НЕПОДКУПНЫЙ ОБЛИЧИТЕЛЬ ВАТИКАНА

(К ТРЕТЬЕЙ ГОДОВЩИНЕ СО ДНЯ УБИЙСТВА Д-РА ПРОТОПРЕСВИТЕРА О. ГАВРИИЛА КОСТЕЛЬНИКА)

Три года назад, 20 сентября 1948 г., в г. Львове совершилось из ряда вон выходящее злодеяние: двумя выстрелами в затылок был убит д-р протопресвитер о. Гавриил Костельник, возвращавшийся домой из храма после совершения в нем Божественной литургии. Не успевший скрыться убийца тут же покончил с собой, очевидно, с целью скрыть истинных виновников преступления. Но эта предосторожность была излишней, поскольку о. Г. Костельник, примерно за год до своей мученической кончины, получил в подметном письме, угрозу расправиться с ним за то, что в 1946 г. он привел западных униатов в ограду Православной Церкви.

Зная сравнительно давний критицизм о. Г. Костельника по отношению к папскому Риму, оправдавшийся в ликвидации Брестской унии, и последующие его обличительные труды и выступления против Ватикана и папства [1], не приходится строить догадок о том, по чьей указке действовало преступное подполье, грозя смертью противнику папства и приводя эту угрозу в исполнение. «Ватикан нашел свой путь к мести о. Гавриилу за то, что он разоблачал ложь и зло папства, за то, что он помог своим западным собратьям найти истину и руководство в Святом Православии», — так написал в своем послании к львовской пастве Святейший Патриарх Алексий [2].

Но эта злодейская месть, показавшая всему миру поражение и внутреннюю несостоятельность Ватикана, лишь засвидетельствовала правду обличений о. Г. Костельника и того дела, во имя которого он стал жертвой мести. Это дело было, прежде всего, воссоединением униатов с Православием, борьбой за внутреннее единство Православной Церкви против папизма с его агрессивными стремлениями к мировой гегемонии.

Разоблачая агрессивную политику Ватикана, о. Гавриил писал о том, как римские папы — еще в борьбе с Греческой Церковью — выработали свою наступательную тактику против Православия и затем применили ее в Болгарии, Сербии, Румынии и на Руси, где в течение долгого времени они упорно старались насаждать унию. Он убедительно доказывал искусственность и творческую бесплодность унии, ослабляющей церковное и национальное чувство верующих, и выражал твердую уверенность в ее гибели. Вскоре эта уверенность оправдалась в решительном поражении униональной политики Ватикана, и о. Г. Костельник заговорил о необходимости еще большей сплоченности Православных Церквей в их противостоянии папской агрессии. Он хорошо понимал, что, помимо упразднения унии и ликвидации ее последствий, той же цели весьма благоприятствует солидарность Православных Церквей на почве борьбы с угрозой новой мировой войны, разжигаемой империалистическими кругами Запада не без участия Ватикана, и поэтому на Московском Церковном Совещании 1948 г. активно участвовал в вынесении обличительной резолюции по вопросу «Ватикан и Православная Церковь».

Именно вскоре после Совещания была насильственно пресечена земная жизнь и деятельность виднейшего противника папской агрессии. Но львовские выстрелы прозвучали для всего мира как новое обличение антихристианской политики папского Рима, о которой о. Г. Костельник писал при жизни, что она имеет своим источником «безграничную жажду власти» [3]. Стремлением к мировой власти в церкви создан догмат о главенстве папы, во имя земного господства Ватикан всегда вмешивался и продолжает вмешиваться в политическую жизнь разных стран с целью воспрепятствовать их национально-политическому росту и подчинить своему влиянию. О том же свидетельствует история папства. Показывая постепенную эволюцию «привилегий» Римской Церкви в первом тысячелетии к «полноте власти» и «непогрешимости» во втором, о. Г. Костельник писал: «Папская полнота власти, подобно тому, как и папская «непогрешимость» — это завершение претензий средневековых пап, которые присваивали себе и наивысшую светскую власть над всем миром» [4].

Конечно, в эпоху современных освободительных движений эта претензия Ватикана представляется, по меньшей мере, беспочвенной, но, возведенная многовековым направлением католического богословия в «божественное» право, жажда мирового господства давно отняла у высшей иерархии Рима и зрение и разум, мешая ей видеть и понимать великие сдвиги, происходящие в человеческом мире. Загипнотизированная перспективой полноты папской власти, римская курия своими земными интересами и связями прочно вросла в отживающий строй капиталистических отношений, неразрывно связала себя с его империалистическими замыслами и доселе остается глухой или чаще враждебной к морально-социальным запросам масс, борющихся за идеалы свободы, равенства и братства.

Как бы не замечая созвучия этих идеалов с основами евангельского учения, властители Ватикана и их политика сказываются в вопиющем противоречии с благовестием любви и мира, составляющим прямую задачу служителей Церкви Христовой. Много примеров тому дает многовековая история папства с его индульгенциями, крестовыми походами и политическими интригами, а позиция Ватикана в минувшей мировой войне и в подготовке новой не оставляет сомнений в тесном союзе его с агрессивными империалистическими силами.

Вот почему все более углубляется пропасть между Ватиканом и прогрессивным человечеством, и совершенно неотвратимым представляется конфликт между верующими массами католиков, с одной стороны, и их ватиканскими руководителями — с другой. Начало конфликта уже положено ликвидацией важнейших для Ватикана уний, в том числе Брестской, служившей ему мостом для проникновения на Восток. Возмущение политикой Ватикана назревает и среди католических масс народно-демократических республик, и недалек тот день, когда эта антихристианская политика совершенно развенчает в глазах верующих авторитет римского папы, вынудив их сочетать со своею национально-государственной независимостью и независимость церковную.

Провозвестником крушения римской гегемонии и является о. Г. Костельник, на опыте познавший, как бывший католик, все зло и неправду папства. Он, однако, никогда не преуменьшал его силы и, указывая на слабые стороны папизма, предупреждал о его агрессивности: «Если Ватикан сейчас призывает к «Крестовым походам» против СССР, то он надеется в этой агрессии осуществить многовековые мечты римских пап о подчинении своему влиянию Русской Православной Церкви». Так заканчивается один из докладов о. Г. Костельника на Московском Совещании Предстоятелей и представителей автокефальных Православных Церквей в 1948 г. [5]

В другом докладе на том же Совещании, говоря о «самых важных директивах для нас», православных, о. Гавриил особенно подчеркнул необходимость разоблачения папства, как главной основы Римско-Католической Церкви, и призвал Православную Церковь к большему внутреннему единству в деле этого разоблачения [6]. Это убеждение, как и правду своего жизненного подвига, он запечатлел мученической смертью, которая, обличая неправду папства, свидетельствует, что цель мирового господства оправдывает для него любые средства.

А. ВЕДЕРНИКОВ

[1] Костельник Гавриил, «Развитие папства в первых пяти веках», «Епархиальный Вестник», Львов, 1947 г.

Доктор-протопресвитер Г. Ф. Костельник, «Римская Церковь и единство Христовой Церкви», изд. Московской Патриархии, 1948 г.

Он же, «Ватикан и Православная Церковь», изд. Московской Патриархии, 1948 г.

[2] «Ж. М. П.» 1948 г. № 10, стр. 10.

[3] Доктор-протопресвитер Г. Ф. Костельник, «Ватикан и Православная Церковь», изд. Московской Патриархии, 1948 г., стр. 3.

[4] Там же, стр. 6.

[5] Там же, стр. 22.

[6] Доктор-протопресвитер Г. Ф. Костельник, «Римская Церковь и единство Христовой Церкви», изд. Московской Патриархии, 1948 г., стр. 37—38.

Система Orphus