Вознесение Господне

О вознесении Господнем кратко, но ярко и знаменательно повествует евангелист Лука в Деяниях Апостольских (гл. 1).

Вознесение Господне на небо произошло в 40-й день по Его воскресении из мертвых (Деян. 1,3).

Собрав учеников, Господь велел им не отлучаться из Иерусалима, пока они не примут «Обещанного от Отца» Духа Святаго. Дух Святый нужен был апостолам для просветления их сознания и для укрепления воли их в борьбе за Евангелие Христово.

Это подтвердили Клеопа и Лука в беседе с Воскресшим Христом (Лк. 24, 13—24). В столь же жалком положении были другие апостолы: услышав от мироносиц о воскресении Христа, они сочли это известие «пустым», — ложным (Лк. 24, 11).

При таком смятенном состоянии, понятно, апостолы не могли быть достойными благовестниками Евангелия Христова. Для того им нужно было духовно обновиться, правильно понять смысл евангельских событий. Это открылось им лишь с сошествием Св. Духа в день Пятидесятницы.

Итак, до сошествия Св. Духа апостолам приказано было не отлучаться из Иерусалима. Они были в недоумении: что же ждет их?

Они спрашивали Христа: «не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю» (Деян. 1, 6).

Этим вопросом апостолы показали свою духовную беспомощность и полную неподготовленность к евангельскому благовестию. Несмотря на крестную смерть Христа, они все еще ждали, что Христос на земле откроет царство Израилю и они в нем займут видное положение.

Дивен Бог во Святых Своих! Воистину, христианство среди людей только отчасти дело человеческое. Если бы Дух Святый не направил апостолов, если бы Он не дал им силу покорять мир Господу, — они никогда бы не победили иудейства и язычества.

С другой стороны, это же сознание дает христианам спокойствие и уверенность, что Евангелие в мире никто и ничто не затмит. Следовательно, если люди ополчаются на Господа и на Христово Евангелие, — это то, чему быть должно, но... истина Господня неподвижется во век...

Радостное сознание, которое пусть горит над миром как яркий маяк, зажженный Христом!

На недоуменный вопрос апостолов Господь ответил: «Не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти» (Деян. 1, 7).

«Дело» людей, по словам Христа, сводится к тому, что они примут силу, когда на них сойдет Дух Святый, и будут свидетелями Ему в Иерусалиме, во всей Иудее, Самарии и даже до края земли (Деян. 1, 8).

«Сказав сие, Господь поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их» (Деян. 1, ст. 9).

Апостолы благоговейно смотрели на небо, куда вознесся Христос. Они не в силах были оторваться от своего созерцания.

«И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Христос, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деян. 1, 10—11).

Так Ангелы определили положение людей в виду возносящегося на небо Христа. Христос не совсем и навсегда ушел с земли. Он придет во время, которое «Отец положил в Своей власти», придет со славою, как Бог, не для того, чтобы ходить по земле, учить и страдать, а для того, чтобы судить людей. Судить за жизнь их, за поступки против правды евангельской...

Это радостно и страшно. Радостно, что за Христом не забудется ни одно доброе дело, ни один подвиг евангельский. Всему будет доброе воздаяние!

Но и страшно... С чем мы предстанем пред Христом? Какое свидетельство верности Евангелию принесем мы на Страшный Суд? И чем докажем, что мы ждали Христа, как дорогого Гостя и Божественного Судию?...

«Увы, душе моя, душе моя, восстани, что спиши; конец приближается...»

Обязаны христиане крепко помнить это. Никто из нас не знает, когда Господь призовет нас на Суд. И потому на всякий час мы должны быть готовыми явиться перед Ним. Тому учит нас св. Церковь. В кондаке на Вознесение она поет: «Еже исполнив о нас смотрение, и яже на земли соединив небесным, вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, никакоже отлучаяйся, но пребываяй неотступно, и вопия любящим Тя: Аз есмь с вами и никтоже на вы».

Итак, Христос вознесся на небо после того, как совершил наше спасение. И теперь, Невидимый плотскими очами, Он «пребывает с нами неотступно», промышляя о христианах и спасая.

И потому спокойно и радостно нам следует итти за апостолами, спасая свои души для жизни вечной.

Ап. Лука заканчивает сказание о Вознесении Господнем словами: апостолы «возвратились в Иерусалим с горы, называемой Елеон, которая находится близ Иерусалима, в расстоянии субботнего пути» (Деян. 1, 12).

Из слов апостола следует, что Господь вознесся с горы Елеон.

ПРОТ. Д. БОГОЛЮБОВ

Система Orphus