"Сей день Господень, радуйтеся людие! Се бо Света Чертог и Книга Слова животного из утробы произыде" (Стихира на "Господи, воззвах" в день праздника Рождества пресвятых Богородицы).
Иудейский народ, утратив свою самостоятельность, попал в зависимость от римлян. На престоле Давидовом воссел иноплеменник Ирод, ибо, как видно, уже оскудел князь от Иуды и вождь от чресл его (Быт. 49, 10). Таким образом, явно обнаружились признаки исполнения древних обетований о пришествии в мир Искупителя.
В это время в скромном галилейском городке Назарете, столь бедном и незначительном, что о нем ходила поговорка: «Из Назарета может ли быть что доброе?» (Ио. 1, 46), жила благочестивая чета — Иоаким и Анна. Иоаким происходил от рода Давидова, но потомки великого пророка и царя уже утратили свои преимущества, не считались «в князех и тысящах Иудиных» и давно низошли в разряд простых людей.
Однако, предание говорит, что незаметные в очах человеческих Иоаким и Анна были велики перед Богом своею верою и благочестием. Оба они благоговейно чтили Бога, усердно выполняли Его закон и отличались особенным милосердием к ближним. Иоаким, подобно праотцам своего народа, занимался скотоводством. Значительную часть своих доходов благочестивые супруги употребляли для дел милосердия: ежегодно отделяли они две трети от своих избытков и жертвовали — вместо положенной по закону десятины — одну треть на храм, а другую — бедным. Этими делами благочестия они превосходили ту меру, какую требовал закон.
«И не бе в то время на земли, — читаем мы в Четьи-Минеях, — между человеками благоприятнейших Богу, паче сих двух: Иоакима и Анны, непорочного ради жития их» (Чет.-Мин., сент. 9).
Казалось, что добродетельная чета должна была пользоваться полным миром и благословением Божиим. Однако, в действительности, сердца их были исполнены печали: оба они достигли уже глубокой старости, но детей не имели. Бесчадье считалось у евреев бесчестьем пред людьми и наказанием от Бога. Особенным наказанием Божиим могло почитаться бездетство для тех, которые происходили от рода Давидова, так как из этого рода и должен был произойти долгожданный Мессия.
Много и усердно молились супруги, чтобы Бог снял их позор и даровал им дитя; однако прошло 50 лет их супружеской жизни, а неплодство Анны не разрешалось. Праведная чета безропотно переносила свою скорбь, подчиняясь воле Божией, и, по своему смирению, рассматривала это свое несчастье как наказание за грехи. Они не ослабевали верой, молились и надеялись, ибо уповали, что Бог силен и бесплодным даровать потомство. В молитве Иоаким и Анна дали обещание посвятить свое дитя Богу, если Господу будет угодно даровать им дитя. Как истинные дети Авраама, они сверх надежды верили с надеждою (Рим. 4, 18) и, таким образом, и в этом поднимались над ветхозаветной законностью.
При всем своем смиренномудрии и покорности воле Божией, добродетельные супруги не могли не огорчаться тем пренебрежением, которое им иногда случалось претерпевать от соотечественников. Однажды, говорит предание, в один из великих праздников иудейских, Иоаким пришел в Иерусалим и хотел, по обычаю, принести богатую жертву Богу. Но первосвященник, принимавший жертвоприношения, отверг приношение Иоакима. «Не следует, — сказал он, — принимать от твоих рук даров, потому что ты бесчаден, не имеешь Божия благословения, вероятно, из-за каких-то тайных грехов твоих». Этот упрек сильно опечалил праведника. К тому же, какой-то иудей, принесший вместе с прочими свою жертву, грубо оттолкнул Иоакима и сказал: «Отойди отсюда, разве не знаешь, что ты недостоин вместе с нами приносить дары свои Богу, потому что не оставил семени во Израили». С новой силой почувствовал Иоаким свое недостоинство перед. Богом и людьми. Обливаясь слезами, вышел он из Иерусалима и направился не в дом свой, а в горы, где паслись его стада, чтобы там, в уединении, излить перед Богом свою скорбь. В пустынном месте провел он сорок дней в посте и молитве, умоляя Господа, чтобы Он простил ему все грехи, избавил от поношения во Израили и благословил, хотя в старости, рождение чада.
Праведная Анна услышала об огорчении, случившемся с ее мужем. Во всем этом несчастии она обвиняла только себя. Добродетельная жена стала еще сильнее плакать и скорбеть о грехах своих, вследствие которых, по ее мнению, она и оставалась неплодной.
По преданию, однажды, когда она в один из этих скорбных дней со слезами молилась Богу и просила, как милости, разрешения своего неплодства, предстал ей ангел Господень и сказал: «Анна, Анна! молитва твоя услышана; ты зачнешь и родишь Дочь, благословеннейшую из всех дщерей человеческих. О Ней возрадуются все племена земные, чрез Нее весь мир получит спасение. Имя Ей будет Мария».
Ангел Господень посетил и Иоакима в его уединении. Он утешил скорбящего праведника радостной вестью о рождении у него дочери. Вскоре благочестивая чета увидела и совершение ангельского благовествования.
Прошли дни чревоношения и 8 сентября праведная Анна родила дочь — плод томительных ожиданий и пламенных молитв. Снято «поношение бесчадства». Совершилось явное чудо милости Божией. Праведные супруги принесли Богу благодарственные молитвы и богатые жертвы. Исполняя повеление ангела, Иоаким и Анна назвали дарованную им Богом дочь Марией.
«Сей день Господень, радуйтеся людие! — ликует Св. Церковь в день рождения Пресвятой Богородицы. — Се бо Света Чертог и Книга Слова животного из утробы произыде» [1].
*
Cветло празднует Святая Церковь день Рождества Пресвятой Богородицы. Вся служба этого дня представляет собой торжественный и радостный гимн рождающейся Богоотроковице и Ее Богомудрым родителям, получившим «достойный Бога небесный дар» [2]. Однако преподобные песнословцы, составители стихир и канонов праздника, живописуя «днесь всемирныя радости провозвещение», одновременно изображают нам и духовный смысл события. Они поют о том, что ныне Создатель всего устраивает Себе на земле Храм, и тварь уготовляется в новое, божественное жилище
Творцу; что отчужденная от Бога тленная природа наша ныне воспринимает начало обожения. На великой вечерне, в стихирах на «Господи, воззвах», Богодухновенные песнословцы вскрывают перед нами богословскую тайну рождества Богоматери от праведной Анны. Господь, Который «на разумных престолех» почивает, «Иже чудес Бог», начинает устроение нашего спасения: на земле появляется «одушевленное Небо», безначальный Бог являет миру Свою Матерь, земнородная уготовляется быть Матерью Творца и посредницею между величием Божества и ничтожеством твари. В сей день — начало необычайного устроения нашего спасения, смысл которого в тесном соединении Божеского естества с человеческим. Поэтому-то рождение Богоотроковицы «радость возвести всей вселенней», ибо разрешается не только неплодство Иоакима и Анны, но и «неплодство нашего естества»: «днесь плод рождати благодать начинает», отселе, милостью Божией, земнородные возрождаются «от тли к жизни неконечней» [3].
«Возопий, Давиде, о чем клялся тебе Бог, — в духовной радости восклицает песнословец. — То, о чем клялся мне Бог — устами пророка Божия отвечает он, — исполнено уже. Он дал от плода чрева моего Девицу, «из Неяже Содетель Христос, новый Адам, родися» [4]. Творцы канонов праздника обращаются к «родам древним», вспоминают томительное ожидание патриархами, праотцами, пророками избавления от греха, проклятия и смерти, — что было подобно покаянному стенанию Иоакима и Анны в их чаянии благодатного разрешения неплодства. «Предопределенная скиния примирения нашего с Богом начинает ныне бытие» [5]. В лице Богоотроковицы песнословцы приветствуют пришествие истины: родилась Жена, Которая обещана была преступившему заповедь Адаму; явилась Дева, ожиданием Которой жил древний мир; в плоде чрева Анны сбылись прообразы, которыми преисполнен был Ветхий Завет; опустилась на землю таинственная лестница, «юже Иаков виде», соединившая небесное с земным; явилась Неопалимая Купина, которую с изумлением созерцал Моисей на горе Хориве, но «не допускаем был... до (полного) постижения великого таинства Твоего, Пречестная» [6]. Се скиния устраивается на земле; расцветает жезл Аарона, воздвизается гора Даниила, от которой нерукотворенный отсечеся камень; возникает Царский Чертог, в котором совершится предуказанная ветхими прообразами истина.
«Приидите, люди, воспоем песнь Христу Богу, разделившему море и проведшему народ, который извел Он из рабства египетского», — поет Св. Церковь [7]. Непроходимое море Чермное преодолевается «немокренными ногами»; после тяжелых испытаний в пустыне с ее змеями и скорпионами; после долгих законных омовений, очищений и субботствований; после томительного пребывания у закрытой завесы скинии свидения, — человечество, наконец, увидело «исполненный славы храм Господень». Ныне «Адам приносит от нас начатки Богу, — достойнейший плод человечества — Марию», — говорит св. Андрей Критский [8]. В лице рождающейся Богоотроковицы человечество взошло на такую ступень чистоты, что смогло стать вместилищем Бога Слова.
Вдохновенные творцы канонов и стихир праздника Рождества Пресвятыя Богородицы: Иоанн Дамаскин, Андрей Критский, Сергий патриарх, Стефан святоградец и проч., созерцая источник благодати, который открывается настоящим праздником жаждущей земле, вдохновенно поют славу Приснодеве Отроковице: Она — мост жизни, чрез который смертные водятся к Создателю, Она — священный Кивот святыни и пространнейшая небес. Вот восстанавливается падшая скиния святилища Давидова, [9] ибо через Тебя, Пречистая, «вся человеческая персть образовалась в плоть Божию» [10].
Так похвалы Пресвятой Деве сливаются с преславным торжеством богословия по поводу праздника рождения Божией Матери от неплодных Иоакима и Анны.
Благословенное житие Иоакима и Анны является непреходящим прообразом для каждого христианина. Он примером жизни этих супругов должен поучаться, что весьма часто Господь «медлит» исполнять желания сердца нашего, попускает скорби быть предшественницей нашей радости, бесславию и поношению служить предтечами чести и славе. «Терпением вашим спасайте души ваши» (Лк. 21, 19), — говорит Господь.
В Священной истории мы имеем тому много убедительных примеров. Авраам, покорно выполняя волю Божию, странствовал по земле обетованной; он прошел ее вдоль и поперек, жил в шатре, терпел лишения и невзгоды от враждебных племен, осматривая ту землю, которую должно было•заселить его потомство, но сам, до глубокой старости, бел бездетен. Однако верил Авраам обетованиям Божиим и получил желаемое. Анна, мать пророка Самуила, и Елисавета, родственница Богоматери — долго переносили поношения бесчадства и в слезных молитвах испрашивали у Бога благословения. За терпение и благочестие они были вознаграждены рождением чад, которые были украшением людей.
Все эти примеры нас научают, что милость Божия дается человеку не сейчас же по его молитве. Господь предварительно испытует сердце человека, и, если это сердце праведно, — оно постепенно очищается, как золото в горниле, скорбями и терпением, и только после этого испытания Господь посылает просящему благословенный плод, а скорбящему — великое утешение.
СВЯЩ. И. ПОТАПОВ
[1] Служба празднику, Стихира на «Господи, воззвах».
[2] 1-й канон праздника, песнь 6.
[3] Служба празднику. Стихиры на «Господи, воззвах» — на великой вечерне.
[4] Седален по первом стихословии.
[5] 1-й канон, песнь 8.
[6] Там же, песнь 7.
[7] Там же, песнь 1.
[8] Св. Андрей Критский. Собрание поучений на дни воскресные и праздничные, т. II, стр. 215.
[9] 2-й канон, песнь 9.
[10] Там же.