УРОКИ

СЛОВО, СКАЗАННОЕ ВО ВСЕХСВЯТСКОЙ ЦЕРКВИ Г. МОСКВЫ

"Дивен Бог во святых Своих".

Каждый день церковного года — вы знаете, дорогие мои, — наша Православная Церковь чествует святых Божиих угодников. Редкий день она прославляет одного святого, чаще — двух, трех, пять, десять в день, а в некоторые дни — даже несколько тысяч.

Это мы говорим о святых, прославленных всей Вселенской или Русской Православной Церковью. А у нас есть множество святых, местно почитаемых в тех областях, городах и селениях, где святые проходили свой земной подвиг. И еще больше таких рабов Божиих, увенчанных Господом венцами небесной славы, которых мы не знаем по именам, которых знает только Господь, принимающий в Свое Небесное Царство всех истинных Своих детей.

Велик сонм святых угодников, от века угодивших Господу, прославленных вечной славой и чествуемых земною Церковью Христовой!

И вот, дорогие, когда мы своими духовными очами созерцаем этот сонм святых, которому нет числа в нашей Православной Церкви Христовой, мы не можем не преисполняться чувством глубочайшей, сыновней, благодарной любви к Господу Спасителю за ту любовь, какую Он нам подает. Это множество святых — наглядное свидетельство неиссякаемой любви нашего Небесного Отца к людям. Открыв двери Царства Небесного Своим Воскресением и Вознесением, Господь Иисус Христос всех зовет к Себе для вечной жизни с Ним, для вечной радости — без различия положения, возраста, пола.

Поставьте себя перед этим великим собранием святых. Кто входит в него? В этом сонме и апостолы, и благоверные князья, и святые архиереи, и праведные священники, и благочестивые диаконы, и воины-христиане, и юродивые, и монахи, и миряне-рабы Божии, и женщины, и мужчины, и дети — все, кто прошел свой земной путь истинным христианином, в смирении и чистоте своего сердца, соблюдая веру во Христа до последнего своего издыхания. Всех Господь обнимает Своею любовью.

А нас с вами? О, конечно, и нас с вами, как и всех людей во все времена и по всей земле, зовет к Себе, в Свое Небесное Царство, Хозяин его — Господь наш Спаситель.

Только что мы появились на свет Божий, а Святая Церковь, исполняя повеление своего невидимого Главы Господа Иисуса Христа, низвела на нас благодать Святаго Духа в таинстве Крещения и в таинстве Миропомазания, чтобы, когда начнет пробуждаться у дитяти сознание, дитя, принявшее в себя благодатные дары, уже ощущало в своем чистом сердце веяние духа Божия.

Еще младенцами приносили нас православные родители в храм Божий к Святой Чаше, и Господь Сам, рукой священника, питал нас Своею Божественной Кровью, чтобы еще в самом раннем возрасте безгрешные детские души соединялись со своим Господом и приучались ощущать в себе пребывание своего Спасителя.

И лишь только раскрывалось наше сознание, лишь только мы начинали, хотя и по-детски, понимать слова молитв, какие возглашаются в храме, — мы от дней отрочества воспринимаем в свое сердце зов Святой Церкви к прославлению имени Господа. «Благослови, душе моя, Господа», «Хвали, душе моя, Господа», — поет Святая Церковь, призывая всех, кто внимает этим святым словам, благословлять и призывать Пресвятейшее Имя Божие.

От первых дней своего сознательного детства и юношества мы внимаем через евангельское слово голосу Христову: «Приидите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф. 11, 28). Мы слышим, как Христос, всех созывая к Себе, научает и тому, как надо приходить к Нему нищими духом, кроткими, алчущими и жаждущими правды, плачущими о грехах, милостивыми, чистыми душой и телом.

Стала загрязняться наша душа грехами, сквернами, пороками, — и Господь наш, как чадолюбивый Отец, заботящийся о нас и желающий всем нам вечного спасения, будил, как и сейчас продолжает будить, нашу совесть через Свою Церковь словами многократно повторяемого покаянного воздыхания: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя». С детских дней мы научены тому, что Сын Божий сходил на землю во образе Господа Иисуса Христа с тем, чтобы спасти погибающее во грехах человечество, чтобы все мы, спасаясь, переходили из Церкви земной в Церковь Небесную. И мы знаем, что Церковь Небесная состоит не только из великих подвижников и пустынников, всю свою жизнь служивших Господу, но и из бывших грешников, покаявшихся Господу всей душой, омывших слезами покаяния все свои греховные скверны и приобщенных Господом к вечной славе.

Духом взирая на великий сонм святых угодников Божиих, мы, дорогие, преклоняемся не только перед любовью Небесного Отца, созывающей всех нас к себе, — мы прославляем и Его Божественную мудрость, с какой Сладчайший Спаситель ведет нас земным путем к вечной жизни.

Подумайте, кто прославлен Господом в Его Небесном Царстве? Мы уже сказали: и благоверные князья, и воины, и монахи, архиереи, миряне — простые рабы Божии, дети, старцы, простецы и ученые. Господь, по Своей Божественной мудрости и Своей отеческой любви к нам, влечет к Себе, никого не заставляя оставлять свой дом, вселиться в пустыне и только таким путем подвижничества идти в вечную жизнь. Путь подвижничества и пустынничества — это путь только избранных людей Божиих. Господь ни на кого из нас не возлагает бремени, непосильного для большинства людей. Он зовет нас достигать вечного блаженства, оставаясь в том звании, какое мы имеем в своей земной жизни, не отрекаясь от своего земного труда, от своего земного послушания. Каждый из нас, каким бы трудом ни был занят — тяжелым рабочим или умственным, в любом положении — семейный ли он или одинокий, — может и должен спасать свою бессмертную душу.

Господь ждет, что каждый из нас, оставаясь на любом жизненном посту, будет истинным христианином, будет исполнять заповеди Божии, в таинстве святого Причащения питать свою душу, приучать ее к молитве, как необходимому дыханию нашей души.

Нужно только, чтобы первым желанием нашим была жажда этого вечного спасения. Больше всех страхов на земле надо страшиться погибнуть для вечной жизни. Для этого в нас самих должно быть движущее начало, которое вело бы нас путем заповедей Божиих, постоянно напоминало бы нашей забывчивой памяти и грешному сердцу о том, что нас ждет вечная жизнь и мы должны вступить в нее достойными наследниками Царства Божия, достойными братьями и сестрами тех святых угодников, которые уже живут у Господа в славе вечной.

Таким, ведущим нас в Царство Небесное, путевождем является наша вера, огонь которой горит в нас, зажженный Духом Святым. Надо иметь истинную веру в Единого Бога, в Троице славимого, в Господа Спасителя, ту истинную веру, к которой призвал нас Спаситель, о которой мы знаем из слова Божия, истины которой собраны святыми отцами в «Символе веры». Этот «Символ веры» знает каждый из православных христиан, и слова его вы поете или слышите за каждой Божественной литургией.

Этой верой надо жить, ею надо дышать, надо ею спасаться. Она нас ведет к ногам Христовым; она нас подкрепляет, когда мы слабеем своими силами; она нас утешает в горестях; она освещает путь в жизнь вечную.

Уже 1900 лет этой верой православной живут люди на земле. Девятнадцать веков прошло с тех пор, как нам возвещено Господом Иисусом Христом Его Божественное учение. Сколько за эти девятнадцать веков исчезло с лица земли царств, сколько возникло новых государств, сколько великих человеческих умов сменили друг друга! А святая вера и Божественное слово остаются и останутся до конца века неизменными, ибо это слово — Божественное, открытое и завещанное нам Сыном Божиим Господом Иисусом Христом. Этою верою веровали апостолы, великие святители — Николай Мирликийский, Василий Великий, Иоанн Златоуст; веровали все святые люди Божии; веровали наши предки, прадеды и отцы и ею веровать завещали нам. Эта вера — истинная, спасающая. Готовя нас к вечной жизни, она учит тому, что, исповедуя веру, надо проявлять ее в делах любви: простить, услужить, уступить, сострадать, помочь в беде, терпеть недостатки близкого человека, не гневаться, не осуждать. Все эти виды любви должны быть достоянием христианского сердца. Христианин сокрушает в себе всякую гордыню, не выносит лжи, клеветы, сияет смирением, кротостью, снисходительностью. Истинно христианское сердце бережет свою внутреннюю и телесную чистоту и, когда греховные скверны изъязвляют нашу бессмертную душу и совесть обличает человека, спешит со слезным раскаянием ко Христу за прощающей благодатью покаяния.

Таким путем — молитвы, любви, покаяния, чистоты, смирения — и шли до нас с вами те, кто вступил в Царство вечной славы и кто в нем наслаждается вечною жизнью в общении со своим Спасителем. Эта вера и нас ведет в семью детей Божиих, составляющих Небесную, торжествующую на Небе, Церковь Христову.

И еще одно слово, мои дорогие. Великое множество святых угодников, в разнообразных подвигах достигших святости, — наглядное опровержение неправильного мнения некоторых людей о христианском учении: будто христианство зовет людей думать только о жизни вечной, пренебрегать земной жизнью, не заботиться о своем земном благополучии, считая почти грехом труды человека над своим земным счастьем. Совсем нет!

Вот один из бесчисленных примеров. В лике святых вы видите святого Александра Невского. Он был великим князем, вождем своего народа — наших предков. Александр Невский был истинным христианином, за что Св. Церковь почтила его именем святого: молитвенником, нищелюбцем, примерным семьянином, воспитавшим детей в вере и страхе Божием, горячим патриотом своей родины. Один из его сыновей, князь Даниил, причтен к лику святых. Это была благочестивая семья во главе с христианином отцом. Что же? Александр Невский не заботился о своем народе? Пренебрегал земною жизнью и трудами на благо своего народа и своей семьи?

О, нет! Он был истинным отцом для своих подданных. Он болел сердцем, когда татары беспокоили Русь нападениями; он ездил к татарскому хану, заступаясь за свой народ. Когда наступил голод, он принимал все меры к тому, чтобы из областей, в которых имелись излишки хлеба, доставить хлеб в те области, где был голод. Он жил жизнью своего народа; он отдавал свои силы и на заботы о своей семье. И это потому, что всякий христианин знает: его честный земной труд, какой он несет во благо семьи, во благо людей, — это исполнение долга перед Господом, долга послушания Богу. И потому истинный христианин — всегда честный труженик на любом поприще своего труда. Он не только не пренебрегает земным трудом, но, во имя исполнения этого своего долга перед Богом, старается выполнить труд так, как бы выполнял он его перед Лицем Всевидящего Господа.

Все мы — люди, имеющие плоть и кровь, у нас есть свои заботы, у нас есть свои нужды, и мы вовсе не отворачиваемся от этих нужд и забот. Христианство не только не осуждает забот человека о земном счастье, но благословляет труды человека, направленные к умножению земного благополучия. Православная Христова Церковь — мать своих детей, и она не может не желать своим детям земного благополучия, здоровья и земного счастья. Она не может не радоваться, видя, как люди достигают материального благосостояния и увеличивают свои земные блага. Христианское учение совсем не запрещает христианам наслаждаться чистыми земными радостями — красотой природы, музыкой, искусством; носить и укреплять в себе чувства взаимной любви и дружбы. Оно благословляет все, что не грязнит грехом душу человека.

Но только одно велит она нам никогда не забывать: что временное — всегда временно и со временем проходит, а вечное — всегда вечно. Одного всегда требовала и требует Св. Церковь, одного ждет от нас Господь Спаситель: чтобы среди всех трудов, среди всех развлечений и радостей этой земной жизни никогда не забывать христианским сердцем о том, что земная жизнь есть ступень к вечной жизни, что мы должны приготовить свою бессмертную душу к той жизни, в которую вошли все истинные рабы Божии и в которую войдет каждый из нас, и что забота об этом должна быть первой среди всех наших забот и трудов.

В лице святых угодников, которые проходили земной путь с такими же немощами, искушениями, болезнями и скорбями, с какими живем и мы, — мы имеем образцы того, как надо, живя жизнью земной, терпеть, любить, молиться, заглаживать свои грехи, удерживать язык от лжи и неправды, сердце хранить в чистоте.

Святые люди Божии не только нас учат, как надо жить, но, по нашим к ним молитвам, имеют дерзновение испрашивать и подавать нам, их младшим братьями сестрам, помощь от Господа во всех обстояниях нашей жизни земной и, прежде всего, в деле нашего вечного спасения.

Для того Господь и утешает нас через святых Своими Отеческими благословениями, чтобы крепче привязать наши души к Себе и чтобы мы почувствовали еще в своей земной жизни всю сладость Отеческой к нам любви и всей душой возжаждали общения с Господом нашим Спасителем в Царстве Небесном, стремясь сделать общение с Ним в земной жизни вечною радостью, вечным блаженством.

Пусть же святые угодники каждого из вас незримо сопровождают на всех путях земной жизни своими уроками, заботами, молитвами! Примером своих подвигов и всей своей жизни пусть они будят наши засыпающие в суете и грехах бессмертные души и вдохновляют идти за собой к жизни вечной, к радостям вечным, к славе вечной, которых да сподобит, по молитвам святых, всех нас Господь!

Не забывайте, мои дорогие: мы должны придти к вратам Небесного Царства не ленивыми и небрежными рабами, о каких говорил Спаситель в Своей притче, а рабами верными Господу до смерти в своей вере и в своей жажде вечного спасения.

Митрополит Николай

Система Orphus