КОЛОСС РУССКОГО НАРОДНОГО ЗОДЧЕСТВА

(К 300-летию ВОСКРЕСЕНСКОГО СОБОРА В ГОРОДЕ ТУТАЕВЕ)

В 1952 г. исполняется 300 лет со времени построения Воскресенского собора в городе Тутаеве (б. г. Романово-Борисоглебск), Ярославской области, — «этого колосса русского народного зодчества» [1]. «Ни Москва, ни богатый Ярославль, несмотря на ревностное храмоздательство, не сумели создать таких колоссальных памятников; в каждой детали Воскресенского собора проглядывает щедрость, широкий размах, творческий восторг, — словно не хотели знать удержу люди, решившиеся прославить родной город невиданным в округе храмом» [2]. Нужно еще отметить, что этот дивный храм был построен вскоре после польской интервенции, тяжело отразившейся на жизни русского народа. Тогда же, т. е. в 1609 г., был разорен поляками и г. Романов. Воскресенский собор является, таким образом, живым свидетелем того, как великий русский народ быстро оправился от польского ига и начал свою творческую, созидательную работу.

Сначала собор был одноэтажный, и его не окружали нарядные галереи, составляющие в теперешнем виде главное его украшение [3]. Он был освящен в 1652 г., «но уже в 1670 г. Ростовским митрополитом Ионою была дана грамота на надстройку второго этажа... В 70-х годах XVII в. сооружены и галлереи, великолепные крыльца, колокольня Ярославского типа и просторная ограда с воротами» [4].

Воскресенский собор представляет собою одно из лучших произведений церковной архитектуры XVII века и дает идеальное воплощение русской народной архитектуры в ее наиболее чистую эпоху...

Архитектурные формы собора довольно просты, и весь его праздничный облик создает обильная декорация стен, галерей и крылец. Русское каменное зодчество XVII в. неразрывно связано с этой геометрической орнаментацией, совершенно избегающей кривых и закругленных линий, создающей обширные декорации, мастерски скомбинированных из вариаций квадратов и прямоугольников, выступов и углублений... Можно быть различного мнения о сухости, монотонности этой геометрической орнаментации, но нельзя не признать ее пленительного своеобразия, богатства и характерности.

Стоя перед Воскресенским собором, совершенно непосредственно ощущаешь тишину, спокойствие русского церковного зодчества. Все формы строго дисциплинированны, начиная с симметрических крылец, основного куба и кончая стройной мелодией глав, одинаково вычерченных, но подчиненных общему стремлению масс от периферии к центру и ввысь. Вся прекрасная группа собора, — переводя на музыкальную терминологию, поразительно легко прикладывающуюся к архитектурным созданиям, дает нежный, тихий, лирически звучащий аккорд. И наглядно выясняется логика прямоугольной ориентации; ... при обзоре собора бросается в глаза его поразительная сложность. Галереи, переходы, расписные крыльца — все это совершенно непринужденно и легко скомпановано в великолепное целое... Мы не знаем, и, наверно, никогда не узнаем имени его строителей, потому что, при больших задачах в древней Руси, и в архитектуре, как и в иконописи, господствовало коллективное творчество... Воскресенский собор создали... вековая мудрость, долгий опыт народа, медленно, но прочно накоплявшийся и вдохновлявший своих избранников на создание, перед которым могут благоговейно преклониться современные художники...

Архитектурное своеобразие сильнее всего сказывается в его двух этажных, поставленных на длинную анфиладу сводов папертях. В Ярославских церквах не встречается этот эффективный прием тяжелых масс, покоящихся на легкой, словно хрупкой, колоннаде.

Больше всего вкуса и мастерства проявили строители Воскресенского собора в обработке второго этажа, галлерей-папертей, огибающих собор с трех сторон. Эта самая видная, бросающаяся в глаза часть церкви, и ее большая или меньшая нарядность определяет общий тон архитектурного убранства. По замыслу художника, двойные арки, столь полюбившиеся древнерусским зодчим, давали цветистый узор, казались издали затейливой каменной резьбой. На фоне темной паперти их симметрично бегущая цепь давала густое сочное пятно. Двойные арочные пролеты, в той или другой трактовке, украшают почти все каменные церкви России, относящиеся к XVI и XVII векам, но нигде они не даны в таких изысканных и чистых формах, как в этом соборе. При обилии прямых углов и линий в наружном убранстве собора кажутся совершенно необходимыми ласковые волнистые линии арок.

Галлерей, опоясывающих стены и церкви, не знала византийская архитектура и русское церковное зодчество первых веков. Появляясь в Москве в начале XVII в. под видом несложных ходовых папертей, галереи привлекают все большее внимание художников и как красивое дополнение к основной архитектуре храма, и как самостоятельная задача, открывающая большие эстетические возможности. Особенно широко и удачно воспользовались ими зодчие Борисоглебского собора.

Торжественная красота его охватывает с первых же шагов. Едва минуешь двери крыльца, идущая кверху лестница с нависшими расписными сводами сразу... вызывает какой-то благоговейный интерес. Художники XVII в... сумели запечатлеть то святое и чистое, что тихо светилось в их душах.

Прошло три века с тех пор, «как творили свои содержательные фрески изографы, и все же мы, люди новых настроений и мыслей, испытываем пред ними минуты глубокого волнения, восторга пред наглядностью их мистических образов...» [5].

Особое впечатление оставляют длинные перспективы галерей, заканчивающихся расписной стеной с порталом. Масса света льется в частые окна; голубые и желтые тона фресок окрашивают воздух, наполняют его пронизывающими дымчатыми лучами, и уходящая вдаль галерея кажется волшебным зыбким миражом...

В Борисоглебских фресках преобладает синий и желтый цвет; они не так пестры и красочны, как стенопись Иоанна Предтечи в Толчкове, но их декоративный эффект гораздо спокойнее, выдержаннее и гармоничнее. В папертях много любопытных циклов и отдельных изображений, заслуживающих внимания. На внешней стене западной паперти и в юго-западном углу расположены очень характерные изображения истории ветхозаветного патриарха Ноя. Тут занятие Ноя виноделием, его опьянение и осмеяние Хамом, постройка и нагрузка ковчега, потоп, посылка голубя и окончание потопа. История Ноя трактована с большим реализмом. Живые козы, выразительные лица, столь редкие в практике иконописи XVII в., составляют драгоценные качества Борисоглебских стенописей. Обширные стенописи паперти иллюстрируют почти весь Ветхий Завет.

Среди стенописей Борисоглебского собора есть ряд очень ценных по замыслу событий из русской истории, — крещение Владимира Святого, крещение Руси и т.д.

Главная святыня Воскресенского собора — огромный образ Спаса-Вседержителя. В папертях светло и просторно, снопы лучей льются в окна, оживают бархатные тона фресок. Но полумрак в соборе и грозные аскетические черты Христа тонут в мистической дымке веков и темного письма. Спаситель проникновенно глядит с образа широко открытыми печальными глазами, весь лик прекрасен своей одухотворенностью, и это свидетельствует о необыкновенном мастерстве русской живописи XV и XVI веков. Иконописец XVI века все внимание направляет на достижение наибольшей выразительности ликов. Нет в христианском искусстве более определенного и выразительного образа Христа, чем выработанный ранними русскими изографами, первыми мастерами национальной живописи. Не только небесная строгость, но и любовь, не только Божественное величие, но и земное страдание, жалость к грешному человечеству исходят от лика Борисоглебского Спаса.

На западной стене собора, на пространстве многих десятков квадратных метров — несколько сот фигур на картине «Страшного Суда». Эта «колоссальная композиция Воскресенского собора является исключительной по полноте и грандиозности...

Ярославские храмы XVII века сотканы из радости, кроткого умиления и благодарности Творцу. Словно витает в них незримо Христос с грустными и любящимися глазами и зовет всех труждающихся и обремененных... Такие храмы могла творить только «Святая Русь» по народной вере — избранная и благословенная Богом земля» [6].

Таков Воскресенский собор. Недаром наш народ особенно любит и чтит этот храм и его главную святыню — образ Спаса и, как раньше, так и теперь, стекается на поклонение ему во второе воскресенье Петрова поста.

Заботами верующих и главным образом настоятеля собора прот. И. Ястребова в 1949 г. собор был отремонтирован снаружи, т. е. были окрашены главы и крыши собора и выбелены стены его, за исключением тех мест, где находятся наружные фресковые изображения. Для восстановления последних настоятелем собора был заключен договор с областным отделом по делам архитектуры с обязательством реставрации всех наружных фресковых росписей на фронтоне западного крыльца и южного, и частично в полукружиях наружных стен, к 1 ноября 1951 г.; но незаконченный ремонт в Троице-Сергиевой Лавре, задержавший мастеров, вынудил перенести работы по реставрации Воскресенского собора на раннюю весну 1952 г.

Таким образом, собор ко времени празднования своего трехсотлетнего юбилея будет приведен в надлежащий вид.

А. ВОЛКОВ

[1] Культурные сокровища России, вып. I; Ю. Шамурин «Ярославль, Романово-Борисоглебск, Углич», М. 1912 г., стр. 63.

[2] Там же, стр. 59.

[3] Там же.

[4] Там же.

[5] Цитируемые соч., стр. 61 и след.

[6] Цитируемое соч., стр. 63 и след.

Система Orphus