МОЛИТВА И БЛАГОДАТЬ

СЛОВО, СКАЗАННОЕ В ПРЕОБРАЖЕНСКОЙ ЦЕРКВИ, ЧТО НА ПРЕОБРАЖЕНСКОЙ ПЛОЩАДИ г. МОСКВЫ, В ДЕНЬ СВ. АПОСТОЛОВ ПЕТРА И ПАВЛА

Поздравляю вас, дорогие братья и сестры, с праздником святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Приветствую вас с окончанием поста в честь св. апостолов и зову всех постившихся и непостившихся к радости о Господе Спасителе нашем и к прославлению священного имени первоверховных апостолов.

Св. апостолов Петра и Павла Церковь назвала первоверховными, первыми среди апостолов, за их особый, не только великий, но величайший труд, понесенный ими ради устроения Церкви Христовой на земле, для славы Божией и во спасение человеческих душ.

Апостолы Петр и Павел оставили на все времена для всех верующих в Господа Иисуса Христа не только пример жизни, исполненной крепкой веры и пламенной любви к Богу и людям, но и свои творения. Священные страницы их посланий, написанные ими по внушению Святого Духа, — великая сокровищница учения христианской веры и жизни. В двух посланиях апостола Петра и четырнадцати посланиях апостола Павла мы, православные христиане, имеем для себя проповедь истин нашей веры, находим неисчислимые уроки жизни во Христе на пути к Царству Небесному.

Не достало бы целого дня для того, чтобы только назвать те мысли и заветы, какие изложены в их Богодухновенных посланиях. И нам, в рамках нашего короткого церковного слова, особенно после продолжительной молитвы, из этого обширного, неисчерпаемого моря наставлений можно в назидание себе остановиться мыслью лишь на одном-двух уроках св. апостолов.

Мне хочется напомнить вам, дорогие мои, слова апостола Павла из его послания к Римлянам. Апостол говорит: «Умоляю вас, братия, Господом нашим Иисусом Христом и любовью Духа, подвизаться со мною в молитвах за меня к Богу» (Римл. 15, 30). Первоверховный апостол умоляет римских христиан, чтобы они молились за него, и не только молились, но и подвизались в молитве — значит, молились усердно, неотступно, горячо.

Неужели апостол, этот великий сосуд благодати Божией, этот горячий, пламенный проповедник слова Божия, нуждался в молитве за себя? Неужели он, носитель великих даров и талантов, еще должен был просить у верующих христиан молитвы для подкрепления себя? Да. Он просит об этом христиан, просит потому, что и он, апостол Павел, был во всем подобострастным нам человеком и он подвергался и ослаблению своих духовных сил и греховным искушениям. Он говорит в одном из своих посланий: «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю» (Римл. 7, 19). И еще он говорит: «Бедный я человек! Кто избавит меня от сего тела смерти?» (Римл. 7, 24). Апостол сознавал немощь плоти, слабость природы человека для делания добра.

Нуждаясь в укреплении своих сил, апостол не только сам молился об этом Господу, но и просил о молитве за себя верующих христиан, потому что знал силу христианской молитвы. Ему был известен случай с апостолом Петром, когда тот был заключен в темницу. Об апостоле Петре — говорит нам священная книга Деяний Апостольских — день и ночь молилась его паства, молилась вся Церковь, и Господь послал в темницу ангела, который чудесно извел из нее апостола Петра.

Прося молитв верующих, апостол Павел говорит, что и сам молится о них: «Всегда молюсь о вас» (Кол. I, 3; ср. Филип. I, 9). Он сам стоит на неусыпной молитве за свою паству, за людей, испрашивая у Господа Отеческого благословения и помощи людям в прохождении ими земного пути к Царству Небесному. Этим св. апостол научает и нас молиться друг за друга и напоминает всем нам, мои дорогие, о силе нашей взаимной молитвы.

Ведь такая молитва — проявление нашей любви друг ко другу. Ты хотел бы посетить больного и этим исполнить долг твоей братской любви к болящему, но, может быть, ты сам прикован болезнью к постели, или немощен ногами, или не имеешь времени и не можешь выполнить этого веления твоего сердца. Ты хотел бы помочь неимущему, разутому, раздетому, голодному, но, возможно, не имеешь средств осуществить это требование твоей христианской совести. Но зато ты всегда можешь оказать любовь и к этому болящему, и к этому голодному или нищему своей молитвой о нем! Ты можешь и должен проявлять свою любовь и к усопшим в своей молитве о упокоении души того, о ком плачет твое сердце, о ком воздыхает твоя душа, или о ком некому помолиться.

Молитва за ближнего имеет великую силу не только низводить благословение Божие на того, о ком мы молимся в глубине своего сердца, но и самому молящемуся о своем брате ниспосылает утешение в его сердце, то утешение, даруемое Господом, какое переживает христианин всякий раз, когда совершает во имя Божие доброе дело.

Эта заповедь св. апостола о молитве, о молитве друг за друга и его слова о том, что сам он всегда молится о своей пастве, являются для нас основой и наших молитв к святым угодникам. Мы обращаемся к святым с просьбами о том, чтобы они помогали нам на пути к вечной жизни: облегчали наши страдания, утешали и ободряли наше унывающее сердце, исцеляли наши недуги.

Почему, кроме молитвы, непосредственно обращенной к Господу Спасителю и к Божией Матери, мы обращаемся в молитве и к святым угодникам?

Если в солнечный день мы будем смотреть неприкрытыми глаза мина мир Божий, мы увидим яркий свет солнца, разлитый вокруг нас; если посмотрим через темное стекло, не будет виден свет этих лучей. Если ручеек чистой воды протекает через заболоченное или загрязненное место, чистая вода мутнеет.

Эти сравнения применим к своему грешному сердцу. Все мы подвержены греховным искушениям, и не только подвержены, но, по немощам нашим, поддаемся им, загрязняя душу и сердце каждый день своего бытия на земле. И если даже горячий, сильный порыв к Богу исторгается из нашего сердца на молитве, он идет из сердца, насыщенного смрадом наших грехов, и печать нашей скверны ложится и на воздыхании нашем к Небу. Молясь святым угодникам, мы ждем, что они, своими чистыми руками восприняв нашу молитву и из грязного нашего сердца сами донесут ее до Престола Божия и испросят для нас благословение Небесного Отца.

И луч благодати Божией, ток милости небесной, проходя в глубину нашего сердца, встречает по пути дым и зловоние наших согрешений, застилающие от нашего духовного взора его свет и сияние. Мы просим святых, чтобы они сами донесли благословение Господне, испросив его у Господа, до глубины нашего духа.

И сейчас мы, обращаясь от всего верующего сердца к апостолам Петру и Павлу словами церковной молитвы: «О, сильнии, понесите немощи наша», — молим их о том, чтобы они ниспослали от Господа благословение небесное нам, грешным и грязным, и укрепили этим благословением наши слабые, немощные души на пути к Царству Небесному.

Святые всё знают о нас с высоты Неба, видят и слышат все наши воздыхания, им открыты все наши нужды. Ведь если в своей земной жизни они получали от Господа дар прозрения и могли видеть своими духовными очами то, что совершается в сердце человека, то теперь, когда они бессмертной душой пребывают в вечной жизни и созерцают славу Божию своими очами, — тем более ведомо им все, что заполняет нашу душу. Если, живя на земле, они так любили людей, что готовы были свою жизнь отдать за них, и отдавали эту жизнь во имя спасения людей, то теперь, находясь в лучах Любви Божией, прославляя Господа день и ночь, тем с большей отеческой и братской любовью они взирают на нас, своих младших братьев, младших сестер, еще совершающих свой земной путь. Как в своей земной жизни они всегда были готовы любовью и заботой поддержать унывающих и скорбящих, так и ныне, с высоты Неба, они своей молитвой за нас и своею любовью соболезнуют нам в наших немощах, тревогах, нуждах, болезнях, требуя для нас от Господа небесного благословения.

Вот это один урок, на котором я хотел остановить ваше внимание, мои дорогие, в день нашего праздника в честь св. апостолов: урок о молитве друг за друга и о молитве к святым угодникам на нашем пути к вечной жизни. Молитвой за ближнего и друг за друга мы совершаем дело любви, завещанное Господом. Молитвой к святым мы испрашиваем их помощи на нашем многотрудном и сложном земном пути.

Я хочу напомнить вам, дорогие мои, еще одни слова апостола Павла из первого послания к Коринфянам. Апостол говорит: «Благодатию Божиею есмь то, что есмь» (I Кор. 15, 10). Он приписывает благодати Божией все, что имеет: и свои труды, и свои силы, и успехи своей проповеди. Воистину, благодать Божия — это великий дар, который имеет силу перерождать человеческие души, делать человека немощного и слабого своими естественными силами — великим, ревностным тружеником во славу Божию и во спасение души.

Вспомните апостола Петра до той минуты, когда его еще не посетила благодать Божия в день Сошествия Святаго Духа. Он был нетверд в своей вере, неустойчив в своих чувствах; по немощи своего духа он отрекся от Господа. Когда же он воспринял благодать Божию, каким стал крепким, непоколебимым в своей преданности Господу, даже до своей мученической смерти!

Вспомните апостола Павла до его чудесного обращения к Господу. Он не знал света истинной веры Христовой, не понимал, что неистребим дух Христов в тех, кто идет вслед за Христом; он был гонителем христиан. Но вот коснулась и его благодать Божия. Он воспринял святое Крещение, в святом Таинстве получил дары благодати Святого Духа. Из врага христианства Павел стал пламенным проповедником Христова учения, и за имя Христово подвергался многим истязаниям и биениям во время своего апостольского подвига. Благодать Божия переродила его, и, возрожденный, он восклицает: «Благодатию Божиею есмь то, что есмь».

Эти слова, дорогие мои, каждый из нас должен применить к самому себе. Все, что мы соделываем ради спасения своей души; все, что мы должны соделать для этой священной цели, — все совершается в нас силой благодати Святаго Духа. Господь Иисус Христос сказал: «Без Меня не можете делать ничего» (Ио. 15, 5). И молитва, и покаяние, и добрые дела — все это вдыхается в нас благодатью Святаго Духа.

На пути к вечной жизни каждый из нас должен перерождаться душой, слагая с себя, по словам апостола Павла, ветхого человека с грехами его и облекаясь в нового; готовя свою бессмертную душу для вечной жизни, должен очищать ее от всякой скверны греховной, украшать ее любовью, состраданием, смирением, безгневием — всеми свойствами духовной красоты. На этом пути все мы нуждаемся в благодати Божией. Своими собственными малыми, слабыми силами мы не можем достигнуть вечного спасения. И Господь изобильно нам подает необходимую для нас благодатную помощь.

В святом Крещении и в святом Миропомазании, которых мы удостоились в далеком детстве, мы получили великий дар Божий, укрепляющий нас в духовной жизни, помогающий нам быть истинными христианами. Но если светильню в лампаде не оправлять, лампада загаснет. Если в засушливое время дерево не поливать, оно засохнет от зноя. И если нам, получающим благодать Святаго Духа в Крещении и Миропомазании, этот дар не беречь, не возгревать его своими духовными подвигами, он умаляется и затухает. Господь подает нам средства к тому, чтобы дар, полученный нами в Крещении, не засох, не погиб, не пропал в нашей душе, полной смрада грехов и пороков.

Таким средством, возгревающим в нас благодать Божию, является наша молитва ко Господу — домашняя и, особенно, в святом храме, во время которой Св. Церковь ниспосылает множество благословений в наши верующие сердца. Добрая христианская жизнь, дела любви и милосердия укрепляют в нашем сердце этот Божественный дар. Много раз в течение жизни обновляет его в нас благодать покаяния. В слезном раскаянии во грехах омываются наши души, и в благодати покаяния, которая преподается нам при исповеди, в минуты благословения рукой священника с призыванием имени Христова, нам сообщается новая милость Божия: Господь не только дарует нам прощение наших согрешений, но и новые силы для жизни с Ним в дальнейшие дни и годы нашего земного бытия.

В святом Таинстве Причащения, соединяясь с Господом Спасителем, принимая в себя Дары Святых Животворящих Таин, мы, дорогие мои, вбираем в себя драгоценнейшее сокровище, становимся обладателями величайшего счастья: Господь Сам входит под кров нашей души и нашего тела с тем, чтобы жить с нами одной жизнью, поддерживать наши силы на пути к вечной жизни, вдыхать в нас новую ревность о спасении души, будить нас от греховного сна и вести за Собой к вратам Своего вечного Небесного Царства.

Вот и каждый из нас может сказать словами апостола Павла: «Благодатию Божиею есмь то, что есмь». Все, что в нас бывает доброго, все это— даяние благодати Божией, все это — действие этого Божьего дара. Благодать Божия питает каждого христианина, который носит в себе жажду спасения для вечной жизни и припадает к ее источнику в ограде Св. Православной Церкви. Она никого из ищущих спасения не отталкивает от себя.

Чтобы рамки моего слова не увеличивались, я должен ограничить себя, остановившись на этих двух заметках апостола Павла — опасаться молитвой и благодатью Божией. По словам преподобного Иоанна Лествичника, молитва и благодать — это два костыля в руках человека, две опоры, с которыми христианин идет к вечной жизни.

Св. апостол Павел зовет нас с вами, как звал в своей земной жизни язычников и иудеев, к вечному спасению, зовет нас веровать в Господа Спасителя верой крепкой и непоколебимой, любить Бога всем: сердцем, любить друг друга и проявлять эту нашу взаимную любовь в делах молитвы друг за друга, укрепляя себя на этом пути к вечности молитвой к святым угодникам и благодатью Святаго Духа, подаваемой через Таинства и благословения Церкви.

Св. апостолы Петр и Павел, сами отдавшие свои жизни за Господа, учат нас с вами, грешных, трудиться над своей бессмертной душой, чтобы она ушла в вечную жизнь без тех тяжких и многолетних пороков и страстей, которыми полна.

Каждый из нас должен приготовить себя предстать перед Господом с делами любви и с горячей молитвой в сердце, которая там, в жизни будущего века, станет уже созерцанием Бога, если будем этого достойны.

Всей душой, всем сердцем будем искать, мои дорогие, этого вечного счастья.

Митрополит Николай

Система Orphus