ВОПРОС ЧЕСТИ И ДОСТОИНСТВА

С начала военного вмешательства англо-американских империалистов во внутреннюю жизнь Кореи прошло почти два года, и полная безрезультатность этой разбойничьей акции красноречиво обличает моральную несостоятельность агрессоров. Несмотря на видимое превосходство в военной технике, они не только не сломили мужества народных защитников и их друзей, китайских добровольцев, но, упражняясь в самых жестоких и коварных методах войны, утратили человеческий облик и всякое понятие о чести и достоинстве своих стран.

В этом отношении суд народов уже вынес свой нелицеприятный приговор; все миролюбивые люди, разных политических и религиозных убеждений, осудили войну в Корее, как агрессивную и, следовательно, несправедливую по отношению к корейскому народу. По лицу мира прошла мощная волна протеста против жестокости интервентов, истребляющих стариков, женщин и детей, против бессмысленного разрушения мирных городов и селений, против продолжения такой позорной для человечества войны.

Под давлением общественного мнения американская сторона была вынуждена пойти на переговоры о перемирии, но результаты этих переговоров продолжают оставаться на протяжении многих месяцев далекими от цели, потому что «делающие неправду», хотя и говорят с ближними своими о мире, а в сердце у них зло (Псал. 27, 3).

Преднамеренно затягивая переговоры, американцы одновременно усиливали военный нажим на фронте, думая принудить корейцев и китайских добровольцев к принятию своих условий. Но когда обнаружилась полная несостоятельность этих попыток, американцы пустили в ход бактериологическое оружие.

Начиная с 28 января текущего года, на разоренные города и села Кореи, на ее поля, еще покрытые снегом, и на реки, скованные льдом, с американских самолетов стали сбрасываться бомбы нового вида — с огромным количеством насекомых, зараженных бактериями чумы, холеры, тифа и других страшных болезней. Месяцем позднее такой же посев смерти начался над провинциями Северо-восточного Китая, над Мукденом и над десятками других китайских городов.

Таким образом, к преступной интервенции американцев присоединилось новое преступление — бактериологическая война, развязанная не по безумному рвению какого-либо военачальника и не по нужде самозащиты, а по заранее обдуманному плану массового истребления людей.

Бактериологическое оружие уже давно известно человечеству, но требования христианской морали не допускали его применения на войне. Наряду с удушливыми газами, оно было запрещено Женевской

международной конвенцией от 17 июня 1925 г., подписанной и одобренной 48 странами.

Иное отношение к этому вопросу оказалось у Соединенных Штатов Америки. Директор управления научно-исследовательских работ Министерства обороны США Ванневар Буш, рассматривая причины, по которым бактериологическое оружие не находило раньше широкого применения, считает, что «поскольку моральные соображения и традиции, повидимому, не принимаются в расчет, единственным критерием использования тех или иных методов ведения войны может служить относительное преимущество различных видов оружия... Следовательно, ...биологическое оружие не использовалось в прошлом лишь по той причине, что оно не показало себя таким же эффективным, как другие виды оружия»[1]. Вот почему, заключаем мы, Соединенные Штаты Америки отказались в свое время ратифицировать Женевскую конвенцию. Это обстоятельство изобличает теперь их тайные намерения воспользоваться в будущем любым оружием, в том числе и бактериологическим, лишь бы оно оправдало себя в деле массового истребления людей.

Соединенные Штаты Америки уже имеют в этом отношении и предшественников: двенадцать лет назад японские военные круги готовы были начать бактериологическую войну и, судя по материалам судебного процесса японских военных преступников в Хабаровске, провели не только зверские опыты над русскими и китайскими военнопленными, но и ряд бактериологических операций в Центральном Китае.

С той поры военные органы Соединенных Штатов Америки усиленно занимались исследованиями в области бактериологического оружия, и только благодаря быстрому окончанию второй мировой войны не смогли провести соответствующих опытов на театре военных действий [2].

Зато теперь, по признаниям американских специалистов, США добились в области изучения болезнетворных бактерий таких результатов, которые позволяют перейти уже к массовому производству бактериологического оружия, способного, по их расчетам, уничтожать, при минимальных затратах, миллионы людей без разрушения материальных ценностей.

Столь ясная установка на бактериологическую войну не осталась одним предположением, пущенным в политический оборот для устрашения возможного противника, а, вопреки всем законам человеческой и христианской морали, стала в этом году фактом, который потряс весь мир.

По примеру американцев, применивших бактериологическое оружие в Корее и в Китае, действует и английское командование в Малайе. Сингапурская газета «Стройте Таймс» сообщает, что в районе Белум были применены ядовитые химические вещества для уничтожения посевов и что такие же операции предположено провести в других районах страны, чтобы обречь на голод сотни тысяч малайских крестьян, поддерживающих народно-освободительную армию [3].

Что можно сказать по поводу этих чудовищных фактов? Какое сомнение может отвлечь нас от их страшной достоверности?

Если мы обратимся к потрясающим картинам чумного опустошения Европы в 1348 году, то они покажутся нам лишь бледным подобием тех ужасов, которыми угрожает бактериологическая война современному человечеству.

Но не будем воображать этих ужасов в то время, когда нужно осмыслить действительность бактериологической войны в ее значении и происхождении, когда нужно мобилизовать все наши силы для борьбы с опасностью.

«Бактериологическая война — это чудовищное злодеяние. Это — гнусное преступление против человечества, — пишет редактор журнала «В защиту мира» Пьер Кот. — Применение бактериологического оружия не только противоречит международному праву: оно противоречит всем нормам морали, и для него невозможно найти никаких оправданий» [4].

Отвечая на вопрос шотландских рабочих о достоверности бактериологической войны в Корее, лауреат Сталинской премии «За укрепление международного мира» Моника Фелтон пишет, что надо признать правду, в которую, щадя благородное имя человечества, хотелось бы не верить, и призывает «не допускать новой деградации этических принципов человечества» [5].

«Бесчеловечные преступления, совершаемые американским правительством, — сказал другой лауреат Сталинской премии мира Го Мо-жо в своем докладе на сессии Бюро Всемирного Совета Мира, — являются самой большой угрозой безопасности человечества и мира во всем мире; они направлены против человеческой справедливости и нарушают все международные конвенции» [6].

«Применение такого бесчеловечного оружия, как бактериологическое, — сказано в докладе Международной ассоциации юристов-демократов, — должно быть воспринято как указание на новую степень дикости в поведении так называемых цивилизованных государств, которое ставит под угрозу всех мужчин, женщин и детей» [7].

В своем протесте против вопиющих злодеяний, совершаемых над корейским и китайским народами, Святейший Патриарх Алексий и Священный Синод Русской Православной Церкви заявили: «До какого нравственного падения, до какого чисто животного, зверского, дикого состояния нужно дойти, чтобы так расчетливо, верно, без промаха стать массовым убийцей...» [8]

Раскрывая темный источник преступления, эта характеристика обличает преступников в угашении духа любви и в ниспадении до животного состояния, когда сатанинская ненависть входит в сердце и лишает одержимых ею человеческого достоинства.

Недаром в призыве Бюро Всемирного Совета Мира «Против бактериологической войны» сказано: «В первую очередь мы обращаемся к мужчинам и женщинам Соединенных Штатов Америки, так как перед каждым из них встает вопрос чести и достоинства».

Это значит, что честь и достоинство, несомненно присущие американскому народу, должны проявить себя в решительном осуждении преступной политики нынешнего американского правительства и в привлечении к ответственности лиц, которые развязали бактериологическую войну в Корее и в Китае.

А. ВЕДЕРНИКОВ

[1] См. журнал «В защиту мира» за 1952 г., № 11, стр. 25—29.

[2] См. журнал «В защиту мира» за 1952 г., № 11, стр. 22.

[3] См. журнал «Новое время» за 1952 г., № 16, стр. 18.

[4] См. журнал «В защиту мира» за 1952 г., № 11, стр. 2.

[5] Там же, стр. 29—31.

[6] Газета «Правда» от 1 апреля 1952 г., стр. 3.

[7] См. приложение к журналу «Новое время» за 1952 г., № 16, стр. 12.

[8] См. газету «Известия» то 21 марта 1952 г., стр. 3.

Система Orphus