СЛОВО, СКАЗАННОЕ В ПИМЕНОВСКОЙ ЦЕРКВИ г. МОСКВЫ
Каким призывом, дорогие мои, начинается наше Богослужение и утреннее, и вечернее?
Вы слышите, вы знаете эти первые слова нашего молитвенного обращения к Богу: «Миром Господу помолимся!» И неоднократно за каждым, Богослужением мы эти слова повторяем: «Паки и паки (еще и еще раз) миром Господу помолимся!» Такими словами Святая Церковь предваряет наши молитвы и воздыхания к Богу. В мире и с миром велит нам она совершать молитву.
Все вы знаете, как православные христиане, какое значение в нашей православной религиозной жизни имеет молитва. По слову великого подвижника древнего христианства, преподобного Макария, она — дыхание нашей души. Можно ли телу прожить без дыхания? Нельзя. Если дыхание телесное остановить, кончится и телесная жизнь человека. И если мы не молимся, если наша внутренняя, духовная, религиозная жизнь не освящается и не обновляется молитвой, — эта жизнь ослабевает, увядает, замирает.
Потому св. апостол Павел зовет всех нас: «Непрестанно молитесь» (1 Фесс. 5, 17). И если нельзя молиться нам в храме Божием с утра до вечера и с вечера до утра, если нельзя, по условиям нашей земной жизни, и на домашней молитве стоять весь день, — то мы можем исполнять заповедь апостола о непрестанной молитве тем, что овое сердце должны всегда иметь обращенным к Богу, всегда — и в труде, и в часы отдыха, и вкушая пищу, и засыпая — как бы стоять на безмолвной, бессловесной молитве перед лицом своего Господа.
Казалось бы, дорогие мои, не может быть ничего легче, приятнее, сладостнее молитвы. Ведь молитва — это беседа души с Богом. Для детей не может быть ничего более радостного и приятного, чем беседа с отцом или матерью. Но, вот, и бремя плоти тяжелит лас, и заботы житейские приковывают нас к земле, и вихри всяких тревог и опасений мешают нам сосредоточиться в самих себе, встать на молитву и вознестись душой к небу.
Святая Церковь зовет нас в храм Божий, чтобы оторвать нас на часы Богослужения от земной суеты. Храм Божий — небо на земле, и, молясь за нашим Богослужением, мы дышим небесным воздухом, мы уносимся душой своей с земли, с ее грехами, с ее заботами и скорбями, в мир духовный, на небо, и очами веры видим благословляющего нас Господа, Который обещал: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18, 20).
Святая Церковь не только зовет в свои храмы для молитвы: она и учит нас здесь тому, как молиться. Если у человека, захваченного житейской сутолокой, и остаются минуты для молитвы, он в грехах своих и среди своих забот часто не знает, с чего начать свою молитву, как нужно молиться. Святая Церковь учит нас, и с чего молитву начинать, и о чем молиться, чтобы молитва была действенной и угодной Господу.
Вы слышите за нашим Богослужением возглашаемые диаконом ектении (молитвенные прошения к Богу). Мы молимся: «О свышнем мире и спасении душ наших», «о избавитися нам от всякия скорби, гнева и нужды». Мы просим: «Ангела мирна, верна наставника», «прочее время живота нашего в мире и покаянии скончати».
Уча нас, о чем надо просить Господа на своей молитве, Святая Церковь на этой молитве объединяет нас всех. Здесь мы все молимся одними словами и все мы, как дети одного Небесного Отца, сливаемся на нашей общей молитве как бы в одно сердце, объединяемся как бы в одно благоухающее кадило. Мы здесь чувствуем себя братьями и сестрами друг другу, детьми одного Небесного Отца, имеющими общие нужды и приносящими Богу одни воздыхания.
И вот, Святая Церковь повелевает нам, мои дорогие, чтобы, приступая к молитве, мы начинали ее с миром в душе: «Миром Господу помолимся!»
Прежде чем сердцем и устами произносить прошения ко Господу, мы все должны приступить к этой молитве в мире. Не может благодать Божия и благословения Божии снизойти в душу немирную, сухую, черствую, с затухшей верой, тем более носящую в себе озлобление, злопамятство, ненависть — все то, что лишает нас мира. А отчего не бывает мира в нашей душе? Что мешает миру обитать в ней? Что препятствует нашей молитве быть мирной и через это быть действенной и доходящей до Престола Божия?
Все вы знаете, что первые люди, сотворенные Господом, носили совершенный, святой, небесный мир в своей душе, потому что не знали греха. Грех — вот что отнимает мир от сердца человека, что делает нашу душу немирной и молитву нашу бесплодной. Ведь, беспрерывно согрешая, мы делаемся преступниками воли Божией и потому — врагами Самому Богу; мы становимся врагами самим себе, потому что своими грехами противоречим собственной природе, отвращающейся от греха, врагами своим близким, ибо грехами своими мы оскорбляем их и волнуем их душу и сердце.
Значит, для того, чтобы в мире молиться Господу, надо быть прежде всего в мире с Богом. Что это означает?
Люди, жившие на земле до пришествия на землю Господа Иисуса Христа, не могли носить мира в своей душе, ибо не было путей, не было средств, не было помощи от Господа, чтобы успокоить мятущуюся душу грешника, когда его обличала совесть. Господь Иисус Христос для того и приходил на землю, чтобы Своим подвигом, Своими страданиями, Своей крестной смертью примирить человека с Богом, чтобы пролить Свою Божественную Кровь в искупительную жертву за грехи всех людей. Во имя этой Крови Господа Иисуса Христа, нашего Сладчайшего Спасителя, прощаются нам при нашем покаянии наши согрешения, во имя Крови Христовой открываются перед нами двери вечной блаженной жизни.
Для того, чтобы иметь мир с Богом в душе своей, надо, дорогие мои, приносить в храм Божий свою живую, горячую веру в искупительный подвиг Господа Иисуса Христа, веру в то, что Господь умирал за меня, за тебя, за грехи каждого из нас. Эта живая вера в Господа, в Его подвиг, понесенный за нас, вера в то, что Его Кровью приобретено наше вечное счастье, — это первое условие и залог нашего мира душевного, равно как и основания нашей надежды на помилование Господом в жизни вечной.
Приступая к молитве, каждый из нас должен как бы так сказать Господу в глубине своего сердца: «Господи, я грешник и преступник перед Тобой, перед Твоей Божественной волей. Но я верую, что Ты пострадал за меня, чтобы мои грехи покрыть Своей Божественной Кровью, чтобы спасти меня от вечной погибели. И с этой верой я дерзаю войти в храм Твой святой, встать на молитву и с надеждой на Твое милосердие открыть свои уста и свое сердце».
Для того, чтобы наша молитва была мирной, надо иметь и сокрушение о своих грехах. Все мы получили в благодати крещений чистые одежды для своей души, и все мы загрязняем их своими каждодневными, ежеминутными согрешениями. Господь нам, всем даровал средство для нашего очищения — благодать покаяния, омывающую наши беззакония. И мы, как православные дети своего Небесного Отца, должны чаще прибегать к этой священной благодати, чтобы наша совесть и сердце не носили в себе тяжести многолетних нераскаянных согрешений.
По уставу Святой Церкви, мы обязаны каждый вечер на своей домашней молитве, вспоминая содеянные за день согрешения, просить себе у Господа прощения в этих грехах, чтобы на нашей совести ни утром, ни вечером каждого дня не оставалось не осознанных и в глубине верующего духа не исповеданных Городу согрешений.
Вот и входя в святой храм Божий, каждый из нас должен сказать в своем сердце: «Многое множество согрешений, Господи, лежит на моей совести. Но я не отрекался от Тебя, и у Тебя я ищу себе оправдания. Я ненавижу все свои прегрешения и, сознавая свое недостоинство, молю Тебя, Господи, принять мое сокрушение и не оттолкнуть меня на моей молитве».
Эта живая вера в Господа Иисуса Христа, как нашего Божественного Искупителя, это сокрушение о грехах эта вера в то, что «сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» (Псал. 50, 19), привлекают милосердие Божие. Это сознание того, что мы недостойны милости Божией и что, если Господь нам ее подает, то только по Своей отеческой любви к людям, — все это соделывает нашу молитву перед Богом живой, восходящей, подобно кадильному фимиаму, к Небу, к Престолу Небесного Отца. Это значит с миром в душе Господу помолиться.
Этот мир, дорогие мои, с которым мы должны приступать к своей молитве, неразрывно связан с миром с ближними и с миром с самим собою.
Мы должны простить своим ближним из глубины своего сердца все их согрешения, обиды, озлобление, направленные на нас. Господь Иисус Христос говорил: «Когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши» (Мрк. 11, 25).
Ведь земная Церковь Христова — семья детей Небесного Отца, часть Царства Божьего, а Царство Божие управляется Господом, Который есть Любовь. Основной закон в Царстве Божием — закон любви. «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ио. 13, 35). Если, приходя в храм Божий, мы имеем в своем сердце чувство обиды, зложелательства, гнева, ненависти, лжи или какое-либо другое греховное чувство против своего ближнего, как мы можем ждать, что Господь ниспошлет нам Свое благословение, опустит луч Своей Божественной благодати в такое грешное, озлобленное сердце? Входя сюда, мы обязаны за порогом святого храма оставлять все наши взаимные обиды и взаимные огорчения.
Отчего нередко бывает, что вы стоите на молитве за Богослужением, а на душе тоскливо, скучно и молитва не захватывает вашу душу? Оттого, что вы не покинули при входе в храм этих греховных ваших чувств и настроений. И когда их вы исторгнете из своего сердца, напоминая себе о том, как Господь Иисус Христос страдал за каждого грешника, умирая на кресте; если это памятование о Господе Иисусе Христе внесет в вас дух умиления, — с какой любовью отзовется тогда ваше сердце на слова Святой Церкви за Божественной Литургией: «Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы!» С каким умилением ваши уста и ваше сердце будут произносить святые слова: «Отче наш, Иже еси на небесех! Остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим!»
Представьте себе человека, приговоренного к смертной казни, которому говорят, что он будет от этой казни освобожден, если сейчас, не медля, примирится со своим обидчиком, с которым не хотел примириться до сих пор. Не побежит ли он к нему как бы на крыльях, не упадет ли к его ногам, будет, быть может, целовать эти ноги, моля о прощении, чтобы только сохранить свою жизнь? А ведь все мы — великие перед Господом грешники. Мы все можем подлежать осуждению на вечную казнь, на вечную скорбь, на вечную смерть, если из сердца своего не вырвем обид против тех, кто нам нанес их. Господь нам это велит, и, как это ни трудно, это нужно сделать, ибо Господь этого ждет от каждого из нас и без мира с ближним нашим и молитва будет неживой и бесполезной.
Наконец, дорогие мои, в нашем сердце должен быть мир с самим собой. Этот мир нарушается в наших сердцах скорбями, болезнями, тревогами, заботами — всем тем, чем полна земная жизнь каждого из нас. Все это имеет власть нарушать наш внутренний мир.
Призывая нас с миром молиться Господу, Святая Церковь хочет этим напомнить каждому из нас, что над нами бодрствует и нами управляет Божественный Промысл. Эта священная истина, исповедуемая нами, имеет силу успокаивать мятущуюся, скорбящую и унывающую душу.
Все вы, конечно, знаете слова Христовы: «Взгляните на птиц небесных: они не сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?» (Мф. 6, 26). Отец Небесный не только послал нас в этот мир, чтобы мы в нем жили до конца своих дней. Промысл Божий днем и ночью простерт над жизнью каждого из нас, и каждый шаг в жизни человека совершается по воле Божией.
О, как эта святая истина умиляет, умиротворяет наше многоболезненное сердце! Посещает ли нас болезнь или скорбь, — мы знаем, что их попускает Господь, чтобы напомнить о Себе, испытать нашу веру, оживить в нас веру и молитву, искупительной силой страданий и скорбей избавить нас от наказания в будущей жизни. Приходит ли предсмертная болезнь и сама смерть стоит рядом с нами, — мы знаем, что Господь, даровавший нам жизнь, волен отнять от нас эту жизнь, когда Ему угодно. И эту болезнь, и самую наступающую смерть верующий христианин принимает от руки Божией.
Об этих священных истинах Святая Церковь напоминает нам неоднократно в своих молитвах и песнопениях Божественных служб, чтобы помочь нам в эти часы молитв умирить наш скорбящий дух, чтобы молитва наша, приносимая ко Господу с миром и в мире, возносилась к самому сердцу Небесного Отца и низводила в наше умиротворенное сердце благословения Божии, все те радости и утешения, каких мы ждем на молитве.
И еще раз скажем: для того, чтобы молитва была доходной до Господа, чтобы она была достойной нас, как детей Небесного Отца, пусть она будет мирной, исходит из сердца, в котором живет вера в Господа и сокрушение в грехах, которое хотя и сознает, что недостойно милости Божией, но полно надежды на то, что Господь не оттолкнет молящееся чадо от Себя, как отец никогда не отвернется от грешного и порочного сына, если он приходит к нему за прощением.
Пусть в нашем сердце не будет злобы против ближнего. Пусть оно будет полно сыновней преданности Богу, управляющему жизнью каждого из нас.
Так вот, дорогие мои, когда вы слышите призыв Святой Церкви: «Миром Господу помолимся», когда она зовет всех нас обращаться к Господу с миром в душе, вспоминайте то, о чем мы говорим сейчас.
Любовь Божия неистощима, и Своей любовью Господь всегда готов покрыть нужды, утолить воздыхания и слезы каждого Своего чада, которое с миром в душе открывает перед Ним свое сердце.
Миром Господу помолимся!
Митрополит Николай