствования Траяна, который умер в 117 году [2].

По Метафрасту, св. Игнатий был тем отроком, который Иисусом Христом был поставлен в пример смирения апостолам (Мф. 18, 1—6); по Сократу, — им введено было в Антиохии антифонное пение, перешедшее затем в другие Церкви.

Важнейшие документы, сохранившиеся от св. Игнатия, — его послания, дошли до нас в трех редакциях: пространной, которая кроме перечисленных семи содержит еще восемь, адресованных Церквам и отдельным лицам (одно из них — Божией Матери); краткой, представляющей сокращение трех первых посланий — к Ефесянам, Римлянам и Поликарпу Смирнскому, и, наконец, средней, состоящей из семи, названных выше. Его послания выражают пастырскую заботу о сохранении чистоты веры христианскими общинами и об их внутреннем единстве.

В эпоху жизни св. Игнатия особенную опасность представляли два еретических течения — эвионитство и докетизм. Первое, вышедшее из иудействующих кругов, признавало Иисуса Христа простым человеком, отрицая Его Божество; второе, порожденное рационалистическим гностицизмом, отрицало реальность воплощения Сына Божия, и человеческую природу во Христе считало призрачной.

Предостерегая против иудействующих эвионитов, св. Игнатий в послании к Магнезийцам говорит, что Христос «был прежде век у Отца

и, наконец, явился видимо» (Магнез. гл. 6). «Он есть Слово Его Вечное» (Магнез. гл. 8), «исшел от Единого Отца и в Едином пребывает и к Нему Единому отшел» (Магнез. гл. 7).

Ветхий Завет имеет для христианства только подготовительное значение: «Не христианство уверовало в иудейство, а иудейство в христианство» (Магнез. 10). Св. Игнатий обладал такою полнотою благодатной жизни во Христе, что внешние доказательства для него имели малое значение, а истина христианская стояла пред ним с достоверностью непосредственно, переживаемого факта. «Я слышал от некоторых слова, — говорит он в послании к Филадельфийцам, — если не найду в древних писаниях, то не поверю Евангелию. Но для меня древнее — Иисус Христос, непреложное древнее — крест Его, Его смерть и воскресение, и вера Его: вот чем желаю оправдаться при вашей молитве» (Филад. 8).

В обличение докетов св. Игнатий указывает на человеческую природу Иисуса Христа: «Иисус Христос Господь и Бог наш истинно из рода Давидова по плоти, но Сын Божий по воле и силе Божественной, истинно родился от Девы, крестился от Иоанна... истинно распят был за нас плотию при Понтии Пилате и Ироде... Все это Он претерпел ради нас, чтобы мы спаслись, и пострадал истинно, как истинно и воскресил себя, а не так, как говорят некоторые неверующие, будто Он пострадал призрачно... По воскресении Он ел и пил (с учениками) как имеющий плоть, хотя духовно был соединен с Отцом» (Смирн. I,II,III).

Реальность восприятия Сыном Божиим естества человеческого служит основою нашего участия в Божественной жизни. «Если же Господь наш, — говорит он в том же послании, — совершил это призрачно, то и я ношу узы только призрачно. И для чего же я сам себя предал на смерть, в огонь, на меч, на растерзание зверям?.. Чтобы участвовать в Его страданиях, я терплю все это, и Он укрепляет меня, потому что сделался Человеком Совершенным» (Смирн. IV).

Со всей энергией восставая против еретиков и утверждая учение о Христе как Истинном Боге и Совершенном Человеке, св. Игнатий и спасение людей рассматривает как дарование им нетления и воскресения по плоти: «Христос истинно воскрес из мертвых, так как Его воскресил Отец Его, Который подобным образом воскресит и нас, верующих в Иисуса Христа, ибо без Него мы не. имеем истинной жизни» (Тралл. IX). Христос «облагоухал» Церковь воскресением. Искупление сопровождается преобразованием самой природы человека. В послании к Ефесянам он называет их «истинными камнями храма Отчего»... «Вы Богоносцы и храмоносцы, Христоносцы и святоносцы» (Ефес. IX).

Лучшим оплотом против распространения лжеучений св. Игнатий считает единство Церкви и этому вопросу в своих посланиях он уделяет не меньше внимания, чем борьбе с ересями. «Бегайте разделения, — говорит он в послании к Смирнянам, — как начала зол». «В общем собрании да будет у вас одна молитва, одно прошение, один ум, одна надежда в любви и в радости непорочной. Един Иисус Христос, и лучше Его нет ничего. Поэтому все вы составляете из себя как бы один храм Божий, как бы один жертвенник, как бы одного Иисуса Христа (Магн. VII).

Средством для сохранения церковного единства, по св. Игнатию, служит единение верующих с епископом и церковной иерархией и участие в Евхаристии.

«Все последуйте епископу, как Иисус Христос — Отцу, а пресвитерству, как апостолам. Диаконов же почитайте как заповедь Божию. Без епископа никто не делай ничего, относящегося до Церкви. Только та Евхаристия должна почитаться истинною, которая совершается епископом, или тем, кому он сам предоставил это. Не позволительно без епископа ни крестить, ни совершать вечерю любви; напротив, что одобрит он, то и Богу приятно, чтобы всякое дело было твердо и несомненно» (Смирн. VIII). «Без них (епископов, пресвитеров, диаконов) нет Церкви» (Тралл. III). «Старайтесь иметь одну Евхаристию, ибо одна Плоть Господа нашего Иисуса Христа» (Филад. IV).

Обличая докетов, св. Игнатий раскрывает учение древней Церкви о Евхаристии. «Они (докеты) удаляются от Евхаристии и молитвы, потому что не признают, что Евхаристия есть плоть Спасителя нашего Иисуса Христа, которая пострадала за грехи наши, но которую Отец воскресил по своей благости» (Смирн. VII).

«Нет для меня сладости в пище тленной, — пишет он в послании к Римлянам, — ни в удовольствиях этой жизни. Хлеба Божия желаю, хлеба небесного, хлеба жизни, который есть плоть Иисуса Христа Сына Божия, родившегося в последнее время от семени Давида и Авраама. И питья Божия желаю — крови Его, которая есть любовь нетленная и жизнь вечная» (Римл. VII). Трудно выразить яснее учение о действительном вкушении в Евхаристии Тела и Крови Христовых.

Кроме Евхаристии и священства в посланиях упоминается еще о следующих таинствах: крещении, покаянии (Смирн. VIII, Ефес. X, Поликарпу XI и др.) и первое указание на таинство брака: «Те, которые женятся и выходят замуж, должны вступать в союз с согласия епископа, чтобы брак был о Господе, а не по похоти» (Полик. V).

Св. Игнатий первый из отцов употребляет термин кафолическая или вселенская Церковь.

Не менее чем в догматическом отношении послания св. Игнатия ценны для Церкви и тем, что в них отразилась исключительная красота его духовного облика. Наиболее ярко возвышенная христианская настроенность нашла выражение в послании к Римлянам. Опасаясь, чтобы римские христиане, движимые любовью, не добились смягчения участи осужденного и тем не воспрепятствовали завершению его мученического подвига, св. Игнатий умоляет их не ставить ему преград в его стремлении соединиться со Христом.

Венчаемый славою мученика, приветствуемый на своем крестном пути всеми церквами, св. Игнатий проявляет, однако, в своих посланиях величайшее смирение. «Поминайте в молитве вашей Церковь Сирскую, — пишет он в конце послания к Римлянам, — у ней вместо меня пастырь теперь Бог. Один Иисус Христос будет епископствовать в ней и любовь ваша. А я стыжусь называться одним из ее членов, ибо недостоин того, как последний из них и как изверг. Но если достигну Бога, то по милости Его буду чем-нибудь» (Римл. IX). «Я отребье ваше, — говорит он в послании к Ефесянам, — и должен очиститься вашею, Ефесяне, знаменитою в веках Церковью» (Ефес. VIII).

Во всех посланиях, забывая об испытываемых им и предстоящих страданиях, он проявляет трогательную заботу о своей осиротевшей пастве. Узнавши на пути о прекращении гонений в Антиохии, в посланиях из Троады к Филадельфийцам, Смирнянам и Поликарпу Смирнскому, он просит отправить представителей к антиохийским христианам с приветствием о водворении мира.

Послания св. Игнатия Богоносца при всей простоте и безыскусственности изложения оказали мощное влияние своим содержанием на последующее движение христианской мысли. Учение св. отца о лице Спасителя получило дальнейшее раскрытие в творениях св. Иринея Лионского, Афанасия Александрийского и других восточных и западных учителей Церкви и завершилось в догматических определениях Вселенских Соборов. Идея единства Церкви, которую он выдвигает как главный оплот против еретиков, явилась в дальнейшем основным пунктом учения св. Киприана Карфагенского, занимает значительное местов творениях блаж. Августина и получила точное выражение в символе веры.

Классически ясно раскрыто св. Игнатием учение о реальном присутствии Христа в Евхаристии и о вкушении верующими истинных Тела и Крови Господних под видом хлеба и вина. Большую историческую и догматическую ценность имеет также упоминание и о других таинствах.

Наконец, нравственный облик св. Игнатия с его пламенной любовью ко Христу по справедливости стяжал ему имя Богоносца, под которым чтит св. Игнатия христианская Церковь.

А. ЯСТРЕБОВ

[1] По римским обычаям конвоируемый узник приковывался к страже цепями. Выдержки из посланий св. Игнатия Богоносца в данной работе приводятся по русскому переводу Писаний Мужей Апост. свящ. П. Преображенского. Москва, 1862 г.

[2] И. В. Попов. Конспект лекций по патрологии, Посад, 1916 г., стр. 27.

Система Orphus