От легкого ветра свеж утренний воздух и голубизна неба, пронизываемая лучами летнего солнца, чиста и прозрачна. В блеске солнца ярко белеют стены и синеют златовидные купола древнего Успенского собора в Троице-Сергиевой Лавре. На фоне яркой зелени травы и вековых лип, тихо шумящих под ветром, особенно нарядны праздничные одежды богомольцев. Сколько их сошлось в этот день, в праздник Святой Троицы, под сень древней Лавры, к раке преподобного Сергия, трудно исчислить. Еще вчера, в канун праздника, с утра двинулся сюда поток паломников. Как и столетия назад, потянулись простые русские сердца к великой русской святыне. Прибывшие из окрестных мест и из дальних краев, они прослушали молебен с акафистом Святой Троице и всенощное бдение в Успенском соборе. Но с вечерним часом не оставили стен обители, а группами расположились тут же на монастырском дворе, на траве под липами. Уставшие с дороги и умиленные церковными службами, провели они под звездным небом кратчайшую ночь, когда заря утренняя почти смыкается с вечерней.
Все здесь кровно близко и бесценно дорого сердцу русского человека, все настраивает его возвышенно: и мощи Радонежского угодника — великая святыня Руси, и эти соборы — совершеннейшие творения древнерусского зодчества, и эти сторожевые башни и четырехсотлетние крепостные стены, защищавшие Русь от иноземных захватчиков.
Щедр свет позднего утра. Давно отошла ранняя литургия в Трапезном храме, и уже кончилась вторая — в Предтеченской церкви. Молящиеся отдыхают в тени старых лип, у крестов и могильных плит, на траве обширного двора. Воздух пахнет фиалками и ландышами. В руках у богомольцев традиционный дар празднику — цветы. Длинная очередь выстроилась у Надкладезной церкви, построенной на том месте, где, по преданию, сам святой Сергий ископал колодец. Не истощился источник и в наши дни — в бутылочки, фляги, стаканы, кувшины льется прозрачная и холодная его вода.
Вдруг воздух вздрагивает под сильным ударом колокола. Густой низкий звон рождается в высотах колокольни, плывет над Лаврой, над городом, над густыми его садами, над зелеными полями за ним, слышный на много километров вокруг. Скоро десять часов.
В патриарших покоях делегация Православной Церкви в Чехословакии, во главе с Экзархом Московского Патриарха Митрополитом Елевферием, торжественно подносит Святейшему Патриарху Алексию от лица Экзархата дар привета, любви и признательности по случаю пятилетия Экзархата — драгоценную панагию, украшенную чешскими гранатами.
Звон сменяется радостным переливчатым трезвоном. Из патриарших покоев показывается многочисленная процессия празднично облаченного духовенства, завершаемая Святейшим Патриархом Алексием. Процессия медленно направляется в Троицкий собор, к мощам преподобного Сергия, и оттуда, под непрестанно нарастающий, ликующий трезвон, движется по широкому коридору между двумя стенами богомольцев к Успенскому собору. Все храмы переполнены молящимися.
Начинается торжественное патриаршее служение. В сонме архиереев и духовенства, среди красивых митр, выделяется красная митра епископа Михайловского Александра — представителя той части православных словаков, которые триста лет назад были насильственно ввергнуты в унию и ныне вернулись в лоно «прадедной» Православной Церкви.
В богослужении участвует все духовенство Лавры, во главе с наместником архимандритом Иоанном, и многочисленные гости — представители Польской Православной Церкви и Экзархата в Чехословакии.
Одновременно литургия идет и в Трапезном храме. Его обширная галерея тесно заполнена народом. Молящиеся расположились и на широких лестницах Успенского собора. Через растворенные двери и окна отчетливо слышны возгласы священнослужителей и пение хора.
Под куполом Успенского собора замерли полосы солнечного света. Ярко сияет в них золотая вязь иконостаса, а внизу жарко пламенеют перед иконами бесчисленные свечи. Запах ладана смешивается с ароматом цветов. Торжественно звучат ектении и возгласы священнослужителей, сопровождаемые стройным пением хора. Лица молящихся горят радостным возбуждением. Сколько чувств в их взорах, обращенных к Первосвятителю Великой Русской Православной Церкви! Многие из молящихся, защищая на бранном поле целость и славу Отечества, отстаивали и веру отцов, благословляемые преподобным Сергием Радонежским и вдохновляемые примером лаврских иноков-героев Пересвета и Осляби. Как люди доброго сердца и воли, они по долгу христиан и сейчас отстаивают мир во всем мире молитвой и созидательным трудом на благо своего народа.
Идет поминовение Патриархов православного Востока: Вселенского Афинагора, Александрийского Христофора, Антиохийского Александра, Иерусалимского Тимофея. За их именами звучит и дорогое всем верующим имя Патриарха Московского и всея Руси Алексия. Молитвенно внимают этому поминовению верующие и сонм архиереев, сослужащих Патриарху: Митрополит Крутицкий и Коломенский Николай, Митрополит Пражский и всея Чехословакии Елевферий, Митрополит Новосибирский и Барнаульский Варфоломей, Архиепископ Белостокский и Бельский Тимофей, Архиепископ Львовский и Тернопольский Макарий, епископ Вроцлавский Михаил, епископ Михайловский Александр, епископ Берлинский и Германский Борис, епископ Черновицкий Андрей.
Торжественная литургия закончилась и сразу же началась особая Троицкая вечерня, после которой Святейший Патриарх с сонмом духовенства торжественно проследовал в патриаршие покои.
Свящ. Н. РАДКОВСКИЙ.