ПОКРОВ БОЖИЕЙ МАТЕРИ НАД РУССКОЙ ЗЕМЛЕЙ

Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякаго зла честном Твоим омофором...

Это радостное восклицание, обращенное к Божией Матери и соединенное с трепетной молитвой о Ея покрове и заступлении, невольно переносит нашу мысль к тому событию, которое послужило основой настоящего праздника.

Давно это было: более тысячи лет тому назад, в смутное время Византийской империи, когда нападавшие на нее варвары угрожали самому царствующему граду Константина — Константинополю.

Теснимые врагами, обложившими столицу империи, обессиленные долгой осадой, устрашенные предстоящей участью плена, позора и разорения, жители Царьграда, не надеясь на свои силы, обратились с горячей молитвой о помощи свыше. В навечерие воскресного дня они собрались во Влахернской Константинопольской церкви Пресвятой Богородицы, со слезами изливая пред нею свое горе.

Среди молящихся находился здесь и св. Андрей, Христа ради юродивый, с учеником своим Епифанием. И вот, во время всенощного бдения, в 4-м часу ночи, среди песнопений и молитв сей человек Божий увидел на воздухе Богоматерь в окружении Предтечи Христова, Иоанна Богослова, множества ангелов и святых, молящуюся за род человеческий и покрывающую находившихся в храме людей Своим пречистым омофором.

Полный духовной радости, св. Андрей обратился к ученику своему с вопросом, видит ли он это чудо? «Вижу, отче, и ужасаюся» — ответил Епифаний.

Когда узнали об этом дивном видении и прочие присутствовавшие в храме, то всех объял радостный трепет и в умилении сердца все стали благодарить Бога и славить небесную Заступницу.

Страшная опасность для города и всего народа миновала, Можем ли мы сказать, что Пресвятая Дева, Матерь Божия, так же милостива к нам, как она была милостива к единоверным нам византийцам? Можно ли в истории нашего отечества указать какой-либо случай, подобный Покрову Пресвятой Богородицы над Царьградом? Имеем ли мы основание с радостью и умилением взывать: «Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякаго зла честным Твоим омофором»?

Да, и в жизни нашего Отечества были случаи, которые самым явственным образом показывают, что Покров Матери Божией простерт и над нашим Отечеством, что она не один раз сохраняла нашу Землю и народ русский от неминуемой, казалось бы, гибели. И воспоминание о таких случаях, наполняя сердца наши радостным сознанием Ее Матерняго заступления в прошлом, побуждает нас с трепетным упованием и ныне взывать: «Покрый нас от всякаго зла честным Твоим омофором».

Приведем на память некоторые из этих случаев.

В начале XVII века Отечество наше переживало одно из величайших несчастий — тяжелые годы междуцарствия. Для наших соседей — недругов это был самый благоприятный случай к торжеству над нами. Область за областью отторгается от России на юге и севере. Самое сердце России — Москва уже в руках врагов. Собранная верными сынами Родины священная рать народного ополчения оказывается бессильной для успешной борьбы и готова распасться. И вот, когда все земные надежды пали, когда оставался один шаг до отчаяния, — помощь небесная обнаружилась во всей своей очевидности.

В осажденной столице, среди врагов, в тяжком плену и еще тягчайшем недуге томился один из маститых первосвятителей, который, прибыв с Востока, нашел в Москве свое второе Отечество. Он удостоился необыкновенного видения. Среди полночной тишины, келия его наполнилась необыкновенным светом, и он увидел пред собой преп. Сергия Радонежского. «Арсений, — сказал Преподобный болящему старцу, — ваши и наши молитвы услышаны; предстательством Богоматери суд Божий об Отечестве преложен на милость: завтра Москва будет в руках осаждающих и Россия будет спасена». Как бы в подтверждение пророчества болящему старцу возвращается здоровье и крепость сил. А через несколько дней, в первое воскресенье, этот святитель, удостоившийся принять весть о помощи свыше, торжественно выходит из ворот Кремля, во главе с чудотворной иконой Богоматери, навстречу воинству, освободившему столицу и Землю Российскую от терзавших ее врагов. Это ли не явление Покрова Божией Матери нашему Отечеству! Это ли не знамение Ее усердного заступления за наших предков и нас, грешных?

А вот и другой, еще более древний случай чудесного покровительства Божией Матери нашему Отечеству.

Пятьсот лет тому назад Русская Земля подверглась нашествию грозного азиатского завоевателя Тамерлана (Тимура). Наше Отечество в то время едва начало оправляться от нашествия Батыя и, понятно, не могло противостоять бесчисленным полчищам Тамерлана. Воронеж, Ливны, Елец и другие города пали пред ним, как слабые былинки пред вихрем. Рязань, Тула и сама Москва в трепете ожидали той же участи. Не видя никаких земных средств к обороне Отечества, христолюбивый князь Василий Дмитриевич, по примеру благочестивых предков своих, обратился за помощью к Царю Небесному. Он дал повеление принести в Москву из Владимира икону Богоматери, писанную по преданию евангелистом Лукой, и в продолжение трех дней совершать пред нею моление о спасении Отечества от врага. Воинство, стоявшее на берегах Оки, также провело эти три дня в посте и молитве, взывая со слезами о помощи к всесильной Заступнице. Можно судить, как пламенна была эта молитва, когда каждый молился не только за свою жизнь, но и за спасение всего Отечества, за спасение самой веры православной. И совершилось чудо: тучи варваров еще скорее скрылись с лица Русской Земли, чем как появились на ней. Никем не гонимый, без всякой видимой причины грозный завоеватель ушел обратно в необозримые пространства Азии.

Все в стане русских воинов недоумевали о случившемся: никто не знал, чему приписать это поспешное отступление врагов. И только впоследствии выяснилось, что путь к Москве прегражден был грозному завоевателю видением светоносной Жены, грядущей с высоты небес в сопровождении тьмы тем непобедимых воинов. Это видение, повторявшееся трижды, вразумило Тамерлана, что путь к Москве прегражден ему самим Небом.

Велика была радость русских воинов и искренняя благодарность народа, когда они узнали о дивном видении Тамерлана.

Икона Владимирской Божией Матери с тех пор навсегда оставлена была в престольном граде, как залог мира и безопасности Отечества, а день явления милости Божией Матери сделался на последующие времена днем торжества всенародного.

Разве не свидетельствуют эти случаи о том, что и наше Отечество не лишено заступничества Пресвятой Девы, что пречистый Покров Ее много раз покрывал Землю Русскую от находящих на нее зол и напастей?

Поэтому мы имеем полное основание восклицать: «Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякаго зла честным Твоим омофором».

ПРОФ.-ПРОТ. С. САВИНСКИЙ

Система Orphus