РЕЧИ И ПРОПОВЕДИ

ПРИМЕР

СЛОВО, СКАЗАННОЕ В ПРЕОБРАЖЕНСКОЙ ЦЕРКВИ, ЧТО НА ПРЕОБРАЖЕНСКОЙ ПЛОЩАДИ г. МОСКВЫ

Все вы, мои дорогие, хорошо знаете евангельское повествование о женщине-хананеянке, молившей Господа Иисуса Христа об исцелении своей больной дочери. Это было «в странах Тирских и Сидонских», севернее Палестины, в пределах теперешнего Ливана. Народ этой страны назывался хананейским и был языческим народом.

Одна из жительниц этой страны — хананеянка, услышав о том, что в пределы ее родины вступил Божественный Чудотворец, слава о чудесах Которого распространилась далеко за пределами Святой Земли, загорелась надеждой на исцеление заболевшей дочери. Встретив Господа Спасителя, идущего со Своими учениками, она пала к Его ногам с молитвой: «Помилуй меня, Господи, Сын Давидов! дочь моя жестоко беснуется».

В эти слова она вложила всю силу своей любви к дочери, все свое упование на Божественного Путешественника. А Господь, как вы знаете, молчал. Женщина вновь и вновь умоляла о чуде, повторяя свой вопль: «Господи! помоги мне». Господь, отказывая ей, сказал: «Не хорошо взять хлеб у детей и бросить псам». В ответ на эти слова хананеянка с величайшим смирением воскликнула: «Но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их». Обратившись к ней, Господь, в присутствии учеников, произнес: «О, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему». И исцелилась в тот час ее дочь (Мф. 15, 21—28).

Это евангельское повествование еще и еще раз, дорогие мои, напоминает нам о силе веры, о силе молитвы веры перед лицом Всемогущего Бога, в чьих руках и жизнь и смерть каждого из нас, и для Кого, по слову Божию, нет ничего невозможного. Эти евангельские строки говорят нам о неотступной молитве, образ которой подает нам хананейская женщина.

Со страниц святой Библии мы знаем немало таких священных примеров неотступной молитвы и ее силы. Долго молилась Сарра, жена Авраама, ветхозаветного праотца (это было за много лет до Рождества Христова), о даровании им сына. И уже в пожилом возрасте супруги увидели исполнение своей молитвы веры, когда родился у них сын.

Праведные Захария и Елисавета, родители св. Иоанна Предтечи, также долго не имели детей. А не иметь детей у древних иудеев было источником поношения и осмеяния; быть бездетным значило быть лишенным благословений Божиих, быть отверженным от Бога. И, чтобы снять это поношение от людей, Захария и Елисавета многие годы молили Господа о рождении у них дитяти. Исполнилась их просьба тогда, когда по законам человеческой природы уже, казалось, прошло время. Родился сын, нареченный Иоанном, ставший Великим Предтечей и Крестителем Господа нашего Иисуса Христа.

Плодом такой горячей и неотступной молитвы было рождение и Пресвятой Девы Марии от праведных родителей.

И сколько примеров силы молитвы перед лицом Божиим, молитвы, которой верующее сердце отдается со всей своей верой, со всем смирением, видим мы из жизни святых людей.

Вот один из многочисленных примеров. 20 сентября Святая Церковь прославляет св. великомученика Евстафия. Евстафий был римским воеводой. Он был богат, имел всю полноту земного богатства: хороший дом, много слуг, изобилие плодов. Но одна беда за другой посетили его: его ограбили, жену увели с собой разбойники, он лишился своего места и остался одиноким, обесславленным и униженным. Но он, этот новозаветный Иов многострадальный, будучи верующим христианином, не переставал молиться и просить себе милости у Господа. В его житии записаны слова молитвы, с которой он не только каждый день, а, может быть, каждый час воздыхал к Богу из своего сердца, говоря: «Надеждой на Тебя, Господи, я услаждаю свое иссохшее сердце, как влажной росой. Твоею милостью и Твоей любовью я утешаю себя в дни моей скорби и печали». Услышав его молитвы, Господь вновь послал ему земное благоденствие и благополучие: и нашлась его супруга, похищенная разбойниками, и вернулось его положение в обществе и в государстве, и опять он был окружен всем, что может иметь богатый и в славе пребывающий человек. Когда же началось гонение на христиан; когда мучители потребовали от Евстафия отречься от имени Христова и поклониться идолам, — он презрел и свое богатство, и свою славу и, благодарный Господу за то, что Он явил ему Свои милости, храня в сердце ту веру в Бога, которая двигала и его неотступной молитвой, смело пошел на пытки и мученическую смерть за Христа.

Сам Господь Иисус Христос говорил о силе неотступной молитвы перед Ним. Однажды Он сказал следующую притчу. В одном городе был судья, который Бога не боялся и людей не стыдился. И пришла к нему вдова и стала просить защитить от врага своего. Судья не внимал просьбе этой женщины. Но она продолжала его просить. Тогда судья сказал сам в себе: «Хотя я и Бога не боюсь и людей не стыжусь», исполню ее просьбу, чтобы не докучала мне эта женщина. Господь добавил к этой притче: «Слышите, что говорит судья неправедный? Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их?» (Лк. 18, 1—8).

Бог ли не защитит Своих детей? Он — источник милости и, как Бор Всезнающий и Вездесущий, Он слышит все воздыхания человеческой души. Господу угодна постоянная и неотступная молитва, потому что она свидетельствует о силе нашей веры, она говорит о нашей любви ко Господу, которая не колеблется и не отпадает. В такую свою молитву мы вкладываем и всю свою надежду, и силу своего терпения — все те чувства и порывы, которых ждет Господь от каждого Своего верного ученика. И вера, и надежда, и терпение, и смирение, и любовь к Богу — это те священные добродетели, которыми должно снять, гореть сердце каждого истинного христианина.

Почему наши молитвы не всегда сразу бывают услышаны Господом, к Которому мы воздыхаем? Много причин, дорогие мои.

Еще св. Иоанн Златоуст, великий учитель Церкви IV века, укорял своих современников-христиан в том, что они не умеют молиться, что они молятся плохо. Он говорил: «Вот приходит христианин в храм. Тысячи молитвенных слов произносит своими устами, много раз преклоняет свои колена, а ум его витает не здесь, мысли его блуждают по распутиям мира сего. Он произносит слова молитвы не сердцем, а только устами и поклоны кладет только своими коленами. Он не склоняется перед Господом сердцем своим, не воздыхает перед Ним из глубины своей души».

И разве св. Иоанн Златоуст этими словами не нас упрекает в недостойной сына своего Небесного Отца молитве? Ведь часто и мы не умеем молиться перед Господом. «Всякое ныне житейское отложим попечение», — учит нас Св. Церковь забывать обо всех своих земных заботах в святые минуты молитвы, когда сердце раскрывается перед Богом. И чем оно глубже раскроется, тем больше Своих небесных благословений в это раскрытое сердце ниспошлет Господь.

Наши просьбы бывают не исполнены Господом еще потому, что мы часто просим того, что не полезно для нашего вечного спасения, а, может быть, и вредно для него. Если и «медлит» Господь по Его же слову оказать нам Свою милость, то ведь «неисповедимы» пути Божественного Промысла. Господь Бог говорил через ветхозаветного пророка: «Мои мысли — не ваши мысли, не ваши пути — пути мои. Но, как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших» (Ис. 55, 8—9).

Вот пример. Св. апостол Павел испытывал множество скорбей и всяких страданий в дни своей проповеди. И вот он сам говорит, что много раз просил у Господа, чтобы Господь его избавил от этих страданий и болезней. Господь его не избавил: до конца своих дней апостол оставался среди этих искушений и бедствий. Но в ответ на молитву св. апостола Господь, Который не оставляет воздыханий верных Своих детей без Своего Божественного отклика, посылал в сердце апостола подкрепление и утешение, Свою Божественную помощь в дни испытаний. Господу угодно было, чтобы в этих страданиях св. апостол Павел прославился на вечные времена. И апостол говорит, что страданиями своими он хвалится и им радуется (Римл. 5, 3; 2 Кор. 6, 10).

Уже на этом примере видите, что наши просьбы к Господу нередко противоречат путям Божественного о нас промышления, ибо Господь все видит и знает, не только прошлое, не только настоящее каждого из нас, но и будущее, и день кончины.

Как не вспомнить, дорогие мои, известный, может быть, и вам рассказ о блаженном Августине, учителе Церкви IV века христианства. Блаженный Августин сам повествует о себе. Он был единственным сыном своей благочестивой матери Моники. Она была христианкой, он — язычником и вел нечестивую, безнравственную жизнь. Можно себе представить, как плакала мать о своем единственном сыне. Матери всегда особыми слезами плачут о детях, когда эти дети своей жизнью терзают материнское сердце. А об единственном сыне, надежде и опоре в старости, кроме того язычнике, особенно горячи и неосушны были слезы матери. Она просила, чтобы Господь Сам направил на праведный путь ее сына, отвратив от. той безнравственной жизни, которую Августин вел.

И в один из дней сын говорит матери, что собирается уехать от нее в город Рим. Рим в то время слыл городом всяких пороков; уехать в Рим — это значило потонуть в грехах и страстях. Мать еще горше стала плакать и молиться Господу, упрашивала своего сына остаться. Но он не внял ее мольбам и уехал в этот город. Там он впал в нищету и всякие бедствия, стал переживать телесные и душевные муки. И однажды, — как он сам говорит, — какая-то сила привела его в город Медиолан, где служил и проповедывал св. епископ Амвросий, известный даром проповеди по всей той стране. Августин вошел в храм во время Богослужения, когда Амвросий начинал свою проповедь. В первый раз, — говорит Августин, — я вошел в христианский храм, первый раз слышал проповедь христианского епископа. Эта проповедь потрясла Августина так, что он вышел из храма, обливаясь слезами. Он посетил епископа, припал к его ногам, рассказал о своей жизни, о скорби своей матери. И был крещен этим епископом, вернулся к матери ревностным христианином, впоследствии стал епископом и блаженным учителем христианской Церкви.

Видите: горячо молилась Господу мать Августина о том, чтобы Господь не допустил его в Рим. Но Господь не исполнил просьбы матери, и это потому, что Ему были ведомы дальнейшие пути будущего епископа. Господь попустил ему отправиться в Рим, побывать в святом храме города Медиолана. Таким путем Он обратил Августина к Себе, соделал бывшего язычника, бывшего тяжкого грешника Своим преданным слугой, верным Своему имени до конца его дней.

И когда плачущая мать после отъезда сына в Рим приходила к своему епископу рассказать о своем горе, епископ ответил: «А ты продолжай плакать. Слезы матери Господь услышит прежде всяких других слез. Продолжай вопиять ко Господу, вспомни о женщине-хананеянке, которая вымолила себе у Господа милость исцеления своей единственной дочери». Так Господь Спаситель не оставляет неуслышанными наших молитв.

Но можно ли нераскаянному грешнику ожидать себе милостей Божиих, если его молитва исходит из грязного сердца, если грешник не хочет видеть того, в какую яму прегрешений он впал, и не раскаивается в своих грехах, и не сознает всей их тяжести перед Господом? Поэтому Св. Церковь заповедует всем православным христианам ежедневно, на своей домашней вечерней молитве, вспоминать о согрешениях истекшего дня и просить у Господа прощения в содеянных грехах; надо, чтобы наши молитвы обо всех нуждах возносились из сердца, которое сознаёт свою греховность и прежде всякой другой просьбы просит себе со слезами прощения.

Может быть, оттого Господь медлит исполнить просьбу нашу, что мы, приступая к молитве, не примирились с тем, кого обидели и огорчили, или мы отвернулись от брата своего, когда он обращался за помощью, за состраданием. Мы просим милости, а сами этой милости не подаем. Св. Иоанн Златоуст говорит: «Молитва без милости — это то же, что голос без силы». Голос есть, но силы у него может не быть, и тогда человек не может владеть голосом так, как он этого хотел бы. Если мы просим у Господа милостей, а сами свое сердце затворили для них, как мы можем ожидать себе благословений Божиих и прощения в грехах?

Если нам кажется, что Господь не исполняет или медлит исполнить нашу просьбу, надо, чтобы молитва наша стала неотступной, чтобы не слабела наша вера, не умалялась наша любовь к Богу, не истощались наши смирение и терпение, с какими мы должны обращаться к Господу на молитве. А сила молитвы — это такая сила, перед которой ничто не может устоять.

Мы знаем, как страшна бывает буря на земле, когда ветер гнет многовековые деревья, когда ураганный вихрь разбрасывает здания, с большим трудом и искусством сложенные человеком. Или такой же страшной бывает буря на море, когда самый большой корабль кажется игрушкой в этой бушующей морской стихии. А вот некогда, в дни земного подвига Господа Иисуса Христа, разразилась такая буря на море Тивериадском, когда апостолы переплывали его. Из глубины сердец они возопили ко Господу, и, по повелению Господа, сразу утихла буря. Такова силы молитвы, которая силой Божией покоряет и слепые стихии.

Все мы знаем, как кровожадны дикие звери, которые в одно мгновение могут разорвать человека, искромсать его тело. Когда-то, в дни Ветхого Завета, пророк Божий Даниил язычниками был брошен в ров со львами с тем, чтобы те растерзали его. Через короткое время те, кто бросил его в ров, ожидали, что найдут, может быть, только несколько непроглоченных костей, а увидели, что Даниил стоит на молитве и звери смиренно сидят у его ног. Сила молитвы смирила и хищных зверей (Дан. 6, 16—23).

Такова сила молитвы к Богу, в которую верующее сердце влагает всю свою веру и любовь к Богу. Такая молитва может и горами передвигать, как сказано в слове Божием, невозможное сделать возможным, ибо у Бога — Творца мира видимого и невидимого, Источника жизни и смерти — невозможного нет ничего.

Посмотрите, дорогие мои, как, с какими словами обращается женщина-хананеянка к Господу Иисусу Христу: «Помилуй меня, Господи»,— говорит она. Иерихонский слепец, о котором повествуют евангельские страницы, также вопиял: «Помилуй меня, Иисусе, Сыне Давидов!». И пророк Давид каялся перед Господом словами своего псалма: «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей».

Как много говорит это слово «помилуй»! С этим словом обращается к Богу душа человека, умоляя о том, чтобы Господь простил грешника, оказал милосердие страдающему, спас от вечной муки. Потому Святая Церковь завещает нам, в ряде других молитв, наиболее часто употреблять молитву: «Господи, помилуй». Эту короткую молитву вы часто слышите за каждым нашим Богослужением, и она произносится не только по одному разу, но и по три, и по двенадцати, и по сорока раз, потому что она объединяет все наши нужды, все просьбы. В ней раскрывается перед Господом наша верующая, наша надеющаяся на милость Божию, воздыхающая перед Богом в своих страданиях и испытаниях душа. Повторяя эту краткую молитву много раз за Богослужениями, Святая Церковь хочет напоминать нам о силе неотступной молитвы, с какой обращала к Господу Иисусу Христу свои молитвенные воздыхания женщина-хананеянка.

Всегда помните, дорогие мои, что Господь ждет от нас в наших молитвах к Нему и нашей веры, и нашего смирения, и нашего терпения, и нашей к Нему неугасающей любви. Так всегда и молитесь!

Такая молитва будет действенной, будет кадилом благоухающим, будет принята Господом, как нашим Отцом.

На такие молитвенные наши воздыхания ответит Господь Своей бесконечной, неистощимой любовью, какую только может иметь Небесный Отец к Своим детям.

Митрополит Николай

Система Orphus