РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ ЗА ПАКТ МИРА

В борьбе с нарастающей угрозой мировой войны движение сторонников мира продолжает мужественно защищать его важнейшие основы, начиная г запрещения оружия массового уничтожения и кончая требованием заключении Пакта Мира между пятью великими державами. Достачно вспомнить призывы к объединению людей доброй воли во имя крепления мира, предложение о всеобщем сокращении вооружений, воззвание о запрещении атомного оружия, протесты против истребления еврейского народа и всю историю борьбы за мир, чтобы понять, какой высокой целью вдохновляется это движение и какую страшную опасность стремится отвратить оно от всего человечества.

Эта опасность надвигается на нас из темных недр современного неофашизма, который пытается внушить народам, что «мир — это путь, а война — это цель...» и что «главная задача государства — воспитывать род для войны»[1]. Проповедуя ее неизбежность, неофашизм убеждает, о «статистические данные американского государственного департамента называют угрожающие последствия развития человечества: перенаселение голод в громадных масштабах...» и что «только массовое уничтожение современных войнах может создать необходимую разрядку...» [2] К таким безумным выводам стараются привести людей идеологи новой войны, не желая показывать того, что источником нищеты, голода и экономической разрухи их стран является не перенаселение, а разорительная подготовка к войне, не «развитие человечества», а непригодность старых норм хозяйства и распределения в новых условиях.

Но, вопреки здравому смыслу и требованиям совести, идеология уничтожения продолжает сеять свои ядовитые семена, прорастающие истреблением мирного населения в Корее, восстановлением милитаризма в Японии Западной Германии, гонкой вооружений, снижением жизненного уровня в странах Северо-атлантического блока и ростом военно-воздушных баз вокруг Советского Союза и стран народной демократии.

Однако все большее число людей начинает видеть, что нуждами «обороны» нельзя прикрыть указанные и многие другие агрессивные мероприятия сегодняшних вдохновителей военной лихорадки, а исходящие от них декларации о поддержании мира никак не могут быть согласованы с ожесточенными преследованиями действительных борцов за мир. Поэтому при данных условиях особенно важное значение приобретает дальнейшее единение сил мира вокруг Обращения Всемирного Совета Мира о заключении Пакта Мира между Советским Союзом, Соединенными Штатами Америки, Китайской Народной Республикой, Англией и Францией.

Требование заключить этот Пакт утверждает правду всемирного движения сторонников мира, правду, которая возвышается над любыми политическими и религиозными разногласиями и разоблачает агрессивные замыслы тех, кто отказывается до сих пор исполнить это практичное и нравственно безупречное требование сотен миллионов людей. Требуя год назад запрещения атомного оружия, люди доброй воли стремились оградить и возвысить ценность человеческой жизни и ее культурных завоеваний. Призывая теперь к заключению Пакта Мира, они ведут борьбу за мирное сотрудничество народов во всех областях жизни, за решение международных вопросов с помощью разумных соглашений и, наконец, за то, чтобы Организация Объединенных Наций вновь обрела свое достоинство в исполнении принадлежащих ей функций мира и справедливости.

Насколько ясна и доступна народам программа сторонников мира, настолько же очевидны для всех черные замыслы его врагов, которым мир представляется «состоянием раздражения», а война — «подлинной жизнью» [3]. Одно слово «мир» лишает их спокойствия за увеличение своих доходов и прибылей, ради которых они хотели бы — с помощью войны — захватить всю власть на земле. Поэтому им невыгодны соглашения, обязывающие к взаимному соблюдению интересов.

Но мирного соглашения пяти великих держав требуют не одни матери и жены, инвалиды и сироты, испытавшие ужасы прошлой войны, — его требуют сотни миллионов людей, не желающих испытывать этих ужасов, требуют в стремлении возвысить нравственную силу права над правом физической силы, чтобы тем самым ослабить самую возможность возникновения международных конфликтов и войн.

Этому благородному стремлению и должны способствовать христианские Церкви, видя в нем тяготение к евангельскому идеалу жизни. Поэтому Русская Православная Церковь с самого начала встала в первые ряды борцов за мир, чтобы помочь им утвердить превосходство силы нравственной над всякой другой силой, ибо, по церковному воззрению и опыту, только нравственная сила способна преодолеть недоверие людей друг к другу и только она одна имеет возможность побеждать по-настоящему, употребляя на то любовь до самопожертвования.

Во имя любви к людям Русская Православная Церковь поддержала в прошлом году Стокгольмское Воззвание о запрещении атомного оружия. А в текущем году она во имя мира во всем мире присоединила свой голос к требованию сотен миллионов людей доброй воли о заключении Пакта Мира между пятью великими державами, считая этот Пакт разумнейшим и достойнейшим выходом из мирового кризиса.

Следуя призыву Святейшего Патриарха Алексия, московские архипастыри, пастыри и церковнослужители собрались 29 августа в здании Епархиального Управления, чтобы поставить свои подписи под Обращением Всемирного Совета Мира. За председательским столом занял место архиепископ Можайский Макарий и управляющий делами Московской Патриархии протопресвитер Н. Ф. Колчицкий. По прибытии Митрополита Крутицкого и Коломенского Николая, собравшиеся пропели молитву «Царю Небесный» и собрание началось.

С напряженным вниманием была выслушана горячая речь члена Всемирного Совета Мира Высокопреосвященного Митрополита Николая, показавшего участие Русской Православной Церкви в движении сторонников мира. Огласив затем Обращение Святейшего Патриарха Алексия к архипастырям, пастырям и мирянам, он призвал московское духовенство поставить свои подписи под справедливым требованием всех миролюбивых людей о заключении Пакта Мира между пятью великими державами.

Вслед за Митрополитом Николаем выступил с краткой речью благочинный одного из округов Московской епархии прот. В. Введенский, выразивший уверенность в том, что среди служителей Русской Православной Церкви, как и среди мирян, не найдется ни одного человека, который не подписал бы Обращения Всемирного Совета Мира, потому что «все мы жаждем мира, молимся о мире и боремся за мир».

После выступления прот. В. Введенского участники собрания с воодушевлением стали ставить свои подписи под Обращением, выражающим «чаяния и надежды подавляющего большинства населения земного шара» [4]. С каждой подписью в необозримое море требований мира вливались новые капли, ручьи и потоки, образуя грозный океан доброй воли, который в конце концов должен залить опасное пламя военных приготовлений.

В день собрания московского духовенства Святейший Патриарх Алексий находился еще в Одессе, где некоторое время гостил у него Патриарх Антиохии и всего Востока Александр III. Вернувшись 30 августа в Москву, Святейший Патриарх поставил свою подпись под Обращением Всемирного Совета Мира.

Спустя две с половиной недели, именно 17 сентября, в том же помещении Епархиального Управления состоялось собрание служащих Московской Патриархии и подведомственных ей учреждений. После молитвы протопресвитер Н. Ф. Колчицкий, руководивший собранием, сделал сообщение о его цели и огласил Обращение Всемирного Совета Мира, а также Постановление Советского Комитета защиты мира о сборе подписей и Обращение Святейшего Патриарха Алексия к архипастырям, пастырям и всем чадам Русской Православной Церкви. Он сказал, что для русских православных людей дело защиты мира является церковным христианским долгом, и выразил уверенность в том, что все сотрудники Московской Патриархии с воодушевлением засвидетельствуют свое горячее и неуклонное стремление бороться за мир, поставив свои подписи под Обращением Всемирного Совета Мира.

С чувством ответственности ставили члены собрания свои подписи под требованием о мирном соглашении пяти великих держав и этим самым брали на себя обязательство всегда и при всех условиях содействовать делу мира своими молитвами и трудами на благо Родины.

Можно не сомневаться, что такое же обязательство взяли на себя все архипастыри, пастыри и миряне Русской Православной Церкви, подписавшие Обращение Всемирного Совета Мира по месту жительства или работы. Никто не остался в стороне от общего дела, никто не забыл своего христианского призвания — творить мир на земле во имя Христово.

А. ВЕДЕРНИКОВ

[1] Из высказываний австрийского неофашиста Брейтнера, приведенных в статье Михайлова «Под покровительством американских властей». «Правда» от 8/IХ—1951 г., 51 (12 088).

[2] Из высказываний того же неофашиста Брейтнера

[3] Из высказываний того же неофашиста Брейтнера.

[4] Из «Обращения Святейшего Патриарха Алексия к архипастырям, пастырям и всем чадам Русской Православной Церкви».

Система Orphus