Лето текущего года в жизни Русской Православной Церкви ознаменовалось тем, что в июле состоялась в Москве встреча Глав и представителей Православных Церквей: Русской, Грузинской, Румынской и Болгарской с участием Патриарха великого града Божия Антиохии и всего Востока Александра III. Тогда же ими было подписано Обращение к христианам всего мира о дружбе и мире между народами.
После месячного отдыха на даче Патриарха Московского и всея Руси под Одессой Блаженнейший Александр 22 августа отбыл в Бухарест по приглашению Патриарха Румынской Церкви Юстиниана.
Перед отъездом Патриархом Антиохийским было сделано заявление представителям Советской печати. В этом заявлении маститый иерарх высказал свое убеждение в том, что все христианские Церкви должны быть участниками борьбы за мир; но объединению Православных Церквей в этом святом деле препятствуют враждебные силы, которые стремятся ввергнуть народы земного шара в ужасы новой войны. Влияние их, к глубокому сожалению, сказалось и на позиции вселенского Патриарха Афинагора, который лично желает мира, но, связанный дружественными отношениями с Трумэном, не поднимает своего голоса против агрессивной политики американских правящих кругов и Ватикана.
Отмечая то, что силы мира крепнут и множатся с каждым днем, Блаженнейший Патриарх Александр выражает уверенность в том, что мир победит войну.
Патриарх радуется процветанию Русской Православной Церкви во главе с ее мудрым руководителем Патриархом Алексием и восхищается подвигами советского народа, проявленными и в освободительной войне и в мирной стройке, осуществляющей грандиозные планы преобразования природы. Из своей поездки он вынес убеждение в том, что в Советской стране «вся жизнь людей пронизана одним желанием — мирно трудиться».
Антиохийская Патриархия представляет собою один из самых древних центров христианства, в котором неповрежденно хранится предание древней Вселенской Церкви. Здесь, по свидетельству книги Деяний (2, 26), последователи Христа «в первый раз стали называться христианами».
Первым епископом этой Церкви был, по преданию, ап. Петр. Из этого же города происходил св. евангелист Лука. В эпоху мужей апостольских здесь возсиял своим учением и мученическим подвигом св. Игнатий Богоносец. В IV в. Антиохийскую паству поучал и утешал в скорбных обстоятельствах вселенский учитель (тогда еще в сане пресвитера) св, Иоанн Златоуст. В IV—V вв. Антиохия представляла собою один из важнейших центров христианского просвещения, в котором создалась своя богословская школа, характеризовавшаяся чертами ясности, простоты и реализма, в противоположность мистико-аллегорическому уклону Александрийской школы. Наиболее ярко особенности Антиохийского богословия сказались в приемах изъяснения Свящ. Писания. Вскрывая содержащийся в Священных книгах прямой смысл, определяемый грамматическим построением текста, представители Антиохийской школы оказали неоценимые услуги богословской науке. Недосягаемым образцом в этом отношении служат экзегетические приемы св. Иоанна Златоуста. Из этой школы вышел ряд ревностных защитников Православия на Вселенских Соборах, каковым был, например, Мелетий Антиохийский, занимавший первенствующее положение на 2-м Вселенском Соборе.
В 538 г. Антиохия, древний центр христианской учености и место заседания многих Соборов, была разрушена Хозроем, в 1098 г. она была взята крестоносцами, в 1268 г. опустошена сарацинами, после чего патриаршая резиденция была перенесена в Дамаск, который является местом пребывания Антиохийского Патриарха до настоящего времени.
Принимала участие Антиохийская Патриархия и в жизни Русской Православной Церкви. Наиболее оживленные сношения между ними падают на XVII век. Здесь особенно нужно отметить двукратный приезд в Москву Антиохийского Патриарха Макария и участие его в Соборах 1656 и 1666 гг. В эти посещения Антиохийский Патриарх своим авторитетом укрепил церковную реформу Никона, выводившую Русскую Церковь из рамок узкого национализма и упрочившую ее связи с Православными Церквами Востока. Путевые записки спутника Патриарха Макария — архидиакона Павла Алеппского, в которых подробно описываются пройденные ими земли и особенно обстоятельно Московское царство, быт и церковные обычаи русских, — представляют собою документ большой исторической ценности.
С XIX в. связь между Церквами Русской и Антиохийской поддерживалась, главным образом, тем, что многие юноши стран Антиохийского Патриарха получали образование в Русских духовных Академиях и по возвращении на родину становились духовными руководителями своих народностей. Сам Блаженнейший Александр III окончил Киевскую Духовную Академию в 1904 г., изучил русский язык и хорошо знаком с сокровищами русской культуры.
Отрадно отметить, что Глава Русской Православной Церкви Святейший Патриарх Алексий восприял епископскую благодать от руки Патриарха Григория Антиохийского во время приезда последнего в Россию в 1913 году.
После восстановления патриаршества в Русской Церкви и особенно после победоносной Великой Отечественной войны сношения с Антиохийским Патриархатом оживились. Блаженнейший Александр III с тремя делегатами присутствовал на помёстном соборе в Москве в 1945 г. И в том же году состоялась встреча у гроба Господня Антиохийского и Московского Патриархов при посещении последним Палестины и Иерусалима. В 1948 г. представители Антиохийского Патриархата принимали участие в юбилейных торжествах в связи с празднованием 500-летия автокефалии Русской Православной Церкви.
По приглашению Святейшего Патриарха Алексия Блаженнейший Александр III вторично предпринял поездку в далекую для него страну, преодолевая немощи своего маститого возраста — ему свыше 80 лет.
Как поборник мира, Глава Антиохийской Церкви является истинным выразителем того учения, которое впервые в Антиохии было наименовано христианским.
Являясь, как поборник мира, истинным выразителем христианских заветов, Блаженнейший Александр III в то же время в своей деятельности отражает и настроение своей паствы, которая состоит преимущественно из арабов, чувствующих на себе гнет империализма и губительные результаты его агрессивной политики.
Пожелаем же еще многих лет жизни Главе Антиохийской Патриархии, верной хранительнице апостольского предания.
А. ЯСТРЕБОВ