С древности христиане благоговейно празднуют день Введения во Храм Божией Матери. Этот день в богослужебных песнопениях они назвали днем «предображения Божия благоволения» к людям. И умилялись событием священного дня.
Событие было, действительно, священно, трогательно и потрясало верующие души.
Благочестивые Иоаким и Анна до старости не имели детей. Это крайне огорчало их. Бездетность у евреев считалась знаком Божия неблаговоления к супругам: бездетные лишались счастья быть праотцами Грядущего Мессии...
Праведные Иоаким и Анна пламенно просили Бога снять с них «поношение» бездетности. Молясь, они дали обет: рожденное дитя — будет оно мальчиком, или девочкой — посвятить на служение Богу, как святую жертву Богу.
И вот, наконец, благочестивая Анна родила дочь. До трех лет она питала Ее и лелеяла при себе. Но нужно было исполнить обет, данный Богу. Иоаким и Анна созвали в Назарет родных и знакомых: составился лик юных дев для сопровождения посвящаемой в храм. Много народа сопутствовало священному шествию.
В Иерусалиме праведные родители с дочерью направились прямо в храм. Впереди шли юные девы с зажженными свечами; пели псалмы Давида. Согласно с этим составитель канона на Введение говорит: «Начинайте девы; держите свечи, и воспойте ваши песни». А праведные родители Иоаким и Анна пели песнь царя Давида: «Слыши, Дщи, и виждь, и приклони ухо твое, и забуди люди твоя и дом отца твоего, и возжелает царь доброты твоей» (Псал. 44, 11 ст.).
Священники у храма встретили Богоотроковицу также с песнопением. Несомненно, на то было им особое внушение Божие, каковое сказалось и в том, что перед дверями храма шествие было встречено первосвященником Захариею.
По свидетельству блаженного Иеронима, чтобы войти в храм, надобно было подняться на пятнадцать ступеней по числу степенных псалмов, которые пелись священниками и левитами на каждой ступени. Св. Иоаким и Анна, подведя дочь свою к храму, поставили ее на первой ступени. Когда сняли с Нее дорожное покрывало, одели ее в лучшие, благолепнейшие одежды, Святая Дева сама, никем не поддерживаемая, поднялась по всем ступеням до самого верха и там остановилась. Отроковица шла, как большая, укрепляемая Святым Духом.
Видя такое явное проявление милости Божией, первосвященник, взяв Ее за руку, повел в храм. И не остановился на том месте, где обычно стоял народ. Он, к удивлению всех, ввел отроковицу во Святая Святых и указал Ей там место для постоянной молитвы.
Так, Св. Дева, по явному указанию Божию, вошла в храме туда, куда и первосвященник мог входить однажды в год с жертвенною кровью, а Ей разрешено было приходить сюда для молитвы по мере надобности.
«Архиерей, — говорит блаженный Феофилакт, — в то время объятый Духом Божиим, был вне себя и уразумел, что эта Отроковица есть сосуд Божией благодати и более его самого достойна ежечасно предстоять Лицу Божию».
«Праведные родители Пресвятой Девы, — повествует блаженный Иероним, — принеся Богу дары — жертвы и, приняв благословение первосвященника, возвратились домой» [1].
Изложенное священное событие Православная Церковь воспоминает в праздник Введения во храм Божией Матери. Тем самым Она и нас как бы присоединяет к народу, составлявшему священное шествие, для того, чтобы мы благоговейно подражали в жизни Пресвятой Деве и Ее праведным родителям. Вот они, святые старцы, не имея детей, не роптали на жизнь, не впадали от того в уныние, а сокрушенно призывали Бога на помощь. И, как родилось у них дитя, не забыли своего священного обета — трехлетнюю, ненаглядную для них, дочь они привели в храм, отдавая с Нею Богу свое сердце, все свои земные радости.
Трогательное, волнующее событие! Яркое свидетельство пламенной веры в Бога! По вере, и Бог дал старцам радость о дочери. Она стала «присноблаженной, честнейшей херувим», Матерью Спасителя мира. И это «достояние» она приобрела, живя при храме. Таким образом, Она жизнью показала благочестивую преданность тому, что написано в Псалмах Давида: «Возлюбил я обитель дома Твоего и место жилища славы Твоей» (Псал. 25, 5). И еще: «Одного просил я у Господа, того только ищу, чтобы пребывать мне в доме Господнем во все дни жизни моей, созерцать красоту Господню и посещать храм Его» (Псал. 26,4).
Так, Св. Дева Мария с трехлетнего возраста поселилась при храме, посвятив Себя на служение Богу. Для девиц и женщин с таким служением при храме были особые корпуса, в которых они жили.
Св. Дева Мария, рано выучившись грамоте, проводила время в молитве, чтении Слова Божия и в рукоделии.
ПРОТ. Д. БОГОЛЮБОВ
[1] «Слава Богоматери», стр. 155.