ЗАПОВЕДИ

СЛОВО, СКАЗАННОЕ В ЦЕРКВИ ВАГАНЬКОВСКОГО КЛАДБИЩА г. МОСКВЫ

Мы молимся здесь, дорогие мои, на том месте, на котором покоятся в своих могилах тысячи православных людей: и родных нам и неродных, и знаемых нами и незнаемых, и предшественников наших по земной жизни и наших современников.

Здесь нас окружают эти тысячи могил с водруженными в них крестами, символами искупительного подвига Господа Иисуса Христа и нашего всеобщего воскресения из мертвых.

И то, что мы видим здесь вокруг себя, с особой силой напоминает о жизни вечной, в которую уже вступили все, кто нашел себе священный приют под сенью храма Божия на этой святой земле и куда мы с вами вступим, когда придет и наш черед окончить свою земную жизнь.

Нельзя, дорогие мои, не думать нам о вечной жизни! Каждый из людей знает, что его ждет неизбежная смерть. Каждый из верующих людей непоколебимо верует, что за порогом смерти его ждет бесконечная жизнь, где бессмертными своими душами пребывают бесчисленные миллионы людей, живших до нас.

И святой апостол Павел в послании к Римлянам, бывшим язычниками и ставшим христианами, напоминает об этом: «Когда вы были рабами греха..., какой плод вы имели тогда? Такие дела, каких ныне сами стыдитесь, потому что конец их — смерть. Но ныне, когда вы... стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец — жизнь вечная» (Римл. 6, 20—22).

Все мы должны приготовить себя к жизни будущего века. В нашей короткой жизни земной мы должны созреть подобно осеннему плоду на дереве или колосу, который, наливаясь, становится готовым к жатве.

Вспомните, дорогие мои, какой пример заботы о жизни вечной подает нам некий евангельский юноша, о котором вы знаете из страниц, святого Евангелия. Этот юноша подошел к Господу Иисусу Христу и задал Ему вопрос: «Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» (Мрк. 10, 17). Он был молод; пред ним только раскрывалась предстоящая жизнь, а он уже смотрит за пределы земной жизни, он уже думает о том, что его ожидает за порогом смерти. Он был богат и, вероятно, имел много друзей среди своего общества, но он сознавал, что его богатство останется здесь, на земле, что он должен заботиться о богатстве духовном, обо всем том, с чем надлежит вступить в жизнь вечную, ожидающую его. Он знает, что круг его друзей распадется в минуту смерти, и чувствует, что нужно приобретать себе друзей на Небе, среди святых Божиих людей. И спрашивает этот юноша у Господа: что ему сделать, чтобы наследовать жизнь вечную?

Этот вопрос должен быть всегда в нашем сердце. И в радости, в здоровье, в благополучии преступно забывать о жизни вечной, — иначе это земное благополучие может заглушить в нас тоску о небесном отечестве и потребность готовить свою бессмертную душу для Царства Небесного. А в скорбях, печалях и болезнях тем более должны мы напоминать себе о жизни той, в которой, по слову Божию, не будет ни болезней, ни печалей и воздыханий.

И вот, Господь наш Иисус Христос на вопрос юноши: как готовить себя к жизни вечной, что сделать для того, чтобы ее наследовать, — ответил на все времена и для всех людей. Он сказал юноше и говорит каждому из нас: «Соблюди заповеди». Господь повелевает каждому — и ученому, и простому, и старому, и молодому соблюдать Его Божественное слово.

Господь привел на память юноше ветхозаветные заповеди, о которых тот знал и которые известны и каждому православному человеку: «Не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 19, 18—19). В своем евангельском благовестии людям Господь Иисус Христос восполнил этот ветхозаветный закон Своими заповедями и требует от каждого из нас, Своих детей, — если мы хотим стать к концу нашей земной жизни колосом, созревшим для жатвы, — жить так, как Он научил нас.

По повелению Божию, надо иметь сердце смиренное, кроткое, милосердное, сострадательное, чистое, преданное воле Божией, алчущее и жаждущее вечного спасения, умеющее терпеть «до конца». Такое сердце надо воспитывать в себе. На этом пути, пути любви, пути чистоты, смирения и кротости, милосердия и сострадания нет пределов. Нет такого порога, переступив который человек мог бы сказать, что он исполнил волю Божию. На какую бы высоту любви, или смирения, или чистоты ни поднялся верный раб Божий, перед ним всегда будет стоять еще более высокая ступень этого духовного совершенства, этого украшения души, потому что сказал Господь Иисус Христос: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5, 48).

Исполнять волю Божию — это значит всю жизнь духовно возрастать, до последнего дня своего бытия на земле приобретать делами любви, молитвы духовное богатство для своей бессмертной души, очищать душу, украшать ее всеми проявлениями духовной красоты. Это путь, ведущий в жизнь вечную.

Согласно слову Господа Иисуса Христа, мы, осуществляя Его повеление о нашем духовном самоукрашении, должны искать себе Божественной помощи на этом христианском пути и питать себя благодатью Святаго Духа, ибо без Господа мы не можем делать ничего (Ио. 15, 5).

Господь сказал: «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ио. 3, 5). Значит, через крещение должен начинаться наш путь к жизни вечной. Таинство святого Крещения, установленное Самим Господом Иисусом Христом, вводит нас в Святую Церковь Христову и делает нас наследниками всех благословений Божиих. Необходимая для нашего слабого духа, для немощных духовных сил помощь свыше подается в благодатных дарах Святаго Духа только тому, кто вошел через крещение в ограду Христовой Церкви. Если человек не вступил в эту спасительную ограду через таинство Крещения, он остается лишенным этих благословений Божиих.

И еще учил Христос Спаситель: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4, 17). «Я пришел призвать... грешников к покаянию» (Мф. 9, 13).

Господь призывает к покаянию. Он велит нам — на пути к жизни вечной — заботиться о чистоте своей души. Наша душа подвержена бесчисленным греховным искушениям, она покрывается греховной грязью наших скверн и пороков, она нуждается в очищении. И Господь заповедует нам приходить к Нему со слезным покаянием в грехах и благодатью Святаго Духа через таинство покаяния омывать душу от нечистоты, спасая ее от вечной погибели.

И еще говорил Господь Спаситель: «Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» (Ио. 6, 53).

Господь повелевает нам, очищая в покаянии бессмертную душу, с благоговением вкушать ту Небесную Божественную нетленную пищу, какую подает нам Спаситель в Своей чаше, чтобы через это соединяться с Господом и принимать в себя залог вечной жизни.

«Если хочешь войти в жизнь вечную», — сказал Господь Спаситель юноше, а через него говорит сердцу каждого из нас, — «соблюди заповеди». Кто хочет жить по воле Божией, кто ищет жизни вечной и жаждет соединиться со своим Спасителем навеки, кто соблюдает заповеди Христовы, — тот, по слову Господа, еще пребывая на земле, носит Его в себе. Господь говорит: «Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим» (Ио. 14, 23).

Кто, стремясь к жизни вечной, руководится в своей жизни словом Божиим, тот ни на минуту не усумнится в том, что Господь слышит каждый вздох сердца и что все небо духовное, все святые ангелы всегда готовы помочь этому нуждающемуся в небесной помощи сердцу человека. И эта вера дает счастье человеку!

Кто хранит заветы Христовы, тот наслаждается миром и покоем в своей совести, какие дарует ему сознание исполняемого им христианского долга; тот носит в себе «радость о Духе Святом», «храмом» Которого является бессмертная душа. Эта радость — такое сокровище, с каким не сравняются никакие земные радости и земные сокровища! Земные радости иногда как бы захватывают всю душу; но, сегодня заполняя сердце, через короткое время или даже завтра они покинут его. А радость о Господе, о своем будущем вечном спасении, радость о Духе Святом — это небесная, чистая, святая радость, которая ни в скорбях, ни в болезнях, ни при последнем издыхании нашем не покинет того, кто приготовил свою грешную душу к вечности, и которая станет в том истинном чаде Божием началом вечной радости в жизни будущего века.

Кто живет по заповедям Христовым, того не могут не любить окружающие, ибо такой человек — лучший семьянин, лучший отец, лучший сын. Он — всегда исполнительный и честный труженик на любом поприще труда, ибо истинный христианин смотрит на свой земной труд как на исполнение долга, возложенного на него Господом, и старается выполнять свои земные обязанности и свою работу всегда как бы пред Лицем всевидящего Господа.

Исполняющий заповеди Божий привлекает к себе благоволение Божие. Он вверяет себя, свою жизнь, свой труд воле Божией, зная, что вся его жизнь руководится Промыслом Божиим. Он ищет благословения Божия на каждом шагу своей жизни: пред началом труда, в начале дня, пред принятием пищи, на конце дня. Он просит этого на своей молитве, явной ли или тайной, в глубине ли своего сердца или в молитве, которую шепчут уста. И Господь, как наш Отец, не может не отозваться на просьбы Своего чада, незримо благословляя его трудовой день, его ночной покой, его работу, его пищу.

Вот, дорогие мои, — золотой ключ к вечному счастью и счастью в жизни земной: исполнять заповеди Христовы, свою бессмертную душу готовить к вечной жизни, истребляя гордыню смирением, размягчая жестокость и сухость своего сердца любовью, делая чистым свое грязное сердце. Так жить — значит еще в жизни земной наслаждаться внутренним счастьем и радостью.

Тысячи могил окружают нас на этом святом месте, и под этими крестами лежит прах многих истинных рабов Божиих — тех, кто послужил Господу всеми силами своей души на различных поприщах своей земной жизни.

Здесь — прах священнослужителей, прах мирян — верных рабов Божиих. Одни из них были примерными супругами, примерными отцами, любящими своих родителей детьми; другие понесли в своей жизни крест терпения среди многих болезней и страданий; иные сияли своим смирением и красотой; иные были нищелюбцами и милосердными.

Бессмертными душами они пребывают на Небе, ожидая того дня, когда, по слову Божию, воскреснут мертвые и воскрешенные тела усопших соединятся с душами; когда настанет новая жизнь на новой земле и под новым небом.

И пусть эти рабы Божии, уже отошедшие ко Господу, подвигами своего смирения, своей любви, своим стремлением к спасению души вдохновляют нас, еще живых, еще совершающих свой земной путь, на этот священный труд спасения души от вечной погибели.

Господь, как чадолюбивый Отец и наш Сладчайший Спаситель, видя наши труды ради вечного счастья, наши заботы о том, чтобы уберечь душу от вечной смерти, нашу жажду войти в жизнь вечную достойными христианами, да не лишит нас до последнего издыхания нашего Своей Божественной помощи и укрепит на подвиг жизни Своим Отеческим благословением!

А когда Он призовет нас итти к Нему «путем всея земли», да будем мы, подобно мудрым девам, готовы к священному часу встречи души с Небесным ее Женихом.

Митрополит Николай

Система Orphus