Митрополит Николай. «Слова и речи», т. II. Изд. Московской Патриархии, 1950 г. Цена 20 руб.

ИСТОЧНИК ВОДЫ ЖИВОЙ

Выход в 1947 г. из печати первого тома «Слов и речей» Митрополита Крутицкого и Коломенского Николая был большим событием в истории Русской Православной Церкви. Нисколько не преувеличивая, скажем, что эта книга стала настольною не только для церковных пастырей, но и для рядового православного читателя. Выдающиеся качества данного замечательного произведения православной христианской мысли отмечались неоднократно.

Не сомневаемся, что читатель-христианин, дочитывая последнюю страницу первого тома «Слов и речей» Митрополита Николая, испытывал законное желание насладиться и дальнейшими произведениями его творческого дарования.

Выпуск второго тома «Слов и речей» нашего иерарха всецело отвечает потребностям не только пастырей церкви, но и запросам православных мирян, «алчущих и жаждущих не хлеба и воды, но слышания слова Божия».

Выдающиеся качества первого тома «Слов и речей», поставившей Владыку Николая в ряд первоклассных церковных пастырей-учителей и христианских философов, полностью имеются налицо и во втором томе. Здесь та же глубина мысли сочетается с простотою и ясностью изложения. Логика «Слов и речей» Владыки Николая изумительна. В этих превосходнейших образцах логического обоснования христианского вероучения и нравоучения все до малейших деталей на месте; нет в них ни одной лишней фразы, ни одного лишнего слова. «Слова и речи» Владыки Николая не только богаты по содержанию, но и красивы и изящны по внешнему изложению. Некоторые из них, например, «Ангелы» или «Странники», поэтичны и музыкальны. Это — подлинная христианская поэзия: их хочется читать и читать.

«Слова и речи» Владыки Николая «живы и действенны». Они «доходчивы» до слушателя, независимо от его возраста и пола, умственного и культурного развития и состояния [1].

Автору настоящей рецензии неоднократно воочию приходилось убеждаться, как реагировали слушатели на проповедь Митрополита Николая. На глазах, давно уже отвыкших плакать, искрились невольные слезы, сладостные христианские слезы, которых не приходится стыдиться.

По «Словам и речам» Владыки Николая можно изучать и христианскую православную догматику, и христианское нравоучение, и историю Церкви. Автор зовет своих слушателей и читателей к вере в Бога Отца, Творца и Промыслителя, к вере в Сына Божия, Христа-Спасителя, Искупителя человека, к вере в Духа Святаго, Освятителя и Утешителя [2].

Христианский догмат Искупления раскрывается во многих «Словах» Митрополита Николая. Вся история совершенного Христом Спасителем дела Его на земле кратко, но с предельной ясностью изложена в проповеди «Крест» [3]. Красною нитью через всю эту проповедь проходит идея христианского учения о «кеносисе» (умалении), «Божественном истощании», о чем говорит св. апостол Павел: «Он, будучи образом Божиим,.. уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной...» (Филипп, 2, 6—8). На Голгофе, в Искупительном подвиге Божественного Страдальца, по христианскому учению, милость и истина встретились, правда и мир облобызались (Псал. 84, 11). В совершенном Христом Спасителем деле проявилась, с одной стороны, Божественная любовь к людям, с другой же — Божественная Правда. Эта идея прекрасно раскрыта Владыкой Николаем в его слове на тему «Любовь и Правда» [4]. Христианское учение о Святом Духе, Просветителе, Освятителе и Утешителе обстоятельно развито в слове на тему «Дух Святый». — «Без благодатной помощи Св. Духа спасти себя для вечности мы не можем. Святый Дух — это наш Божественный Друг, Спутник всей нашей земной жизни...» Сила Св. Духа «рождает веру в сердце человека, перерождает человеческую душу, растит великих подвижников христианства и ведет каждого из нас за собой по пути вечного спасения». Развитию и раскрытию этой мысли посвящено названное слово Владыки Николая, иллюстрирующее основные положения проповедника фактическим материалом [5].

Величайшим таинством, совершаемым в Церкви Христовой, через которое христианин вступает в теснейшее общение со Христом и становится причастником жизни вечной, является таинство св. Евхаристии. Сущности, значению и должному отношению к этому таинству Митрополит Николай уделяет много внимания. Так, напр., должно быть отмечено слово на тему «Чаша спасения», произнесенное в 1948 г. в Воскресенской церкви, что на Филипповском переулке г. Москвы. Святые Тайны Христовы, — говорит Владыка Николай, — залог жизни вечной, залог бессмертия. Входя в теснейшее единение с Господом в Таинстве Причащения, мы не умрем душою для жизни вечной, ибо в нас живет Господь. Хотя прах наш обратится в землю, но и прах не может исчезнуть в океане вечности, ибо не только наша душа, но и наше тело вступает в сладчайшее соединение с Господом. Господь воскресит наши тела в последний день, чтобы при воскресении тела соединились с бессмертными душами. Таинство Евхаристии — залог, знамение Нового Завета между Богом и людьми, залог прощения наших грехов, залог нашего примирения с Господом. Посему каждый из православных христиан должен готовить себя к достойному принятию Божественных Таин. Святое Таинство Причащения — чудо всемогущества Божия. В каждой, даже самой малой, частице освященного хлеба присутствует весь Христос с Его Божеством, Его Плотью и Кровью. Это чудо выше человеческого разумения. Чудо пресуществления Св. Даров — чудо всемогущей силы Божией, чудо любви Божией, чудо мудрости Божией [6]. Аналогичным образом Митрополит Николай раскрывает православное христианское учение о Таинстве Евхаристии и в других своих поучениях.

С особенною любовью и благоговением Владыка Николай говорит о Пресвятой Богородице, Которая послужила нашему спасению и стала Матерью Христа Спасителя. Пресвятую Деву, Заступницу рода христианского, Митрополит Николай прославляет в ряде специальных проповедей, произнесенных им во дни празднования св. чудотворных икон, например, «Взыскание погибших» [7], «Утоли моя печали» [8], «Нечаянная Радость» и др. Но многократно напоминает Владыка своим слушателям о Пресвятой Деве и в других своих проповедях.

Тематикой поучений является и важное значение в жизни христианского храма, как места особенного благодатного присутствия Господа, места, где за литургией закалается Агнец Божий, где совершается чудо пресуществления Св. Даров в Пречистое Тело и Животворящую Кровь Христову. Без храма, говорит Владыка Николай, нельзя представить себе жизненного пути в Царство Небесное[9].

Во втором томе «Слов и речей» помещены также проповеди о почитании св. ангелов [10] и святых [11]. Начало и конец земных подвигов Господа нашего Иисуса Христа связаны с явлением ангелов людям. Ангелы — незримо с нами за нашими богослужениями и соучаствуют в наших молитвах. Они окружают небесный Престол Господа; они невидимо и неслышно для нас шелестят своими крылами и около земных престолов наших храмов. К каждому из нас при крещении дается ангел-хранитель, который предстанет пред нами в таинственную и священную минуту расставания души с телом. Ангелы будут сопровождать Сына Божия, когда Он придет во Славе Своей в день последнего и страшного суда Божия.

В одной из проповедей («Совесть») прекрасно раскрыто христианское учение о смерти, не как уничтожении личного существования человека, а как переходе от временной к вечной жизни [12]. Ту же мысль развивает Владыка в своей замечательной по образности и содержанию проповеди «Странники» [13].

Трудно охватить в небольшой рецензии широту и разнообразие вопросов, раскрываемых в «Словах и речах» Владыки Николая. Можно только сказать, что нет таких вопросов, волнующих ум и сердце христианина, на которые он не нашел бы ответа в этих замечательных произведениях христианской мысли. Есть превосходные рассуждения о христианской вере, надежде и любви [14], о терпении и покаянии [15], о великом звании христианина, полученном при крещении [16], о следовании за Христом [17], о необходимости сердечной чистоты [18] и т. д. и т. д.

Мы уже отметили выдающиеся качества «Слов и речей» в отношении внешнего их построения. Все они, а некоторые в особенности, могут считаться образцами христианской поэзии в прозе. Нельзя без восторга читать его слова о земном и небесном Иерусалиме [19], о нерукотворном храме [20]. Душевное состояние человека Владыка сравнивает с явлениями природы [21], грешника — с больным человеком [22], христианина — с воином [23], а в иных случаях — с растением, нуждающимся в уходе [24], благодатные действия Св. Духа — с дождем и влагой [25], искание Царствия Божия — с поисками потерянных вещей [26]. Образы и сравнения, применяемые Владыкой Николаем, понятны, близки и не трафаретны. Навсегда запомнятся слова: «Без благодатной помощи Св. Духа спасти себя для вечности мы не можем. Святый Дух — это наш Божественный Друг, Спутник всей нашей земной жизни, выражаясь народным языком, наш «кормилец» [27]. Можно ли, спросим мы, более понятно и доступно для рядового слушателя изобразить значение в жизни христианина благодатных действий Св. Духа?

Владыка Николай — не только выдающийся и даровитый церковный проповедник. Он — глубокий патриот и оратор уже с мировым именем. Пламенные речи его в защиту мира [28], как голос Православной Русской Церкви, которую он представляет, должны стать предметом специального исследования Русская Православная Церковь может гордиться таким своим архиереем, одно появление которого на трибуне вызывает взрыв восторга передового человечества. Да, мы, православные русские люди, гордимся своим высокообразованным и талантливым проповедником и оратором, Владыкой Николаем.

Заканчиваем свою рецензию пожеланием «не по мнозех днех» увидеть в печати следующий очередной том «Слов и речей» Митрополита Николая.

Не сомневаемся, что в нашей средней и высшей духовной школе будут изучать проповеднические приемы Владыки Николая наряду с творчеством его предшественников: Митрополита Московского Филарета, архиепископа Никанора, архиепископа Иннокентия, прот. Родиона Путятина и других.

В. НИКОНОВ

[1] Очень хочется применить к ним слова Апостола по поводу христианской проповеди и Послания его к Евреям, гл. 4, ст. 12.

[2] «Жизнь вечная» («Слова и речи»), т. II, стр. 149—154).

[3] «Слова и речи» т. II, стр. 38—43.

[4] Там же, т. II, стр. 136—141.

[5] Там же, стр. 24—30.

[6] Там же, т. II, стр. 61—71.

[7] «Слова и речи», т. II, стр. 88—95.

[8] Там же, стр. 169—174.

[9] См. проповедь на тему «Дары» (Слова и речи», том II, стр. 105—112), также на тему «Храм» (стр. 201—209; ср. стр. 266).

[10] «Слова и речи», т. II, стр. 51—60.

[11] Там же, сто. 295—232.

[12] Там же, стр. 181—185.

[13] Там же, стр. 2»9—297.

[14] Там же, стр. 242—249; 186—192.

[15] Там же, стр. 210—216; ср. 267—273.

[16] Там же, стр. 193—200.

[17] Там же, стр. 217—224.

[18] Там же, стр. 155—161.

[19] Там же, стр. 142—148.

[20] Там же, стр. 233—241.

[21] Там же, стр. 10—11.

[22] Там же, стр. 219.

[23] Там же, стр. 185.

[24] Там же, стр. 213.

[25] «Слова и речи», т. II, стр. 25.

[26] Там же, стр. 35.

[27] Там же, стр. 25.

[28] Там же, стр. 301—357.

Система Orphus