«Научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу» (Колос. 3, 16).
Православная Церковь имеет богослужение самое высшее и совершенное из всех богослужений христианских Церквей.
Когда говорят об отличиях католичества и протестантства от Православия, то обычно касаются догматических расхождений и совершенно опускают богослужебные разности. Между тем уклонение от истин Православия оказало пагубное влияние и на богослужение как католическое, так и протестантское.
Католичество почти вывело из общественного церковного употребления древний круг суточных богослужений, оставив его почти для одного духовенства и заменив его для мирян разного рода молебствиями, проповедями, литаниями. Вследствие этого католическое богослужение по сравнению с богатством содержания православного богослужения стало значительно беднее. Католическая Церковь заботилась не столько о содержательности, назидательности своего богослужения, сколько об особой, крайней, эффектности его. В связи с этим католическое богослужение превратилось в ряд церемоний. Оно нередко сопровождается бьющими на эффект движениями священнослужителей. Музыка, совершенно отсутствующая при православном богослужении, — при всей своей красоте и действии на чувство, несравнимом, однако, с нашим пением при богослужении, — стала преследовать цели не назидания, а главным образом эстетического наслаждения. Кроме всего этого, богослужения у католиков обычно совершаются на латинском языке, непонятном основной массе верующих.
У протестантов различных направлений — устав богослужений не имеет строго обязательной силы, а допускает изменения; у них богослужение состоит только из чтения молитв, пения гимнов и проповеди с широким применением импровизации молитв. Не будет ошибочен вывод, что протестантское богослужение не может никогда иметь той силы, какую имеет православное богослужение, которое создано святыми Отцами, достигшими совершенства в молитве, под действием живущего в Церкви Святаго Духа.
Инославный Запад сознает достоинства православного богослужения. Это видно из того, что на Западе за последние десятилетия наше богослужение инославными богословами тщательно изучается и переводится. Ряд чинов и молитв заимствуется у нас и вводится в чины богослужений западных исповеданий.
Наше — православное — богослужение, во-первых, отличается богатством содержания. Со страниц богослужебных книг веет умилительным духом церковного богослужения благочестивой древней Византии, строгим аскетическим настроением великих пустынножителей Египта и Палестины и боговдохновенным богословствованием Отцов в период вселенских соборов. В нем мы слышим речи библейских пророков, патриархов Ветхого Завета. Пред нами, как живые, встают священные события и лица Ветхого и Нового Завета и церковной истории. Молящиеся за православным богослужением находятся под воздействием Церкви всех времен в лице лучших ее представителей, и это влияние исходит не только от поэзии богослужения, но от самого чина его. Такой знаменательности образов и назидательности чтений и песнопений за богослужением не знает ни одна инославная Церковь.
Во-вторых: Св. Отцы «не туне» (т. е. не напрасно) и «ни якоже прилучися» (т. е. не случайно) составили Устав и передали его Церкви (Указание Типикона в начале Четыредесятниды). Св. Отцы были не только песнописцами, песнотворцами, поэтами, творцами словесных произведений, они были в полном смысле слова духовными отцами, учителями, наставниками. В целях воспитательных и назидательных они представляли вероучительные истины в своеобразном поэтическом освещении для возбуждения религиозного чувства и интереса.
В своих творениях св. Отцы священные события сделали для нас живыми, образными и как бы видимыми. Вместо холодных рассуждений, вместо сухого прозаического рассказа, они представили живые картины слова, дающие пищу уму и сердцу.
Святая Церковь никогда не угашала поэтического дара, как он обнаружился в священных стихирах, кондаках, канонах, тропарях и т. п., и поэтому мы имеем возможность услаждаться творениями и преподобного Романа Сладкопевца, и святого Космы Маюмского, преподобного Андрея Критского, преподобных Иоанна Дамаскина и Иосифа Песнописца, свв. патриархов Германа, Анатолия и многих других.
Православные церковные песнопения — это целая поэтическая система родников, ключей, потоков, речек, рек, вливающихся в наше богослужение и напояющих и простые сердца и высокие умы.
Православное богослужение, как говорил не раз Святейший Патриарх Алексий, заключает в себе в поэтической форме многие богословские истины. Такое же назидательное значение православного богослужения прекрасно изобразил в одной из своих проповедей Митрополит Крутицкий и Коломенский Николай: «В наших храмах верующие души орошаются не только каплями благодати Божией, но обильным ее дождем. Этот небесный дар наполняет наши сердца и через многочисленные молитвы, песнопения, обряды нашего богослужения, через благословение священника, через каждение фимиамом». («Слова и речи», т. I, стр. 159.)
Но чрезвычайная благотворность православного богослужения не ограничивается этим. Если католическое богослужение действует не столько на разум, сколько на чувство; если протестантское богослужение, наоборот, восприяло черты столь характерного для протестантизма акцента на рассудок, а не на чувство, — в нашем, православном, богослужении гармонично слиты «обоя»: и глубокая содержательность, и эмоциональная сторона, чуждая крайнего преобладания внешних, напоминающих театральные, эффектов. Оно не только дает пищу для ума, но действует и на сердце, вызывает сердечные переживания, потому что дышит любовью.
Православное богослужение дышит любовью Матери-Церкви к своим чадам, совершающим свое спасение на земле. Святой Божественной любовью, заботой о спасении чад Церкви проникнуто каждое песнопение, каждая молитва, каждое священнодействие, которое в Нашем богослужении — не одна лишь церемония, а имеет глубокий символический смысл, раскрывая и дополняя то, что читается и поется. Форма и содержание богослужений находятся между собой в самой тесной гармонии.
Для иллюстрации этого положения возьмем несколько примеров.
Начало всенощного бдения. Певцы поют псалом «Благослови, душе моя, Господа...» В псалме воспевается создание мира, красота и великолепие его и прославляется Создатель мира — Господь. Несутся восторженные припевы: «Дивна дела Твоя, Господи». «Вся премудростию сотворил еси». «Слава Ти, Господи, сотворившему вся». Во время пения псалма Царские врата открыты, означая, что при создании мира человеку было назначено пребывание в раю. Священник с диаконом совершают каждение церкви. Волны кадильного дыма, возженная свеча в руках диакона знаменуют деятельность Святаго Духа при творении мира, когда Дух Божий — истинный Свет и Благоухание — носился над бездной и вносил свет, гармонию и порядок в неорганизованные стихии мира. Кончилось пение псалма, закрылись Царские врата, означая, что грехи человека закрыли для него вход в рай. Диакон пред закрытыми Царскими вратами возносит от лица грешных людей их мольбы Богу, возникшие от грехопадения.
Совершается малый Вход на вечерне. Открываются Царские врата: это говорит о надежде на возможность человека войти в рай. Из алтаря, как с неба, идет священник через северные двери, изображая собой величие и смирение Христа, пришедшего для спасения мира. Пред ним несут возженную свечу, символизирующую свет Христова учения. Кадильница с фимиамом в руках диакона изображает благоухание спасительного учения Господа Иисуса Христа. Священник совершает вход в алтарь через Царские врата, прославляя вход святых в вечное Царство. Певцы поют «Свете тихий...» — одну из древнейших христианских песней, созданную, быть может, еще во времена гонений на христиан, когда они, выходя из катакомб и видя лучи заходящего солнца, возносились душой к Христу — Свету тихому, умалившему Себя из любви к людям для их спасения.
Остановим внимание на величании во время праздничной утрени. Посреди храма на аналое — икона, изображающая святого или праздничное событие. Она видима всем. К иконе выходят из алтаря священнослужители, окружают ее. Давно прошедшее священное событие словно оживает. Святой, изображенный на иконе, стоит в храме, как живой, окруженный молящимися; ближе всех к нему — священнослужители с возженными в руках свечами — символом духовного горения и любви, — они первые воспевают празднику величание.
В чинопоследовании Православной Церкви «Божественная литургия в своих священнодействиях, — как говорит Митрополит Крутицкий и Коломенский Николай, — отображает нам всю земную жизнь Господа Иисуса Христа от Его рождения (проскомидия) до Его преславного Вознесения на небо». («Слова и речи», т. II, стр. 108.) В католической Церкви, в мессе, такого полного изображения земного пути Сына Божия мы не встречаем.
Что доказывают эти примеры, число которых можно бы значительно умножить?
Они доказывают особую содержательность и величие нашего богослужения.
Они доказывают, что во всех формах православного богослужения нет ничего искусственного, вычурного, предназначенного для внешнего впечатления. Они проникнуты высокими религиозными мыслями, они глубоко трогают душу, волнуют ее священными переживаниями, назидают.
Прекрасные формы нашего богослужения много содействуют, помогают укреплению молитвенной настроенности, укореняют религиозное воодушевление.
Русское православное богослужение имеет еще одно преимущество пред инославными богослужениями Запада — в области церковного пения. Русская Православная Церковь обладает богатейшим количеством церковных роспевов: большой знаменный роспев, малый знаменный роспев, Киевский роспев и т. д.
«Творцами этих роспевов были люди высокого религиозного духа, подвижники, одаренные тайной познания божественных звуков». (Святейший Патриарх Алексий. Слова, речи... Москва, 1948 г., стр. 247.)
Неудивительно поэтому, что православное богослужение дает всем молящимся высокое духовное удовлетворение.
Отсюда вывод: наше богослужение должно быть предметом самого благоговейного отношения к нему и самого тщательного изучения всеми лицами, имеющими отношение к учительскому или пастырскому служению в Церкви.
Если даже инославные проникаются силой и красотой нашего богослужения, то насколько важно для нас самих благоговейное и точное совершение богослужений по переданному святыми Отцами чину. Вместе с тем необходимо нам самим раскрыть все недоуменные литургические и уставные вопросы, чтобы выявить богатство и красоту церковную, собранную в богослужениях святыми и благочестивыми людьми от первых векш христианства.
ПРОФ. Л. ПАРИЙСКИЙ