АПОСТОЛЬСКИЙ СОБОР 51 г.

(К 1900-ЛЕТНЕМУ ЮБИЛЕЮ АПОСТОЛЬСКОГО СОБОРА)

Почти две тысячи лет тому назад, на самой заре Христианства, состоялся в г. Иерусалиме Апостольский Собор, который имеет огромное значение в истории Христианской Церкви, и о котором рассказывается в Книге Деяний Апостольских (гл. XV, 1—33 ст.). Апостольским Собором он называется потому, что на нем участвовали сами Апостолы (ст. 6), непосредственные ученики и самовидцы Христа Спасителя. Вследствие этого данный Собор приобретает особенный авторитет в Христианской Церкви.

Причины созыва Апостольского Собора, как рассказывает Кн. Деяний Апостольских, были весьма серьезные: они касались самого существа Христианства. Как известно, первые христиане были из иудеев. На первых порах христиане из иудеев не порывали связи с иерусалимским храмом. Они каждый день «единодушно пребывали в храме (Соломоновом)» (Деян. 2, 46). Однакож, «пребывая единодушно в «притворе Соломоновом», христиане держались обособленно: никто из посторонних не смел пристать к ним, а народ прославлял их» (Деян. 5, 12—13). Апостолы также посещали храм, молились и проповедывали в нем. Специально же христианское богослужение, состоящее в «учении Апостолов, общении, преломлении хлеба (Таинство Евхаристии) и молитвах» происходило отдельно в частных домах (Деян. 2, 42 и 46). Прирожденный еврей долго не мог оторваться от религии своих отцов, и эта связь с храмом существовала у христиан из иудеев до самого разрушения Иерусалима и Соломонова храма (70 г.). Христианство на первых порах не требовало от своих членов полной изолированности от храма Соломонова. Апостолы и многие из христиан иудеев прекрасно понимали, что теперь с пришествием на землю обещанного Богом Мессии Христа Спасителя, иудейская религия, имеющая Божественное происхождение, и уже выполнившая свое назначение в мире, является излишней: она должна быть заменена христианством. Но были из христиан-иудеев «неумеренные» ревнители Моисеева закона, которые считали христианскую религию не самостоятельною и находящуюся в зависимости от иудейства и чтобы стать христианином, по их мнению, надо было сначала обрезаться, принять к исполнению Моисеев обрядный закон и тогда уже можно было вступать в Христианскую Церковь.

Это ложное понимание христианства обострилось особенно тогда, когда в Церковь Христову стали вступать лица из других народов — римлян, греков, галлов и проч., которые в глазах правоверных евреев считались «нечистыми» и назывались в противоположность «избранному еврейскому народу» «язычниками». Язычники не знали Моисеева закона; они слышали самостоятельную проповедь о Христе Спасителе, о вере в Него, как Сына Божия.

С таким положением дела эти «не по разуму» ревнители закона Моисеева, подкрепленные, очевидно, явными врагами Христа Спасителя примириться не могли и объявили открытую борьбу внутри самой Церкви.

Вскоре после образования Иерусалимской Христианской Церкви организовалась Церковь Антиохийская. Для утверждения в вере и устроения ее Иерусалимское братство послало туда апостолов Варнаву и Павла, как людей,хорошо знающих языческий мир. Антиохийская Церковь состояла сплошь из народов не еврейского происхождения. Вот сюда-то, как рассказывает Кн. Деяний Апостольских, пришли вышеуказанные «ревнители» Моисеева закона и тайные враги Христа Спасителя из иудеев с явным намерением разрушить дело Апостольской проповеди. Они стали внушать братьям: «если не обрежетесь по обряду Моисееву, не можете спастись» (Деян. 15, 1). Когда же произошло разногласие и не малое состязание у Павла и Варнавы с ними, то положили Павлу и Варнаве и некоторым другим из них отправиться по сему делу к Апостолам и пресвитерам в Иерусалим (Деян., гл. 15, ст. 2).

Судя по возникшему разногласию, часть антиохийцев как будто примкнула к «некоторым из иудеев», но большинство было на стороне свв. ап. Павла и Варнавы. Однако, ввиду возникших споров, антиохийские христиане решили искать авторитетного решения спорного вопроса у своей Матери-Церкви Иерусалимской. Для этой цели избирается депутация к верховным Апостолам, от которых надлежит получить авторитетное подтверждение. В депутацию, естественно, вошли выразители истинно-христианского учения о спасении свв. ап. Павел и Варнава в сопровождении некоторых антиохийских христиан. Таковы были причины составления Апостольского Собора.

Церковно-историческая наука относит данное чрезвычайно важное событие к 51 году. Согласно Книге Деяний Апостольских, передавшей нам самый процесс Собора, в обсуждении возбужденного вопроса и составлении Соборного определения, подписании участвовала вся Иерусалимская Церковь: «Апостолы и пресвитеры и братия» (22—23). После доклада депутации о всем, «что Бог сотворил с ними и как отверз дверь веры язычникам» началась дискуссия. «Восстали некоторые из фарисейской ереси уверовавшие и говорили, что должно обрезывать язычников и заповедывать соблюдать закон Моисеев» (ст. 6). Выслушав это возражение, Апостолы и пресвитеры приняли вопрос для рассмотрения (ст. 6) и решения его. На Соборе первым выступил св. ап. Петр. Сущность речи св. ап. Петра сводилась к утверждению: «мы веруем и Господь «не положил никакого различия между нами и ими, верою очистив сердца их» (ст. 9). Ап. Петр доказал независимость христианского возрождения от закона Моисеева, а свв. ап. Павел и Варнава явлениями знамений Божиих среди обращенных ими язычников удостоверили и подтвердили основное положение речи св. ап. Петра. Св. ап. Иаков, как первый предстоятель Иерусалимской Церкви, очевидно, был и председателем Собрания. Он выступил последним, и, основываясь на речи св. ап. Петра, раскрыл, что в обращении язычников не содержится никакого изменения в ходе Божественного Домостроительства, поскольку еще в древности Господь возвещал через пророков, что, когда падший престол Давидов восстановится, тогда почитание Бога истинного распространится между язычниками. Поэтому не должно налагать на язычников излишней тяжести. Нет нужды ни к чему их обязывать, кроме только того, чтобы они воздерживались от ядения мяса идоложертвенных, мяса удавленных животных, крови убитых животных и блуда.

Таксе решение вопроса св. Апостолами было принято всеми и от всего Собора, от всей Апостольской Церкви было написано послание к Церквам го язычников в Сирии и Киликии, осуждающее лжеучение «некоторых из иудеев и фарисейской секты». Соборное определение предваряется словами «Изволися Духу Святому и нам», что указывает на высокий авторитет постановления.

Апостольский Собор имеет глубокое и важное значение в истории Христианской Церкви. Этот Собор является первым Собором в христианской Церкви, восходящим к самым истокам христианства и происходившим под руководством самоочевидцев Христа Спасителя. С этой точки зрения он представляет собой образец, прототип последующих церковных соборов, как органов Высшего Церковного Управления, как лучшее выражение жизни церковного организма, возглавляемого Самим Христом Спасителем и одушевляемого и руководимого Св. Духом.

Доц. Н. МУРАВЬЕВ

Система Orphus