ВОИСТИНУ ВОСКРЕС

Предутреннее затишье. Скоро легкий свежий ветер рассеет благоухание ночных цветов. Близок рассвет.

«Се тьма и рано, и что у гроба, Марие, стоиши?» [1].

«Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав» [2].

Вся в сиянии дня Мария Магдалина «возвестила плачущим и рыдающим» ученикам: Христос воскрес. Но они, услышавши, что Он жив и она видела Его, «не яша веры» (Мрк. 16, 10 и 11).

Как же получилось, что апостолы первоначально не поверили, а потом засвидетельствовали всему миру о действительности Воскресения Христа Спасителя?

При жизни своего Учителя апостолы, несомненно, признавали Его Сыном БоЖиим, но единственную цель пришествия Христа в мир полагали только в чувственном устроении славного царства Израилева. Когда же непредвиденная смерть Христова совершенно разрушила собою все их земные ожидания, они были повергнуты в крайнее смущение и не знали, что им следует думать теперь о Распятом Учителе. «Распяли Его, — говорили Эммаусские путники, — а мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля» (Лк. 24, 20—21). Разочарование это ясно показывает, что каких-либо других надежд в отношении Иисуса Христа они в то время не питали в себе, а потому и не могли создать какое-либо представление о совершенном искупительном подвиге Господа Иисуса Христа и Его Воскресении.

Потому-то и когда некоторые жены, ходившие помазать миром Тело Иисусово, пришли и рассказали «одиннадцати и всем прочим», что видели пустой гроб Христов и двух светоносных мужей на нем, объявивших им о Воскресении, то словам мироносиц не поверили (Лк. 24, 11). Правда, ап. Петр, взволнованный необычайным известием, тотчас побежал ко гробу и нашел его действительно пустым, увидел «только пелены лежащие». Но это обстоятельство, по слову Евангелия, лишь «удивило» апостола (Лк. 24, 12), мысли же о Воскресении Христа он при этом не имел.

Скептически отнеслись апостолы и «иже с ними» к известному рассказу Эммаусских путников — Луки и Клеопы, которые тогда же вечером прибыли из Эммауса и возвестили, что Христос действительно воскрес, что они видели Его, шли с Ним, разговаривали, сидели вместе с Ним за вечерним столом и как Он был узнан ими в преломлении хлеба (Лк. 24, 34—35). Апостолы, — говорит Евангелист, — выслушав их рассказ, «не яша веры» — (Мрк. 16, 13).

В ответ на это неверие учеников и друзей Своих, в тот же первый день Своего Воскресения, вечером, Христос одновременно явился бывшим вместе десяти Своим ученикам, и они, по слову Евангелиста, «обрадовались, увидевши Господа» (Ио. 20, 19—20); апостола Фомы не было с ними во время этого явления Господа. Когда апостолы сообщили апостолу Фоме, что они видели Воскресшего Господа, он отнесся к этому известию с недоверием и сказал: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Ио. 20, 25).

Апостол Фома, конечно, нисколько не отвергал, что апостолы действительно видели Иисуса Христа, но только факт этого действительного видения ему казался недостаточным для того, чтобы доказывать собою действительность Воскресения Христова. Он, очевидно, полагал, что апостолы несомненно видели и слышали, как живой Христос стоял перед ними и даже разговаривал с ними, но не исключал возможности, что это могло им только привидеться. Когда Иисус Христос снова явился всем одиннадцати и бывшим с ними, то «они, смутившись и испугавшись, подумали, что видят духа» (Лк. 24, 37), т. е. подумали то самое, что казалось ап. Фоме относительно первых явлений Христа.

Видя смущение Своих учеников, Спаситель предложил им то самое доказательство, какого желал ап. Фома. «Что смущаетесь, и для чего такие мысли входят в сердца ваши? Посмотрйте на руки Мои и на ноги Мои; это — Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня» (Лк. 24, 38—39; ср. Мрк, 16, 14). И, обращаясь лично к ап. Фоме, добавил: «Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои и не будь неверующим, но верующим» (Ио. 20, 27).

Ап. Фома убедился в действительности Воскресения Христова. Но другие апостолы «от радости еще не верили и дивились». Тогда для убеждения их Спаситель принял от них часть печеной рыбы и сотового меда и, взяв, вкушал перед ними (Лк. 24, 41—43).

В течение сорока дней после Своего Воскресения до Вознесения на небо Господь неоднократно являлся апостолам и беседовал с ними.

Прошло только семь недель со дня Воскресения Спасителя, — и те самые ученики Его, которые оставили Иисуса Христа во время Его крестных страданий, а ап. Петр даже отрекся от Него, стали открыто проповедывать о воскресшем Спасителе. Сомневавшиеся и колебавшиеся в вере, они теперь властным словом пламенного убеждения заявили миру о Воскресении Христа и во множестве людей, никогда прежде даже и не слыхавших об имени Его, вызвали несокрушимую веру в истину своей проповеди.

«Мы не можем, — сказали апп. Петр и Иоанн, — не говорить того, что видели и слышали» (Деян. 4, 19—20).

И апостолы, получив благодать Святаго Духа в день Пятидесятницы, не только словом проповеди, но и делом всей своей жизни засвидетельствовали всему миру, что Христос воистину воскрес!

ДОЦ. А. ГЕОРГИЕВСКИЙ

[1] Стихира 7-я воскресной утрени.

[2] Тропарь Св. Пасхи.

Система Orphus