От всей благодатной полноты Русской Православной Церкви братски во святом лобзании обнимаем возлюбленного о Христе Отца и Сослужителя нашей мерности Блаженнейшего и Святейшего Патриарха Иерусалимского Тимофея и в лице Вашего Блаженства всех архипастырей, пастырей и верных чад Церкви Иерусалимской сердечно приветствуем!
Русская Православная Церковь, вместе со всеми Поместными Православными Церквами, молитвою благодарения провожает ныне в вечность 1500-ое лето, истекающее со времени Четвертого Вселенского Собора, бывшего в Халкидоне. Осудив монофизитскую ересь Евтихия, упразднявшую в Сыне Божием действительность человеческой природы и тем самым лишавшую ее спасения, отцы Собора — по верованию: «Изволися Святому Духу и нам» — вынесли определение об исповедании Господа нашего Иисуса Христа «в двух естествах неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно познаваемого», совершенного в Божестве и совершенного в человечестве.
Празднуя это великое событие и радуясь полноте и спасительности Халкидонского догмата, мы видим в нем неизменную основу богочеловеческой жизни на земле и в осуществлении оной тщимся подражать святым апостолам, мученикам, святителям, преподобным, которые, по слову св. Иоанна Златоуста, прежде достижения Неба стремились сделать землю небом и, живя на ней, так вели себя во всем, как бы сами находились на Небе.
Как неотъемлемое сокровище Церкви Христовой, догмат о соединении двух естеств в Лице Господа Иисуса Христа жизненно утверждает в ней «неслитное и нераздельное» соединение Божеского начала с человеческим, Небесного с земным, ибо как в Иисусе Христе полнота Божества обитает телесно (Колос. 2, 9), так в Церкви, или Теле Христовом, Дух Святый осуществляет «полноту Наполняющего все во всем» (Еф. 1, 23); точно так же, как Христос — не от мира, но пришел в мир ради его спасения, так и в Церкви ее надмирная природа «неслитно и нераздельно» соединяется со служением миру.
Это служение Церкви, неизменное по цели для всех времен, имеет особое значение в наши тревожные дни, омрачаемые взаимным недоверием и страхом всеобщего истребления. Подвизаясь «подвигом добрым» за мир Христов в душе человека и между христианами, Церковь должна помогать людям и в защите мирной жизни, если ненависть безумных угрожает ей разрушением и гибелью.
В этом отношении сильна молитва перед Богом «о мире всего мира» и действенна проповедь мира, как благоухающий и освежающий источник христианских идей и настроений. Полезны также усилия отдельны Церквей пробудить в христианах чувство ответственности за судьбы мира с целью объединить их в сопротивлении злу войны, растлевающему в некоторых странах сердца и умы людей. В виду же мрачного призрака войны, следовало бы еще ярче зажечь свет христианского предупреждения ее зачинщикам (Мф. 26, 52), а на всеобщую жажду мира дать соборный ответ Поместных Православных Церквей о евангельском решении этой задачи путем сочетания Божеского начала с человеческим в современной жизни — вот К чему обязывает в наши дни истина богочеловечества, выраженная В Халкидонском вероопределении.
Но для Святейшей Иерусалимской Церкви, как и для всего православного мира, Четвертый Вселенский Собор имеет и другое значение. На этом Соборе Божественное Домостроительство привело епископов Максима Антиохийского и Ювеналия Иерусалимского, споривших о распределении церковных областей, к примирению, и соборным решением увенчало Иерусалимского Епископа саном Патриарха на том основании, что Иерусалим является «Митрополией Царя веков» и «колыбелью христианства».
Славный и вместе с тем скорбный путь предшествовал этому возвышению Иерусалимской Церкви. Будучи колыбелью христианства, она была первой христианской Церковью и Матерью всех христианских Церквей. Ее первоначальным устроением занимался по преимуществу св. Ап. Иаков, «брат» Господень, который был и первым Епископом Иерусалимским. Первый христианский мученик святый Архидиакон Стефан появился также в Иерусалимской Церкви, а ее община впервые подверглась гонению со стороны иудеев. Затем Иерусалимская Церковь пережила первое разрушение Иерусалима полчищами Тита (70 г.), гонение на христиан при римском императоре Траяне (98—117 г.) и второе разрушение города при императоре Адриане (135 г.). Лишь с IV века началось внешнее и церковное возвышение Иерусалима, и Халкидонский Собор, расширив область Иерусалимской Церкви, возвел ее Епископа в сан Патриарха, равного по чести с патриархами Рима, Константинополя, Александрии и Антиохии.
Патриарший период начался для Иерусалимской Церкви благоденствием и духовным процветанием. Пустыни палестинские зацвели монастырями и киновиями, откуда широко распространялось духовно-нравственное просвещение среди народа. Из среды палестинских подвижников появились ученые и мужественные защитники Православия от еретических учений.
Но уже с начала VII века для Иерусалимской Церкви настали тяжелые времена. На протяжении ряда веков она переживала ужасы гонений от иноземных завоевателей, ее святыни нередко подвергались разрушению, а палестинские христиане, вместе с духовенством, терпели унижение рабства и лишение религиозной свободы. И, несмотря на такие тяжелые бедствия, Иерусалимская Церковь, в лице своих патриархов, духовенства и верующего народа, соблюдала, как зеницу ока, чистоту православного вероучения, поддерживала величие и благолепие святых богослужений и сохраняла для христианского мира Святые места Палестины. Эту великую миссию она — в трудах, борьбе и лишениях — осуществляет до последних дней, чем вызывает сочувствие, признательность и благоговение всего христианского мира.
И теперь — в сорадовании духовному торжеству Иерусалимского Патриархата по поводу достижения им пятнадцативекового возраста — Русская Православная Церковь приносит Вашему Блаженству горячие чувства неизменной дружбы и благоговейное почитание возглавляемой Вами Церкви, как матери всех христианских церквей и как хранительнице священных для христиан сокровищ Святой Земли, на которой родился, жил, учил и страдал Спаситель мира Христос.
В подкрепление наших дружеских чувств мы молимся о том, чтобы Господь Иисус Христос умножил и укрепил Братство св. Гроба Господня, силами которого Иерусалимская Патриархия продолжает — в новых и сложных условиях — осуществлять свое великое назначение.
Да послужит славе и процветанию Святейшей Иерусалимской Церкви участие в ее торжестве Поместных Православных Церквей и да озарит Свет Богочеловеческой истины, воссиявший на Четвертом Вселенском Соборе, сумрак вражды и недоверия вокруг Святого Сиона и во всем мире!
Вашего возлюбленного Блаженства преданный о Христе брат и сослужитель
АЛЕКСИЙ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ
11 октября 1951 г. г.
Москва.