Праздник Покрова Пресвятой Богородицы благоговейно чтится нашим православным народом. На Руси множество храмов посвящено Покрову Богоматери. К ней, как Всемощной Заступнице, как к родной Матери, православные русские люди, на протяжении своей истории, со слезами прибегали и прибегают в скорбях и напастях.
Напастей этих у народа нашего всегда было много. Напастей, отвне приходивших. Они грозили порою прямо погубить Русскую землю, как, например, было от татар, шведов, поляков, французов при Наполеоне и немцев при Гитлере; заставляли глубоко страдать русских людей.
В годы тяжких потрясений православные отцы наши спасались пламенной молитвой к Богоматери. И потому, например, Козьма Минин, снаряжая ополчение против поляков, захвативших Москву, возглавил его преднесением иконы Казанской Божией Матери.
Ополчение это изгнало поляков из Москвы...
В кругу Богородичных праздников Покров стал любимым церковным праздником на Руси. Это наш русский, народный праздник.
В славянском прологе 12-го века один из митрополитов пишет об установлении этого праздника: «се убо, егда слышах (от жития св. Андрея и видении им Богоматери), помышлях: како страшное и милосердное видение и паче надеяния и заступления нашего бысть без празднества... восхотел да не без праздника останет свят Покров Твой, Преблагая» [1].
И Церковь поет на празднике Покрова: «Владычице, с честными и славными пророки, со верховными Апостолы, и со священномученики, и со архиереи, за ны грешныя Богу помолися, Твоего Покрова праздник в Российстей Земли прославльшия».
Из этого церковного песнопения следует, что праздник Покрова с любовью принят нашим православным народом.
Что побудило установить праздник Покрова Пресвятой Богородицы?
На этот вопрос отвечает житие блаж. Андрея Юродивого. Он жил в X веке в Царьграде.
Однажды, в годину бедствия, пришел он ко всенощному бдению во Влахернский храм. В этом храме хранилась риза Богоматери с ее омофором и частью пояса. С ним был его ученик Епифаний. И вот, в четвертом часу ночи, вдруг видит блаж. Андрей дивную величественную Жену, идущую по воздуху от царских врат (царскими вратами у греков назывались главные входные в храм двери). Св. Предтеча Господень и ап. Иоанн Богослов поддерживали ее своими руками. Множество святых в белых одеждах предшествовали и следовали за Ней с гимнами и духовными песнями.
Блаженный Андрей спросил Епифания: видишь ли, чадо, Госпожу и Царицу мира?
— Вижу, св. отче, — с трепетом ответил тот.
Между тем Божия Матерь, преклонив колена, долгое время молилась со слезами за народ. После молитвы, Она сняла с головы своей блиставшее, как молния, покрывало, и, держа его Своими пречистыми руками, распростерла над молящимся народом.
Свв. Андрей и Епифаний благоговейно созерцали это дивное видение, пока Пречистая стала невидимой...
Молящиеся в храме, а затем и все жители города, воспрянули духом, узнав об этом видении, и вскоре, по молитвам Богородицы, были спасены от бедствия.
Таково событие, бывшее в Греческой Церкви. Оно трепетной радостью наполняет души христиан. Оно свидетельствует, что Матерь Божия, плотию уйдя из мира, не перестает со слезами ходатайствовать перед Божественным Сыном Своим за молящихся христиан. Она остается нашей общей «Неусыпающей Матерью».
И, как добрая мать бодрствует над детьми своими, как она «неусыпно» следит, например, за спящим ребенком, — так Матерь Божия готова прийти к нам на помощь в наших скорбях и напастях. И потому православные христиане со умилением поют Богородице: «Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякаго зла честным Твоим омофором!»
ПРОТ. Д. БОГОЛЮБОВ
[1] «Слава Богоматери», изд. 1907 г., стр. 69.