ПОБЕДА ЖИЗНИ

"Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша" (I Kop. 15, 14).

Догмат Воскресения Христова в системе христианского вероучения занимает безусловно главнейшее место. Воскресение Христа — это основа христианской догматики. Основной истиной христианского вероучения является то, что «Иисус есть Сын Божий» (I Ио. 5,5). Но если Христос закончил Свою деятельность на Голгофе, т. е. если Он только страдал и был погребен, но не воскрес в третий день по Писанию, то можно ли говорить о Нем, как о воплотившемся Сыне Божием? Не был ли Он только обычным провозвестником высокой морали, деятельность Которого закончилась с Его последним вздохом на Голгофе? Так рассматривали Христа и Его дело представители отрицательной критики.

Совершенно в другом виде представляется Крест Христов для самих же призванных — христиан. Голгофская Жертва — акт величайшей Любви Божественной к человеку, акт, в котором, по образному библейскому выражению, встретились милость и Истина и облобызались правда и мир. Но завершением искупительной Голгофской Жертвы, и логическим и историческим, является Воскресение Христово. «Если Христос не воскрес, — говорит апостол Павел, обращаясь к коринфским христианам, — то вера ваша тщетна: вы еще во грехах наших» (I Кор. 15, 17).

Господь Иисус Христос, подготовлял Своих учеников к Своим страданиям, говорил им, что Ему надлежит идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин, первосвященников и книжников, быть убиту и в третий день воскреснуть. Ученики содрогались, слушая эти слова своего Учителя, а апостол Петр, отозвав Христа, начал упрашивать Его: «Будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою» (Мф. 16, 21—22).

Марфе, сестре Лазаря, Христос сказал пред воскрешением ее брата: «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет» (Ио. 11, 25). Но какой бы смысл и утешение имели эти слова для последователей Христа Спасителя, если бы Он Сам не воскрес?

Только Воскресение Христа является оправданием Его божественного дела и дает обоснование христианской вере в будущее всеобщее воскресение и в жизнь будущего века. «Христос, — пишет Апостол, — воскрес из мертвых, первенец из умерших... Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут,.. первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его... Последний же враг истребится — смерть» (I Кор. 15, 20—26).

По христианскому учению, Бог сотворил человека для вечной жизни, смерть — явление случайное, временное, вошедшее в мир завистью диавола, через грех. Жизнь вечная, блаженная, без болезней, печали и воздыханий, в общении с Богом — вот подлинное назначение человека. Лучшие представители ветхозаветного мира выражали это естественное стремление человека к вечной жизни и содрогались пред смертью.

Псалмопевец Давид свидетельствует, что сердце его возрадовалось, язык его возвеселился и даже плоть его успокоилась в надежде, «ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление» (Псал. 15, 9—10). Праведный Иов многострадальный говорил своим друзьям: «А я знаю, что Искупитель мой жив, и Он в последний день станет над прахом и восстановит кожу мою, и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, а не глаза другого увидят Его» (Иов. 19, 25—27) [1].

Пророк Исаия, из глубины веков провидя день Христов, восклицал: «Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела!... ибо роса Твоя — роса растений, и земля извергнет мертвецов...» (Ис. 26, 19).

Но и для праведников ветхозаветных двери рая были закрыты. Загробный мир представлялся мрачным «шеолом». Но Господь — Победитель смерти сокрушил «вереи вечныя» и извел из ада тех, кто с верою ожидал пришествия Избавителя.

Эту мысль очень ярко выражает Святая Церковь следующими словами пасхального богослужения: «Днесь всяка тварь веселится и радуется, яко Христос воскресе и ад пленися!..» — «Возбудил еси, уснув, мертвыя от века...» — «Днесь Владыка плени ада, воздвигнувый юзники, яже от века имяше люте содержимыя...»

Торжественно звучат в день св. Пасхи слова св. Иоанна Златоуста: «Никтоже да убоится смерти, свободи бо нас Спасова смерть!... Где твое, смерте, жало? где твоя, аде, победа?.. Воскресе Христос — и жизнь жительствует. Воскресе Христос — и ни един мертвый во гробе. Христос бо, востав от мертвых, начаток (востания) усопших бысть».

Христианин уверен в победе Воскресшего Христа над смертью даже и тогда, когда кругом он наблюдает многочисленные случаи смерти. Тогда как в храмах уже в течение многих веков раздается торжественный гимн победы жизни над смертью, люди продолжают умирать, как умирали они и до Христа. Как будто никакой перемены не произошло. Но так рассуждают лица, которых апостол называет «не имеющими надежды» (I Фесс. 4, 13). Для таких, действительно, остается руководствоваться лозунгом: «Станем есть и пить, ибо завтра умрем!» (I Кор. 15, 32). Совершенно иное переживает христианин: он и сам спокойно смотрит в открывающиеся пред ним врата вечности, и с глубокой верою в Воскресение провожает в могилу своих родных и близких лиц. Припомним сказанное по этому поводу апостолом: «Не хочу же оставить вас, братья, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды. Ибо если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним» (I Фесс. 4, 13—14). Если воскрес Христос, то воскреснут и верующие в Него. Апостол дает и картину того, как все это произойдет. Господь, «при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем» (I Фесс. 4, 16—17). По другому поводу тот же апостол дает приблизительно ту же картину будущего воскресения. «Не все мы умрем, — пишет он, — но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся» (I Кор. 15, 51—52).

Но что дает христианину уверенность в том, что воскресение мертвых — логически и исторически неизбежное явление?

Гарантией и обоснованием будущего всеобщего воскресения является бесспорный факт Воскресения Христова.

Благодаря грехопадению наших прародителей (грех первородный), а также грехам их потомков произошло средостение между миром горним и земным. Смерть и Воскресение Христа Спасителя устранили это средостение. По сообщению евангелиста, когда Божественный Страдалец испустил дух, то раздралась в храме церковная завеса. Мир ангельский и человеческий объединились. Ангелы свидетельствуют о Воскресении Христовом. Ангел отваливает камень от дверей гроба и затем сидит на этом камне. Превосходно мысль об этом выражена в церковной песни: «Небеса убо достойно да веселятся, земля же да радуется, да празднует же мир, видимый же весь и невидимый; Христос бо воста, веселие вечное».

Апостолы уверились в Воскресении Христовом. Оно было для них несомненным фактом, таким же реальным, как и собственное их существование.

Изумительные их подвиги, страдания и смерть — наиболее яркое доказательство истины Воскресения Христова.

Только вера в Воскресение Христово уничтожает у христиан страх смерти, так как смерть для христианина — лишь переход к новой и лучшей жизни. Преподобный Серафим Саровский за несколько часов до своей праведной кончины (2 января 1833 г.), стоя на коленях, пел песни пасхального канона: «Смерти празднуем умерщвление, адово разрушение, иного жития вечнаго начало, и играюще поем виновнаго, единаго благословеннаго, отцев Бога и препрославленнаго».

Существует благочестивое предание. Игумен Киево-Печерского монастыря после Светлой пасхальной заутрени спустился в пещеры, где почивают останки подвижников, и обратился к ним с обычным приветствием: «Христос воскресе!» И на это последовал явственный ответ: «Воистину воскресе!»

Достойным похвалы следует считать христианский обычай в день св. Пасхи приносить на могилы близких и родных красное яичко и приветствовать дорогих покойников радостным «Христос воскресе!»

Действительно, Воскресение Христово — праздник не только живых, но и умерших, не только праздник земли, но и неба, не только мира человеческого, но и мира духовного. Наш Искупитель — Бог не мертвых, но живых. Для христианина нет смерти, его освободила Спасова смерть. «Воскресе Христос — и жизнь жительствует».

«Ныне вся исполнишася света, небо же, и земля, и преисподняя; да празднует убо вся тварь востание Христово, в немже утверждается».

В. НИКОНОВ.

[1] Цитируется по еврейскому подлиннику, более ярко передающему мысль Иова.

Система Orphus