Уважаемые друзья, защитники и поборники мира, собравшиеся со всех концов нашего Союза для совместной работы в пользу мира!
Православная Русская Церковь, движимая искренним стремлением оказать помощь делу сохранения и укрепления мира во всем мире, вместе со мною приветствует в Вашем лице Третью Всесоюзную Конференцию сторонников мира и благословляет ее труды и решимость бороться за мир до победы.
Вспоминаем слово Христово: «Блаженны миротворцы ...».
В настоящие дни наших торжественных собраний миллионы людей нашего народа и, можно с уверенностью сказать, народов всего мира простирают мысленные взоры к Москве, к нашей работе, ожидая от нас нового, мощного слова в защиту мира и в осуждение исступленных и бесчеловечных поползновений врагов человечества, мечтающих нарушить мир народов и особенно нашего народа, в то время, когда жизнь его озарена светом мирного, всеобъемлющего и созидательного труда.
Наша Церковь, вместе со всем нашим народом, твердо и последовательно борется за мир и отстаивает дело мира: она ежедневно молится «о мире всего мира» и, вместе с тем, не перестает призывать всех христиан, без различия исповеданий, к исполнению своего христианского долга — к защите мира. Она неустанно проповедует, что отказ от борьбы за мир был бы преступлением перед Богом и совестью, перед нашим народом и перед Русской историей; что это движение имеет только одну, благородную, цель — мир и что все другие утверждения — клевета, взводимая теми, чьи темные замыслы готовы омрачить мирную жизнь человечества новой и, еще более чем прежние войны, смертоносной войной.
В 1948 году, по предложению Русской Церкви, с призывом бороться за мир обратилось к христианам всего мира Московское Совещание Глав и Представителей автокефальных. Православных Церквей.
«Не будем закрывать глаза, подобно страусу, перед надвинувшимися проявлениями новой человеческой ненависти; не будем затыкать уши перед бешеным рокотом новой войны»,—было сказано, в этом Обращении. «Но.., объединенные во имя Царя Мира — Господа Христа, станем броней против всех покушений и действий, направленных к нарушению мира, и нашим евангельским единомыслием и нашим твердым и непоколебимым благочестием сделаем невозможным всякое намерение и всякий план нового военного пожара на неочищенной еще от крови, слез, страданий и могил земле...».
Голос нашей Церкви прозвучал и на Первом Всемирном Конгрессе сторонников мира в Париже и на Первой Всесоюзной Конференции сторонников мира в 1949 году. Сочувственное отношение друзей мира вызвали наши Послания к пастве, а также и к Предстоятелям всех Православных Церквей с призывом к борьбе за мир. Не малое значение имело участие Русской Православной Церкви в осуждении атомного оружия и агрессии в Корее.
Много откликов последовало и ка Обращение к христианам Предстоятелей Русской, Грузинской и Армянской Церквей в 1950 году.
Призывая к борьбе за мир, они сказали тогда: «Враги мира всеми способами изощряются в мерах сопротивления христианской правде, угрожая ей сверхмощными силами разрушения и смерти. Поэтому мы, Патриархи трех христианских Церквей, нашли благовременным усилить помощь движению сторонников мира и обратиться с призывом о том же ко всему христианскому миру, который не может и не должен стать опорой безумной политике уничтожения...». «Вооружиться против зла войны — долг каждого христианина, ибо христианство есть религия не смерти, но жизни и спасения, к чему стремятся все народы. Они в едином союзе повели борьбу с врагами мира, имея в рядах своих миллионы христиан. Необходимо продолжить и усилить эту борьбу, дабы все христиане, без различия исповеданий, соединили свои усилия в этом святом деле...».
«В приложении к нуждам современного человечества христианское дело состоит, прежде всего, в том, чтобы действенно поддержать благородные решения борцов за мир о запрещении атомного оружия и о признании военным преступником того правительства, которое первым применит это оружие».
Вторая Всесоюзная Конференция сторонников, мира также услышала голос нашей Церкви в речи ее Представителя Митрополита Николая. Его же участие во Втором Всемирном Конгрессе сторонников мира и в работе Всемирного. Совета Мира явилось новым вкладом нашей Церкви в дело мира.
Наконец, в июле текущего года Главы Антиохийской, Грузинской и Румынской Православных Церквей и Предстоятель Болгарской Церкви, приезжавшие к нам на церковный праздник, приняли вместе с нашей Русской Церковью новое Обращение к христианам всего мира, в котором свидетельствовали, что Церковь Христова никогда не уходит от современных нужд человечества и служит им опытом своей жизни и деятельности; что она помогает людям и в защите мирной жизни, если ненависть безумных угрожает ей разрушением и гибелью.
Перед отъездом в Дамаск Патриарх Антиохии и всего Востока Александр III заявил в печати, что во время пребывания в нашей стране он воочию убедился в том, «что здесь вся жизнь людей пронизана одним желанием — мирно трудиться».
К этим словам Патриарха Александра, верно отражающим настроение Русских людей, я могу прибавить, что Русская Церковь разделяет и приветствует успехи нашего народа во всех его. проявлениях, радуется им и благословляет их.
По глубокому убеждению в миролюбии нашего народа, Патриарх Александр подписал воззвание о мире и дружбе между народами и сказал, что все христианские Церкви должны быть участниками борьбы за мир, «ибо война — это нарушение основ христианской морали».
Из того факта, оказал Патриарх Александр, что в последнее время враждебные миру силы всеми мерами пытаются «ослабить Антиохийскую Патриархию» и разорвать старинную любовь между Антиохийской и Русской Церквами во имя враждебных Советскому Союзу целей, можно заключить, насколько противна этим силам миролюбивая позиция Антиохийской Церкви. Но «Антиохийская Церковь всегда будет достойна любви Русской Церкви и Русского народа, который является гарантией мира и дружбы между народами».
Я пользуюсь настоящим случаем, чтобы засвидетельствовать, что Русская Церковь всецело поддерживает заявление Блаженнейшего Патриарха Антиохийского и со своей стороны всегда готова оказывать Церкви Антиохийской братскую любовь и помощь.
Русская Церковь была бы счастлива, если бы возлюбленные Главы и прочих православных Церквей поддержали заявление Патриарха Антиохийского и присоединились к нему.
В начале ноября этого года в Вене состоялась вторая сессия Всемирного Совета Мира.
Всемирный Совет Мира снова призвал всех к дальнейшему усилению священной борьбы за мирную жизнь, дабы окончательно побежденной оказалась преступная кучка заговорщиков новой бойни.
Русская Церковь со всею ревностью поддерживает призывы Всемирного Совета Мира, отвечающие справедливости и нравственной потребности сотрудничества всех народов. Можно уверенно утверждать, что постепенное и одновременное сокращение вооружений, при абсолютном запрещении атомного оружия, как и других средств массового уничтожения; решение германской и японской проблем в духе уже принятых ранее международных соглашений; прекращение военных действий всюду, где они имеют место, и, прежде всего, в Корее, а также обеспечение всем народам права самостоятельно вести и решать свои дела без иностранного давления или вмешательства, — все эти мероприятия, предлагаемые Всемирным Советом Мира, составляют единственный в данных условиях путь к миру.
Великие державы могут встать на этот путь только тогда, когда они заключат между собою Пакт Мира. Почти шестьсот миллионов миролюбивых людей, давших свои подписи под Обращением о заключении Пакта Мира между пятью Великими Державами, требуют заключения этого Пакта, потому что Пакт Мира представляет единственную возможность выявить добрые намерения всех великих держав, в частности, тех, которые собираются якобы «оборонять» христианскую цивилизацию от воображаемой агрессии.
Наша Церковь, пользующаяся неограниченной свободой в своей внутренней жизни и деятельности, согласно Сталинской Конституции, которой через несколько дней исполняется 15 лет, —считает своим долгом помогать укреплению мира воспитанием верующих в духе верности гражданскому долгу и вменяет в заслугу мирный труд на пользу ближних и Родины. Церковь учит, что благословенного мира, прочного благополучия и истинного спокойствия для труда можно достигнуть не иначе, как путем правды; что с делами правды народов незримым, но действенным союзом связаны дела Правды Божией и что, таким образом, с Правдой Божией связано и стремление современных миролюбивых народов жить в мире и справедливости.
Мы счастливы, что эту правду осуществляет наш народ под твердым водительством всем миром признанного Вождя и вдохновителя миролюбивых народов Иосифа Виссарионовича Сталина, который сказал, что «мир будет сохранен и упрочен, если народы возьмут дело сохранения мира в свои руки и будут отстаивать его до конца».
Настоящее собрание своим составом и единодушием подтверждает, что наш великий народ — по слову Вождя — действительно взял дело мира в свои руки, чтобы бороться за него до полной победы. Залогом последней является то нравственное свойство нашего народа, которое заставляет его поддерживать искренность и правду в общественных и международных отношениях, и та крепкая связь, которая существует у него со своим Вождем, великим поборником правды, Иосифом Виссарионовичем Сталиным.
Плодом этой правды является мир, о чем свидетельствует и слово Божие устами древнего Пророка: «Делом правды будет мир и плодом правосудия —спокойствие и безопасность во веки».
Мы неуклонно стоим за мир о непоколебимой уверенностью, что этот мир мы отстоим.
И, борясь за мир во всем мире, как за правое дело, мы с убеждением и уверенностью повторяем знаменитые вещие сталинские слова: «Наше дело правое — мы победим!».
ПАТРИАРХ АЛЕКСИЙ