«Кресту Твоему поклоняемся, Владыко..
Святая Православная Церковь неделю крестопоклонную установила на половине Великого поста.
В этом церковном Уставе сокрыт глубокий духовный смысл. Великий пост, по разуму Церкви, есть благодатное время очищения душ от греховных страстей. Поэтому Церковь, научая христиан в дни Великого поста воздерживаться от вкусных яств, в то же время с материнской заботливостью указывает им, что при телесном посте надо и души свои обогащать христианскими добродетелями милосердия, смирения, братолюбия и сокрушения о грехах. При таком условии телесный пост получает для христианина и спасительную силу.
Такой пост труден, если соображаться только с человеческими силами. Но христиане в духовной жизни не беспомощны. В доброделании им помогает Божественная благодать, изливаемая на них в таинствах Церкви.
Напоминая об этом, в средине Великого поста Святая Церковь, как любящая мать, износит для поклонения верующим честный крест Господень. И этим преподает им великий назидательный урок.
Она как бы так говорит им: вы три недели не ели мяса, не пили молока, — вы постились. Но что значит этот ваш пост пред теми страданиями, которые за нас претерпел Сын Божий?..
Вот смотрите на крест и вразумляйтесь. Господь сказал в Евангелии: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною» (Мр. 8, 34).
«Кто хочет...» Спаситель не действовал принудительно; Он зовет за Собой добровольных последователей. Но последователи Христа обязаны знать, что идти за Ним — значит нести «крест свой».
Легко ли это крестоношение?
Жизнь показывает, что не легко. Это видим уже из Евангелия.
Перед Своими страданиями Господь говорил ученикам: «Все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь» (Мф. 26, 31). Апостол Петр сказал Ему в ответ: «Если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь» (Мф. 26, 33).
Вот Господа взяли в саду Гефсиманском и привели Его во двор Каиафов.
Как же повел себя Петр во дворе Каиафы? Вблизи Господа, поругаемого, оплеванного, битого тростью, он трижды отрекся от Него. Отрекся с клятвой, уверяя людей, что даже не знает Иисуса! Он испугался понести свой крест, хотя незадолго пред этим заверял, что никогда не отречется от Учителя!
Пройдет немного времени. В Петре, выступающем со смелою проповедью о Христе Спасителе перед первосвященниками (Деян. 4, 5 — 13),
в частности перед тем же Каиафой, трудно узнать того робкого Петра, который еще так недавно, у костра на дворе Каиафы, с клятвою заверял всех, что он не знает Христа. Еще позднее апостол Петр, призывая последователей Христа к терпеливому несению страданий, подтверждал свои слова тем, что и «Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его» (1 Петр. 2, 21).
Что же произвело такую разительную перемену в ранее робком Петре? Дееписатель дает на это прямой и точный ответ: Петр выступает «исполнившись Духа Святаго» (Деян. 4, 8).
Апостол Павел, перенесший много и разного вида страданий за имя Христово, успех своей проповеди объясняет «только крестом Господа нашего Иисуса Христа» (Галат. 6, 14).
У каждого из нас есть другой «свой» жизненный крест. Нести его — трудный подвиг. И когда христианин станет изнемогать под тяжестью креста своего, Церковь и показывает ему образ Креста Христова и как бы говорит: вы ропщете от своего креста; но вспомните, что за нас, для нашего спасения понес тяжелый крест Христос.
Сознание этой истины давало силу святым мученикам переносить невероятные страдания за имя Христово, святых подвижников укрепляло в их подвигах.
Крест Христов дает силу и нам нести свой личный крест в уверенности, что, как бы он ни был тяжел, все же Господь не посылает его сверх наших сил.
Терпеливое христианское крестоношение создает в человеке тот покой, о котором сказал Господь: «Приидите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я упокою вас; возьмите иго Мое на себя... и найдёте покой душам вашим» (Мф. 11, 28 — 29).
ПРОТ. Д. БОГОЛЮБОВ