ВТОРАЯ СЕССИЯ ВСЕМИРНОГО СОВЕТА МИРЯ

(Вена, 1—7 ноября 1951 г.)

Перед второй сессией Всемирного Совета Мира стояли большие задачи в области борьбы за мир в условиях последнего времени.

Всем известно, что поджигатели войны в Вашингтоне и Лондоне и их сателлиты ни на один день не прекращают бешеной подготовки к новой мировой бойне. Они торопятся вооружаться. Американский сенат чуть ли не каждую неделю ассигнует дополнительные средства на вооружение, на сколачивание агрессивных армий. Американские генералы беспрерывно курсируют по свету. Американские агрессоры продолжают вести истребительную войну в Корее. Они сооружают военные базы вокруг Советского Союза и стран народной демократии.

Ни на один день в странах капитала не прекращается пропаганда войны. Военная истерия в США достигла своего апогея, здесь все поставлено на службу войне.

Идеи человеконенавистничества в США в широких масштабах прививаются детям, молодежи. И вот к чему приводит такое воспитание людоедов. «На моем уроке социальных наук, — рассказывает один из прогрессивно настроенных учителей США, — ученик спросил: «Почему мы немедленно не сбросили атомные бомбы на Советский Союз?» Но успел я что-либо ответить, другой ученик добавил «Ведь русские — не люди».

Так американские поджигатели войны пытаются выращивать убийц с малых лет. Так враги мира стремятся растлить умы людей и заставить их? быть безропотными участниками неслыханных злодеяний против человечества.

Однако, как бы ни бесновались враги мира, они бессильны перед волей народов. Народы теперь не так легко обмануть.

В наши дни все больший размах принимает величайшее движение в защиту мира. Это движение преграждает путь войне. Свыше 800 миллионов людей доброй воли на земле объединены в лагере сторонников мира. Около 600 миллионов человек уже скрепили своими подписями Обращение Всемирного Совета Мира о. заключении Пакта Мира между пятью великими державами. Все передовое человечество голосует за мир, оно отстаивает мир в жестокой борьбе. Призыв второго Всемирного Конгресса сторонников мира в Варшаве повторяют миллионы людей на разных языках: «Мира не ждут, мир завоевывают».

Всемирный Совет Мира, этот подлинный штаб борьбы за мир, координирует и направляет по пути защиты мира эту могучую силу простых людей всего земного шара, объединенных идеей мира. Совет зовет к дальнейшему усилению священной борьбы за мирную жизнь, он созывает всех людей доброй воли, еще не начавших работать в пользу мира, встать под его священный стяг, чтобы окончательно изолированной и навсегда отброшенной нотами истории с дороги жизни оказалась кучка заговорщиков новой бойни.

Над этими актуальными проблемами мира потрудилась вторая сессия Всемирного Совета в Вене. Результаты ее трудов, ее решения и призывы были напечатаны в ноябрьском номере нашего журнала. Анализу значения этих резолюций Всемирного Совета Мира мы посвящаем отдельную статью.

В состав Всемирного Совета Мира ко второй сессии входило в качестве членов 258 человек—представители 62 стран Европы, Америки, Азии, Африки, Австралии. В дни наших съездов в городах, где происходит наша работа, голоса борцов за мир — людей доброй воли — звучат на всех языках и наречиях мира. В числе членов Всемирного Совета Мира 16 представителей христианского духовенства (1 православный — я, 5 англиканских священников, 3 католических, 7 протестантских пасторов) и, кроме того, два представителя высшего магометанского духовенства (от Ирана и от Сирии).

Русская Православная Церковь, представителем которой в Всемирном Совете Мира являюсь я, счастлива тем, что она со всею ревностью вкладывает свою долю в благородное дело защиты мира.

Члены Всемирного Совета Мира от Советского Союза, в числе их и я, прибыли в Вену 30 октября и были устроены в гостинице «Гранд-Отель», на главной улице столицы.

Как и при других поездках на международные съезды, время до начала заседаний посвящается осмотру города и взаимным встречам делегатов разных стран.

Вену называют городом музыки и культуры. В столице. Австрии много исключительных памятников искусства, старины, много красивых уголков природы. Город сравнительно мало разрушен войной. Сейчас он насчитывает свыше 1700 тысяч человек населения.

Прежде всего я побывал в нашем русском православном соборе святителя Николая, состоящем в нашей юрисдикции. Трудами своего настоятеля, архимандрита Арсения, храм приведен в прекрасное состояние и достойно (Представляет русское православие среди окружающего иноверия. Я посетил знаменитый римско-католический собор св. Стефана — памятник чистой готики XIII столетия.

Интересной достопримечательностью Вены является центральное кладбище. Это большой город мертвых, раскинувшийся на площади огромного размера, на которой мог бы разместиться целый уездный городок. Асфальтированными «проспектами» кладбище разбито на кварталы; кварталы имеют свои деления и асфальтированные «улицы». На кладбище множество памятников из мрамора с разнообразными скульптурными фигурами — портретными и символическими. Масса зелени, цветов, ровно подстриженного кустарника, окаймляющего отдельные группы могил и площади среди кладбищенских «улиц». Одна из таких площадей, утопающая в зелени, еще не совсем поблекшей в эти последние дни октября, хранит под великолепными памятниками прах великих композиторов: Моцарта, Бетховена, Штрауса, Брамса, Шуберта.

Центральное место на этом кладбище отведено для наших бойцов, погибших при освобождении Вены, и среди цветов и зеленых кустарников спят вечным сном наши воины-освободители Вены. Население приносит к этим скромным совне могилам, с памятниками из гранитного камня, венки и свои благодарные вздохи. Я поклонился до земли этим родным могилкам.

На следующий день после нашего посещения кладбища (1 ноября) Вена справляла ежегодный «День всех умерших». Уже накануне кладбище было полно людей, приносящих в ожидании завтрашнего дня к могилам своих близких венки, цветы, лампады (деревянные стаканчики с расплавленным стеарином и фитилем; они тысячами продаются при входе на кладбище). Мы видели, как жители Вены чтут своих музыкальных корифеев и как украшались руками пришедших могилы Бетховена, Штрауса. 1 ноября — не рабочий день в Вене и улицы в этот день пусты: все население направляется на кладбище для поминовения усопших.

В Вене мы осмотрели старинные здания парламента, университета, здания театров, многочисленные памятники. На одной из площадей в центре города, названной «Площадью Сталина», возвышается изящный высокий памятник в честь наших воинов, погибших при взятии Вены. Мы съездили в знаменитый «Венский лес» в окрестностях Вены, побывали на берегах Дуная, в большом парке Пратер, посетили музеи, дворцы. В Вене очень много зелени на улицах. Большинство улиц окаймлено каштановыми или кленовыми аллеями; каштаны стоят стройными рядами в своем осеннем ярко золотистом наряде; на некоторых улицах деревья стоят в четыре ряда.

Подошло 1 ноября — день открытия заседаний второй сессии Всемирного Совета Мира.

Еще до заседаний у меня, как и при прежних заграничных поездках, были встречи с зарубежными друзьями по борьбе за мир. В самолете из Москвы мы летели с китайской делегацией и мне доставила большое удовольствие беседа с председателем делегации, известным китайским общественным деятелем, президентом Академии Наук в Пекине, профессором Го Мо-Жо. Беседа закончилась гостеприимным и настойчивым приглашением меня в гости в Пекин. С нами летел на сессию и принимал участие в дружеских беседах турецкий поэт Назым Хикмет, борец за независимость Турции.

Вот уже в Вене происходит моя встреча с аббатом Булье, римско-католическим священником в Париже и профессором Высшей школы, активным и бесстрашным работником в движении сторонников мира. С ним я не встречался с февраля, со времени Берлинской сессии Всемирного Совета Мира. Мы говорим с ним о том, что сделано нами обоими в деле борьбы за мир за эти месяцы. Подходят ко мне и другие мои друзья: протестантский священник из США Дарр, один из секретарей Всемирного Совета Мира; декан и профессор евангелического богословского факультета в Праге И. Громадка, горячий оратор по вопросам защиты мира. Вновь около меня в дружеской беседе со мной австрийский протестантский пастор Кок, председатель Австрийского Национального Комитета сторонников мира; римско-католический священник из Чехословакии Горак; пастор профессор Герц (Лейпциг). Многие светские соратники по общей борьбе за мир также беседовали со мной не раз за дни нашей работы: г-жа Э. Коттон (Франция), председатель Международной демократической федерации женщин; Михаил Садовяну, прославленный румынский писатель; профессор Фридрих, президент Берлинской Академии Наук; профессор Дембовский, ректор Варшавского университета; Джесси Стрит, общественная деятельница Австралии; югославский генерал эмигрант П. Попивода; профессор Брандвайер (Австрия); г-жа Леклерк, секретарь Союза французских женщин, и многие другие.

Как ценны для общего дела наши встречи с сотоварищами, так сказать, по оружию!

Каждый международный съезд дает много и новых встреч, завязываются новые дружеские связи, ведутся жадные расспросы о жизни в нашей стране, о положении религии в Советском Союзе, о Русской Православной Церкви. В эту поездку у меня были такие новые знакомства и беседы с голландским пастором ван Даленом, выражающим глубокое тяготение к православию: доктором Раунер (из Инсбрука), журналистами и студентами из Западной Германии, английским рабочим из Кардифа и другими. Трудно, описать пером все встречи и разговоры. Долго беседовал я с представителем христианских пацифистов в Англии, генеральным секретарем «Общества примирения», Макквайром об отношении христианства к войне и миру. Представитель Дании Хейберг от имени евангелическо-реформатского епископа в Копенгагене Аппеля говорил со мной о желательности международной конференции всех христианских церквей в защиту мира и моем участии в инициативном комитете по созыву этой конференции. Протестантские священники из Австралии Хартли и Дики (секретарь и председатель Всеавстралийского Комитета сторонников мира) в нескольких беседах со. мной горячо интересовались деятельностью Русской Православной Церкви в деле защиты мира и приглашали меня в Австралию.

1 ноября мы все собрались в здании «Салона» Венского городского парка, где назначены наши заседания, как пленарные, так и комиссий для подготовки резолюций. Снаружи здание украшено флагами всех государств, внутри стены драпированы голубой материей с нашитыми изображениями белого голубя, а над местами президиума на щитах — опять флаги всех наций.

Делегаты здороваются, обнимаются, целуются, усаживаются на места.

Первое заседание открывается вступительной речью председателя Всемирного Совета Мира проф. Жолио-Кюри.

В напряженном молчании члены Всемирного Совета, заполнившие зал, и приглашенные на сессию из разных стран гости внимали словам выдающегося борца за мир.

Как известно из газет, на заседаниях были заслушаны два основных доклада: «Возможности и средства заключения Пакта Мира» (докладчик Пьетро Нении — Италия) и «О развитии культурных связей между народами» (докладчик Бранка Фиальо—Бразилия). Содержание речей и докладов известно нашим читателям из прессы.

Дискуссия по докладам была очень оживленной и заседания происходили не только утром и днем, но и поздними вечерами. Всего выступало свыше 80 ораторов.

Большинство выступавших на сессии говорило о росте сознания самых широких масс, понимающих всю необходимость активной борьбы за запрещение атомного оружия и других средств массового уничтожения мирного населения, а также за сокращение обычных вооружений. Они отмечали передовую роль советского парода в борьбе за мир, говорили об огромном впечатлении, которое произвело заявление И. В. Сталина корреспонденту «Правды» относительно атомного оружия.

От ряда выступавших можно было слышать об увеличении числа сторонников мира среди членов различных протестантских церквей (Голландии, Западной Германии) и римско-католического духовенства (Чехословакия), а также среди служителей культа и верующих буддистов (Япония). Делегат Голландии пастор ван Дален в своем выступлении указал на Русскую Православную Церковь, как на пример борьбы за мир, и сослался на изданную Московской Патриархией книгу «Русская Православная Церковь в борьбе за мир». Делегат Чехословакии римско-католический священник Горак закончил свою речь цитатой из моего выступления на этой сессии, сделанного накануне его выступления.

От Советского Союза выступали: Илья Эренбург, A. E. Корнейчук, проф. З. Н. Гагарина и я. Все речи делегатов СССР покрывались шумными аплодисментами. Я выступал на утреннем заседании 5 ноября во время председательствования проф. Бернала (Англия). Большое число делегатов (Египта, Румынии, Австрии, Мексики, Италии, Англии, Голландии, Чехословакии и др. стран), после произнесения мною речи, подходя ко мне, выражали чувства благодарности и уважения, пожимая мне руку; некоторые целовали меня.

В первый день работы сессии Австрийский Национальный Комитет сторонников мира устроил большой прием в честь Всемирного Совета Мира. На этом приеме мы встретились с представителями австрийской общественности: учеными, деятелями искусства, писателями, педагогами, с многими из которых я познакомился и дружески беседовал.

2 ноября Синод Старо-Католической Церкви в Австрии, во главе с епископом Торок, устроил в честь меня прием, на котором присутствовали высшее старо-католическое духовенство и профессора. Беседа была дружественной. Епископ Торок поднимал тост за Патриарха Алексия и Русскую Православную Церковь. Я сердечно отвечал ему.

3 ноября, сто призыву Австрийского Комитета сторонников мира, состоялась мощная демонстрация трудящихся Вены и пригородов под лозунгом «Марш мира». В этом шествии венцев приняли участие многие десятки тысяч человек. «Марш мира» начался еще засветло и продолжался после наступления темноты при свете прожекторов и тысяч факелов. В рядах демонстрантов шли люди, которым дорог мир и ненавистна война. Над этими рядами плыли многочисленные лозунги, призывающие к борьбе за мир, за запрещение атомной бомбы, за заключение Пакта Мира. Мы с трибуны приветствовали проходящие колонны сторонников мира. После демонстрации меня окружила огромная толпа участников шествия с выражениями дружбы и привета. Девушки и женщины прикрепили к моей рясе целый ряд значков с эмблемами мира. Много автографов пришлось оставить мне и в Вене, как здесь, после демонстрации, так и в кулуарах зала наших заседаний.

В дни заседаний я выступал по радио с беседой о деятельности Русской Православной Церкви в борьбе за мир и с пожеланиями австрийскому народу успехов в его борьбе против войны. После меня выступали по радио и представители других церквей в Всемирном Совете Мира. Я дал интервью по ряду вопросов (о положении религии в СССР, об отношении Русской Православной Церкви к различным актуальным вопросам современности) Обществу прогрессивных христиан Франции, представителю объединения христианских газет и журналов в Западной Германии, в голландскую Роттердамскую газету, в венские газеты и журналы. Многим делегатам (г-же Сеза Набрави из Египта — руководительнице прогрессивного движения египетских женщин, г. Ле Дин Тан из Вьетнама, г-же Мазар — представительнице прогрессивных женщин Пакистана и другим) я, по их просьбам, для передачи в их страны, писал пожелания и благословения.

6 ноября, уже ночью, Всемирный Совет Мира закончил работу принятием опубликованных в прессе резолюций. Единодушно и с огромным подъемом делегаты голосовали за эти резолюции.

Принятые Всемирным Советом решения имеют исключительно важное значение для дальнейшего развертывания борьбы за мир. Они дают конкретную программу действий многомиллионной армии сторонников мира, мобилизуют их на борьбу за укрепление мира и международной безопасности.

Наиболее сильное впечатление, которое оставила сессия Всемирного Совета Мира, — это впечатление беспрерывно растущей широты движения за мир, впечатление мощной силы миролюбивого человечества.

Великий праздник 7 ноября мы провели в Вене. В шесть часов вечера Верховный Комиссар от СССР в Австрии генерал В. Свиридов устроил большой прием по случаю праздника 34-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции. Мы, делегаты от СССР, присутствовали на этом приеме. Я был представлен президенту и премьер-министру Австрии Фиглю.

Позже, вечером того же дня, советская делегация на Всемирном Совете Мира устроила прием для всех членов Всемирного Совета и гостей, принимавших участие в сессии. В этот вечер мы сердечно прощались друг с другом, так как со следующего дня делегаты разъезжались по домам во все страны света.

Я особо хочу сказать о своих встречах с православными в Вене. Кроме русских прихожан, здесь есть немало и австрийских немцев, принявших православие. Во главе прихода стоит, как я уже сказал, архимандрит Арсений, пользующийся глубоким уважением своих прихожан. В Вене имеются православные храмы и других национальностей: греческий, румынский, сербский, с своими священнослужителями и общинами.

Все эти священнослужители пожелали принять участие в совершении мною литургии в Венском Свято-Николаевском соборе 4 ноября (воскресенье, день празднования Казанской иконы Божией Матери). При встрече в храме меня приветствовали хлебом-солью церковный староста и теплой речью — о. Арсений. Я совершил литургию и молебен Божией Матери при пении хорошего местного хора и затем обратился к собравшимся верующим со словом о Матери-Церкви, Матери-Родине, о работе Всемирного Совета Мира. Мне был прочитан и поднесен адрес; девочка подала мне огромный букет цветов. Наше молитвенное общение с православными в Вене было очень теплым и меня с любовью провожали из храма.

7 ноября архимандрит Арсений устроил прием, на котором в продолжительной беседе с его общиной мы закрепили наши взаимные чувства любви.

8 ноября самолетом я совершил обратный путь в Москву.

Я привез с собою глубокое убеждение в том, что вторая сессия Всемирного Совета Мира своими решениями вызовет новый подъем в борьбе миролюбивого и свободолюбивого человечества против войны, за мирную, счастливую жизнь.

Митрополит Николай

Система Orphus