СЛОВО, СКАЗАННОЕ В ТИХВИНСКОЙ ЦЕРКВИ СЕЛА АЛЕКСЕЕВСКОГО ЧТО В г. МОСКВЕ

Если бы спросить у вас, мои дорогие, много ли у человека на земном его пути скорбей,— конечно, каждый из нас сможет ответить на этот вопрос: многое множество, скорбей и внешних и внутренних.

Это бесчисленные болезни, посещающие нас; опасности от огня, от злых людей; всякого рода обиды, потеря близких людей; скорби и страдания, порождаемые нашими страстями зависти, гордости, ревности, самолюбия. И не исчислить всех видов скорбей, какие неизбежны для каждого из нас в земной нашей жизни.

А много ли, дорогие, радостей в земной жизни человека? И на этот вопрос, конечно, каждый из вас ответит: многое множество.

Сама жизнь земная — разве это не источник радости для каждого из нас? Жизни радуется уже младенец, еще не имеющий сознания: радуется ей, когда, лежа в своей колыбели, улыбается, смотря на подходящих к нему, и барахтается ручонками и ножонками. Рад жизни и глубокий старец, много десятилетий проживший на земле, которому все еще хочется жить. Разве это не радость — сознавать себя живым, чувствовать в своей груди биение живого сердца, вдыхать воздух, глядеть светлыми глазами на прекрасный мир Божий?

Радостью для нас является наше здоровье. Конечно, мы не умеем его ценить, когда мы здоровы; но, когда человек выздоравливает после болезни, а особенно после тяжкой, как он начинает ценить здоровье, этот источник жизненной силы и основу своего земного труда!

Иметь любящих и любимых детей, любящих и любимых родителей — разве это не радость жизни? А радость наслаждаться красотой природы, произведениями искусства, музыки, поэзии? А разве не радость отдыхать после честно исполненного труда? А самый труд — честный, совершенный во благо семьи, во благо людей — разве это не источник радости? И если скорбей многое множество у человека на пути к вечной жизни, то и радостей столько же.

А чего больше — скорбей или радостей? Мы не будем, дорогие мои, исчислять, чего больше в жизни человека: у одного больше скорбей, у другого больше радостей. Мы скажем о другом. Мы напомним о том, что у верующего человека всегда радостей неисчислимо больше, чем скорбей.

Ведь сама вера наша, какой мы с вами веруем в Господа Бога и Спасителя нашего, это неисчерпаемая сокровищница радости. Знаете, с чем можно сравнить веру? Вера—это крылья нашей души. На этих крыльях мы высоко поднимаемся над землей, проникая своим духовным взором в небо духовное, в мир невидимый. Очами своей веры мы смотрим с той высоты, на которую поднимает нас наша вера, вниз, на нашу землю, на свою собственную жизнь. Это очи вечности, которая раскрывается перед каждым из нас, войти в которую призван каждый после своего короткого земного пути.

Когда мы смотрим вокруг себя и на себя самих земными глазами, многое кажется важным, тревожным и вызывает заботы в нашей душе. Когда мы посмотрим на это же глазами нашей веры, очами вечности, оттуда — с высоты, на какую взлетаем на этих духовных крыльях, — многое покажется нам малым и ничтожным и совсем не заслуживающим нашей тревоги и заботы.

Вера — светоч, ведущий нас по земному пути. Нет такого уголка в мыслях и в сердце человека, какого не осветила бы вера наша своим вечным Божественным светом; нет ни одного запроса нашего ума, ни одного желания нашего сердца, какие бы не удовлетворила, не насытила наша святая вера.

Вера — это сила. Да, это сила. Перед ней не могут устоять никакие страдания человеческие на земле. Любое страдание переносится и побеждается силой веры в Господа нашего Спасителя, в нашу Небесную Матерь, в Духа Святаго, Которого мы зовем «Утешителем благим» и Который, по зову наших верующих сердец, утешает скорбящих и подает нам помощь поборать в себе силой веры любое земное страдание.

Всё, дорогие мои, что связано с нашей верой, что порождается и укрепляется в нас верой, — это всё радости для нашего сердца.

Такова — молитва верующего сердца к Богу. Когда вы просите о чем-либо человека и человек готов исполнить вашу просьбу, вы чувствуете в своем сердце удовлетворение. Но это ведь земные просьбы, обращенные к таким же людям, какими являемся все мы. А на своей молитве мы обращаемся к Господу с верой в непреложность Его Божественных слов: «Просите, и дано будет вам» (Мф. 7, 7); «Призови Меня в день скорби; Я избавлю тебя» (Псал. 49, 15). На своей молитве мы раскрываем сердце перед Лицем Господа Всемогущего и Небесного Отца чадолюбивого, — и сердце наше после искренней и горячей молитвы наполняется тихой о Господе радостью. И потому после такой молитвы, которая исходит не только с уст наших, но и из глубины сердца, становится легко и тепло в душе верующего человека.

А какая радость, дорогие мои, сознавать, что мы пребываем в непрерывном общении с Небесной Церковью, со всем сонмом святых Божиих угодников, святых ангелов Божиих!

Мы им молимся и знаем, что нашу молитву они услышат и на нашу молитву всегда готовы ответить благословением своим и благословением Господа Иисуса Христа, Который дает им власть и силу преподавать нам Его милости, по нашим молитвам к святым. Какое утешение для верующего сердца знать, что мы не порываем взаимных связей любви со всеми усопшими отцами, братьями, сестрами; знать мне, тебе, потерявшим уже своих родителей, что живы мой отец и моя мать, живы мои усопшие братья и сестры, живы ваши усопшие дети, ибо Бог наш, в Которого мы веруем, «не есть Бог мертвых, но живых» (Мф. 22, 32), как говорит слово Божие. И при этом знать, что через молитву об умерших, через подаяние милостыни в память усопшего, мы состоим в постоянном общении с ними, ибо они слышат наши молитвы и Господь благословляет их по нашим молитвам; знать о том, что и они знают о нас, ощущать это на молитве, — это радость для нас, теряющих в своей земной жизни отцов, матерей, братьев и детей.

А сколько, дорогие мои, отрады в покаянии: быть уверенным в том, что Господь тебя простил, простил все твои прегрешения, в которых ты со слезами покаялся перед Ним!

Все вы помните о Закхее, о котором повествует святой евангелист. Когда этот грешник Закхей почувствовал сердцем, что Господь готов простить ему его долголетние согрешения, он от радости воскликнул: «Половину имения моего я отдам нищим и, если кого чем обидел, воздам вчетверо» (Лк. 19, 8).

Вот радость покаяния! Разве каждый из нас, кающихся перед Господом в своих грехах, не переживал всякий раз, когда приносил такое покаяние, радость прощения, радость о том, что грехи мои, и самые тяжкие, какие оплаканы моими слезами и омыты благодатью покаяния, не воспомянутся и на Страшном Суде Божием и навсегда вычеркнутся незримой рукой Всемогущего Господа из книги моей жизни?! Когда ангел хранитель мой на Страшном Суде будет как бы перелистывать нерукописную книгу моей жизни, этих грехов уже не будет на ее страницах.

А какое ни с чем не сравнимое счастье — после слезного покаяния достойно приступить к Святой Чаше, принять в себя драгоценнейшего Гостя в Святых и Животворящих Тайнах Тела и Крови Господних! Соединиться со своим Господом через Святые и Божественные Тайны — это вершина доступного человеку на земле блаженства.

В светлую ночь Пасхи, в дни великих праздников, в минуты искренней и горячей молитвы, мы, верующие люди, переживаем в своей душе чувство восторженного духовного подъема; эго — предощущение радостей вечной жизни, тех, какими Господь увенчает достойную жизнь истинного христианина.

Всех радостей веры не назвать нам в кратком церковном слове. Но еще есть величайшая радость, о которой неумолчно говорит верующее сердце, которая собрала и сегодня нас сюда, под своды храма Божия. Это радость верующего сердца о своей Небесной Матери, о том, что над нами всегда, и днем и ночью, и тогда, когда мы об этом вспоминаем, и тогда, когда об этом забываем, простерт материнский, теплый, любящий Покров нашей Небесной Матери. Какое это сокровище для верующего сердца! Мы всегда можем призвать Ее преблагословенное имя на молитве, мы всегда можем, приходя в храм Божий, преклонять колена у подножия святых чудотворных и цельбоносных икон Божией Матери, с верой в то, что Небесная Матерь приникнет Своим слухом и сердцем к нашим молитвам, всегда видя наши слезы и наши скорбные воздыхания перед Ней на молитве.

И у верующего человека, как и у всякого человека, много скорбей, но неизмеримо больше у него радостей, чем скорбей, потому что и самые скорби свои, и болезни, и страдания верующий человек препобеждает, угашает их боль своей верой и своею радостью о Господе, о Духе Святом и о нашей Преблагословенной Небесной Матери.

И потому, дорогие мои, берегите в себе этот священный огонь веры, этот источник неисчислимых радостей, какие дарует Господь верующему сердцу на земном пути человека!

Если этих радостей веры становится мало в вашем сердце, то не потому что умаляется их источник — этого никогда не может быть, — а потому, что мы носим в себе сердце грязное, оскверненное грехами, не способное к переживанию тех радостей веры, какие являются достоянием истинно верующего в Господа сердца. Потому меньше радостей веры в грешном сердце, что мы ленивы к посещению храма Божия, не возгреваем сердце нашей утренней и вечерней молитвой, по небрежности, по рассеянности, по лености упуская эти священные минуты беседы души нашей с Господом. Потому реже озаряется радостью наше сердце, что мы не укрепляем веры нашей добрыми делами, делами любви к ближнему; потому что редко приступаем к Святой Чаше и к святому покаянию, не торопясь омывать свою грязную, грешную душу.

Надо, дорогие мои, счастье веры, которое мы носим в себе, со всеми его радостями беречь больше, чем мы бережем любое земное сокровище!

Сегодня и вчера вечером, совершая праздничное Богослужение в честь Божией Матери, в день праздника Тихвинской Ее чудотворной иконы, словами молитв и песнопений мы молили Божию Матерь, чтобы Ее молитвами и под Ее Покровом эти радости нашей веры в каждом из нас соделались началом тех вечных радостей, какие ожидают верное чадо Христово в жизни будущего века.

Проходя с верой в сердце весь свой земной путь, с нею предстаньте пред Лице Божие, когда Господь повелит ангелу смерти пресечь нашу земную жизнь!

Вечными радостями да встретит нас Хозяин Неба и Земли в жизни будущего века!

Митрополит Николай

Система Orphus