В борьбе двух начал современное человечество напоминает огромный континент и небольшой остров, соединенный с сушей перешейком. Континент — это сторонники мира; остров — зачинщики войны. Перешеек представляет собою силы, еще не определившиеся или не до конца себя определившие, — от честных, но обманутых, устрашенных и нерешительных людей до тех, кто стал на сторону злодеев, их слуг, подручных и присных, связавших себя с ними ответом за преступление. Перешеек непрестанно тает и скоро совсем исчезнет.
Только с миром связаны спокойствие человека, его достоинство, свобода, независимость, созидательный труд, накопление культурных ценностей, уважение к ближнему и дальнему, иноверцу и инакомыслящему, дружелюбие и доброжелательность. Лишь в благодетельном воздухе мира способна развиваться духовная личность человека.
При зарождении своем движение за мир казалось зачинщикам новой катастрофы неким «частным почином», делом какой-то отдельной группы людей. Однако вскоре же движение это стало вносить тревогу в черный стан могильщиков человечества, и работа сторонников мира была окружена заговором молчания. Но всякая новая положительная и жизненная идея не знает преград, ее не заслонишь железным занавесом, не упрячешь в тюрьму, не застрелишь из-за угла. Снежный ком, нарастая, превращается в грозную лавину, и страхом и яростью охвачено ныне гнездо преступников.
Движение за мир давно переросло свои первоначальные формы. Силы мира огромны, потенциально неисчислимы и все стремительнее переходят из статического состояния в динамическое. Все тверже и требовательнее звучит голос народов, обращенный к их правительствам.
Советский Союз — неодолимая твердыня и надежный оплот борцов за мир во всем мире. Только мир начертан на его знамени, только миром озабочено его Правительство, только миром живет советский человек, и тяжким государственным преступлением по новому закону считается всякий призыв к войне. Стремлением к миру была пронизана политика и жизнь советской страны на протяжении всех тридцати трех лет ее существования, и лишь для защиты отечественных границ, для обороны поднимала она оружие, и никто не может привести ни одного факта агрессии с ее стороны.
Русская Православная Церковь, неизменно делившая со своим народом все его горести и радости, вошла в строй защитников мира, как только обнаружилась опасность посягательства на мир. Она в борьбе за мир видела и видит прежде всего осуществление одного из основных заветов своего Божественного Основателя.
Уже на торжествах по поводу пятисотлетия автокефального существования Русской Православной Церкви прозвучал в защиту мира согласный голос Глав и представителей автокефальных Православных Церквей: Русской, Антиохийской, Александрийской, Грузинской, Сербской, Болгарской, Румынской, Албанской, Польской. Перед Первым Всемирным Конгрессом сторонников мира в Париже Русская Православная Церковь в лице своего Первоиерарха, Патриарха Алексия, обратилась ко всем братским автокефальным Православным Церквам с призывом «возвысить свой голос против всех покушений и действий, направленных к нарушению мира». Митрополит Крутицкий и Коломенский Николай с мировой трибуны Конгресса заявил: «Русская Православная Церковь от всей души присоединяет свой голос к этой демонстрации воли к миру и молится об успехе настоящего нашего начинания. Она полагает, что священный долг каждого христианина неотступно противостоять всеми мерами и способами служителям темной силы, безумным подстрекателям и подготовителям нового истребления людей, сделать бессильными всякие намерения и планы нового пожара на земле».
И позже, — и на Первой Всесоюзной конференции сторонников мира в Москве 26 августа 1949 г., и в Международный День борьбы за мир 2 октября 1949 г., и на встрече с делегацией Постоянного Комитета Всемирного Конгресса сторонников мира в Москве 7 марта 1950 г., и в дни сбора подписей под Стокгольмским Воззванием в июле 1950 г., и на конференции духовенства всех христианских исповеданий в Чехословакии в июле 1950 г., и на Второй Всесоюзной Конференции сторонников мира в Москве 17 октября 1950 г., и на Втором Всемирном Конгрессе сторонников мира в Варшаве 20 ноября 1950 г., и на заседании Всемирного Совета Мира в Берлине 23 февраля 1951 г. — устами высших своих представителей Русская Православная Церковь решительно и настойчиво призывала всех людей доброй воли к активной, неустанной, повседневной борьбе за мир во всем мире.
«Отвечая стремлениям миллионов людей во всем мире, каково бы ни было их мнение о причинах, порождающих опасность мировой войны;
во имя укрепления мира и обеспечения международной безопасности;
мы требуем заключения Пакта Мира между пятью великими державами — Соединенными Штатами Америки, Советским Союзом, Китайской Народной Республикой, Великобританией и Францией.
Мы будем рассматривать отказ правительства любой из великих держав от встречи в целях заключения Пакта Мира как свидетельстве агрессивных замыслов этого правительства.
Мы призываем все миролюбивые страны поддержать требование заключении Пакта Мира, открытого для всех государств.
Мы ставим свои подписи под этим Обращением и призываем подписать его всех людей доброй воли и все организации, стремящиеся к укреплению мира».
Так гласит текст Обращения Всемирного Совета Мира.
И вот уже со всех концов земли идут отрадные вести о том, какой глубокий и горячий отклик нашло это Обращение в человеческих сердцах. Первые сотни тысяч и миллионы подписей поставили под Обращением граждане Франции и Китая, Италии и Гватемалы, Англии и Кореи, Венгрии и Индии, Ирана и Швеции, Финляндии и Монгольской Народной республики, Аргентины, Уругвая, Дании, Австрии, Болгарии, Чехословакии, Польши, Албании, Румынии, Вьетнама, Японии, Канады.
Их, этих подписей, будут многие сотни миллионов, ибо если Стокгольмское Воззвание объединило треть человечества, то Обращение найдет отзыв еще более широкий, — и потому, что за время, протекшее между Стокгольмским Воззванием и Обращением Всемирного Совета Мира значительно увеличилась армия борцов за мир, и потому, что Обращение несет в себе прямое, практическое, вполне осуществимое указание, как найти выход из тягостного и страшного тупика.
Решением Всемирного Совета Мира все простые люди всего мира призываются поставить свою подпись под Обращением Всемирного Совета Мира. Нет сомнения, что подпишется под ним каждый советский человек. Нет сомнений и в том, что этот новый мощный поток вызовет новый прилив сил мира во всем мире, вселит уверенность в нерешительных и убедит сомневающихся.
Одним из первых в согласном хоре советских людей — защитников мира прозвучал и на этот раз голос Русской Православной Церкви. Ее Представитель в Всемирном Совете Мира Митрополит Николай вместе с прочими членами Совета Мира уже подписал это Обращение в Берлине сразу после того, как оно было принято.
Это Обращение — новый удар по уже раненому зверю войны. Удар, вероятно, не последний, — но какой силой, решимостью, уверенностью звучит это «Мы требуем заключения Пакта Мира... Мы будем рассматривать отказ правительства любой из великих держав... как свидетельство агрессивных замыслов этого правительства»!
Неистощимо богат человеческий язык. Он найдет новые формулы, он облечет в новые слова волю человечества и благотворную идею, перед которой, в конце концов, окажутся бессильными все атомные бомбы, все сверхскоростные самолеты и сверхмощные дредноуты, все чумные бациллы и отравляющие газы.
А. БУЕВСКИЙ