СИЛА ЛЮБВИ

СЛОВО, СКАЗАННОЕ В СКОРБЯЩЕНСКОЙ ЦЕРКВИ, ЧТО НА ОРДЫНКЕ в г. МОСКВЕ

«Крепка, как смерть, любовь» (Песнь Песней 8, 6).

Как православные христиане, вы знаете, дорогие мои, что второе воскресенье после дня Святой Пасхи посвящено прославлению жен-мироносиц.

Уже много веков прошло со времени подвига этих святых женщин. И за эти истекшие века сколько христиан, читая священное евангельское повествование, вдохновлялось на своем земном пути к вечному спасению этим подвигом! Сколько православных людей в наших храмах в это воскресенье жен-мироносиц чествует своими устами и своим сердцем никогда не умирающую их «святую память». И после нас с вами наши православные потомки, подобно нашим предкам и нам самим, будут умиленным духом преклоняться перед священным образом евангельских мироносиц.

Мироносицы — носящие миро. Это те женщины, как вы знаете, которые в ночь Воскресения Христова спешили ко Гробу Господню с миром в руках, чтобы по восточному обычаю возлить благовонные ароматы на бездыханное Тело своего Божественного Учителя.

Но не в эту ночь Воскресения Христова и не в предыдущий день создалось и сплотилось это содружество женщин мироносиц. Мы знаем со страниц святого Евангелия, что, когда Господь Спаситель обходил со Своею проповедью города и селения, вокруг Него всегда собиралась толпа народа. Был народ, который подходил, слушал и расходился. Но среди этого народа, кроме избранных апостолов Христовых, Господа Спасителя всегда сопровождала группа женщин. Сначала их было немного, в дальнейшем число их росло. Они сопровождали своего Божественного Учителя не только с тем, чтобы поучаться словами, исходящими из уст Христовых, но и с тем, чтобы, в силу все возрастающей любви к Нему, служить Господу всем, чем они только могли. Они заботились о ночлеге Господа Иисуса Христа, о Его пище и питии. Может быть, они наводили порядок там, где толпа слишком теснила Божественного Проповедника. Они, говорит святой евангелист, служили Господу «имением своим» (Лк. 8, 3), своим имуществом. Для дела заботы о Спасителе они приносили то, что имели в своих домах.

Не все имена этих жен-мироносиц нам известны. Евангелисты и священное предание сохранили нам ряд их имен: Мария Магдалина, Мария — мать Иакова меньшего и Иосии, Саломия, Иоанна, Марфа и

Мария — сестры Лазаря, Сусанна и другие. Среди них были женщины богатые и знатные: Иоанна была женой Хузы, домоправителя царя Ирода; простые и не знатные: Саломия, мать сынов Зеведеевых Иакова и Иоанна, была женой рыбака. В числе мироносиц были женщины одинокие — девы и вдовы, были и матери семейств, которые, будучи увлечены словом проповеди Господа Спасителя, оставляли свои семьи, свои дома, сопутствуя Господу вместе с другими женщинами в заботах о Нем.

«И не столь удивительно, — говорит св. Иоанн Златоуст, размышляя о подвиге жен-мироносиц, — что они привязались своим сердцем к Господу Спасителю в те дни, когда сквозь пелену Его смирения и уничижения проступала Божественная Слава в Его чудесах, когда раздавалась еще неслыханная на земле проповедь. Но для нашей мысли изумительно видеть их не поколебавшихся в своей любви к Господу, когда Он, истерзанный, оплеванный, был предан на смерть».

Жены-мироносицы стояли у подножия креста Христова, проливая слезы сострадания и утешая, как могли, плачущую Богоматерь. И даже в последние минуты земной жизни Христовой, когда и Божия Матерь и св. Иоанн Богослов отошли от креста, святые женщины не отступили от Распятого Спасителя. Вместе с Никодимом и Иосифом, тайными учениками Христовыми, они участвовали в погребении своего Учителя. И они видели, как это погребение, совершавшееся поспешно, ввиду приближения праздника еврейской пасхи, не было завершено возлиянием ароматов на бездыханное Тело дорогого Усопшего.

Они проводили Преблагословенную Субботу в тревоге о том, успеют ли они в субботу вечером, по окончании праздника, приобрести миро и другие ароматы и завершить незаконченное: возлить ароматы на Тело Господа Иисуса Христа.

Все вы знаете, мои дорогие, — и об этом вспоминаем мы в дни Святой Пасхи, — что Господь Спаситель в награду за эту преданную, самоотверженную любовь жен-мироносиц первым явился им по Воскресении Своем и, явившись, сказал им: «Радуйтесь!». Этими словами Он возвестил им о том, что ожидало их не только в остальные дни их земной жизни — о радости жить со своим Господом в сердце, — но и о той вечной радости, какая их ждет по окончании земного пути.

Этих женщин мироносиц за их подвиг любви наша Церковь почитает святыми, и, как святым, приносим мы им в этот день свои молитвы, прося о том, чтобы они молитвами за нас пред Престолом Божиим помогали нам, грешным, совершать свой путь к вечному спасению и воодушевляли нас к такому же подвигу.

Святые жены-мироносицы своим примером говорят нам о том, какой должна быть любовь ко Господу. Истинная любовь — не кратковременный порыв нашего сердца. Она постоянна, крепка и никогда не умаляется. Она неизменна и в радости, в благополучии, в счастьи, и одинаковым огнем горит в сердце каждого истинного христианина в минуты скорби, в дни испытаний, в годины болезней. Мы не должны быть подобными тем, о ком сказал Спаситель в Своей притче: «Они временем веруют, а во время искушения отпадают» (Лк. 8, 13).

Одинаково пламенеющей была любовь у прославляемых нами жен-мироносиц и тогда, когда Господь совершал чудеса и народ славил Его, как Великого Чудотворца, и когда, униженный и избитый, Господь умирал на кресте под злобные крики воинов и толпы, и когда бездыханное Тело лежало во гробе.

Святые жены-мироносицы во имя любви ко Господу принесли в жертву все те страхи и опасности, какие сопутствовали им под покровом ночи, когда они торопились к дорогому Гробу Усопшего Спасителя. Любовь не бывает без жертв. Истинная любовь — всегда любовь жертвенная. Разве мы этого не видим даже в нашей обычной жизни? Мать, проводя долгие бессонные ночи у постели больного дитяти, разве не жертвует своим отдыхом и своим здоровьем во имя любви к своему ребенку?

Господь Спаситель, ожидая от каждого из нас любви к Себе, завещал: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим» (Мф. 22, 37). В лице мироносиц мы имеем яркий пример того, какой должна быть любовь всем сердцем и всей душой. И каждый из нас, мои дорогие, во имя своей любви к Спасителю не смеет уклоняться ни от каких подвигов, если к ним зовет нас долг этой любви.

Строгое воздержание от пищи в дни Великого поста и, особенно, Страстной седмицы во имя любви к страдающему Господу; участие в наших продолжительных великопостных богослужениях, может быть и в переполненном до тесноты храме; необходимость отречения от грехов и страстей и нравственного перерождения, как плодов нашего подвига покаяния; целожизненная борьба с искушениями — все это выполняет душа истинного христианина во имя любви к Богу, не боясь никаких жертв.

Женщины мироносицы напоминают нам своим подвигом о том, что наша любовь к Богу должна быть глубоко преданной, сыновней любовью нашего сердца, за все благодарного Господу.

Кто хочет проявить такую любовь к Господу, люби святой храм и молитву в нем, где незримо среди нас присутствует Сам Спаситель. Здесь возвещается Его Божественное слово, произносятся те же слова, какие Он Сам произнес в дни Своей земной жизни, в часы и минуты Своей Божественной проповеди. Здесь, на Престоле Божием, приносится Бескровная Жертва за грехи всех живых и всех усопших детей Христовой Церкви. Здесь соприсутствуют с нами на нашей молитве члены Небесной Церкви Христовой: святые ангелы, угодники Божии. Здесь с нами — в это верует Святая Церковь — сопребывает и Преблагословенная Матерь нашего Сладчайшего Господа, наша Небесная Владычица и Заступница.

Кто хочет иметь истинную сыновнюю любовь к Богу, покажи ее в любви друг ко другу, к ближнему своему, во имя любви к Небесному Отцу. Никогда не забывай слов, сказанных Господом: «Так как вы сделали это одному из братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25, 40). Все, что ты делаешь своему ближнему, что ты подаешь ему в руки от сердца, любящего Господа, все, чем утешаешь скорбящего и плачущего, — это ты подаешь Самому Господу, исполняя «первую и наибольшую» заповедь каждого православного христианского сердца о любви к Богу и вторую, «подобную ей», — о любви к ближнему (Мф. 22, 38—39).

И святые мироносицы вдохновляют нас, как вдохновляли наших предков, как будут учить своим примером и после нас православных христиан, — любить Господа Бога, до конца дней земной жизни каждого из нас, любовью, никогда не отпадающей, всегда пламенеющей, всегда готовой к жертвам, преданной и благодарной.

Эти женщины напоминают не только о священном долге нашей любви к Господу Спасителю и друг ко другу, но и о долге, во имя любви к Богу, нашей братской любви к дорогим усопшим нашим отцам, братьям и сестрам. Смотрите, как для жен-мироносиц бесконечно дорого и бездыханное Тело их Учителя, как дорога им и эта могила, и этот гроб, принявшие в себя Тело их любимого Божественного Друга и Учителя!

Если тогда, когда не была со всей ясностью открыта тайна вечной жизни, когда жены-мироносицы, как и святые апостолы Христовы, еще не понимали слов Христовых: «Верующий в Меня не умрет вовек» (Ио. 11, 26), – такой была любовь к умершему и к дорогому гробу, такой была забота о бездыханном Теле, — то какой священной должна быть память об усопших наших близких для нас, христиан, знающих о том, что нет мертвых в гробах и у Господа все живы! В нашем сердце память об умерших братьях и сестрах должна быть всегда живой во имя любви к Богу и ближнему. Во имя этой любви мы оказываем отошедшим от нас ту помощь, какой все они ждут от нас, унеся с собою веру в то, что в наших сердцах не угаснет не только их имя, но и наша любовь — сыновняя к родителям, родителей — к детям, любовь дружеская и родственная, связавшая нас с ними, пока дорогие нам покойники находились среди нас. По примеру святых жен-мироносиц, наша любовь к умершим должна быть любовью действенной, выражаться в делах.

Какие же добрые дела, какую помощь мы можем оказать нашим усопшим братьям?

Мы с ними не порываем и не порвем до. конца своих дней духовного общения. Глава Церкви Небесной и земной — Господь наш Иисус Христос объединяет всех нас, и живых и умерших, в одну семью. Мы знаем из слова Божия: «Бог не есть Бог мертвых, но живых» (Мф. 22, 32). Вое мы, живые дети Церкви Христовой, и они, отошедшие от нас, составляем одну Святую Церковь, которая живет, управляется, воодушевляется любовью, премудростью, всемогуществом Того, Кто стоит во главе ее — Господом нашим Иисусом Христом.

У нас есть оставленное нам Господом великое средство духовного взаимного общения — молитва. Молитва — всемогущая сила, которая прорезает небеса, доходит до Престола Божьего, низводит благословение Небесного Отца. Мы и здесь, живя на земле, но будучи разлученными друг с другом, имеем духовное общение между собой в молитве: мы друг за друга молимся и, являя этой молитвой любовь друг ко другу, объединяемся духом, не взирая на разделяющее нас расстояние.

И какова сила такой молитвы друг за друга!

Св. апостол Павел просил свою паству, чтобы она молилась о нем и о силе его проповеди, а сам молился о том, чтобы Господь укреплял христиан на пути к вечному спасению. И св. апостол утверждает, что такая взаимная молитва обладает великой силой. Мы видим проявление такой молитвы из книги Деяний Апостольских, читая в ней о чудесном избавлении апостола Петра из темницы. Когда апостол находился в заключении, о нем молилась вся его паства, и чудом Господа, пославшего ангела, апостол был изведен из темницы.

А сколько случаев чудодейственной силы молитвы мы знаем из жизни угодников Божиих! Мы знаем, как недавно еще живший среди нас праведник, о. Иоанн Кронштадтский, получая со всех концов земли личные, письменные, телеграфные просьбы помолиться за скорбящих и болящих, собирал эти записки и телеграммы, становился на молитву у жертвенника в алтаре, клал свои руки на эту груду писем, весь обращаясь духом в молитву, испрашивая благословения Божия ищущим его. И люди, пославшие просьбу, через несколько дней, необходимых для того, чтобы эта просьба дошла до о. Иоанна, — находясь за много тысяч верст от того города, где о. Иоанн трудился на своем подвиге, получали облегчение и исцеление. Такова сила молитвы.

И наша молитва за наших дорогих покойников является средством духовного общения с нашими усопшими отцами, братьями, сестрами, детьми, является путем передачи им голоса нашего сердца. Мы молимся об их упокоении, мы просим у Господа милости для них, дарования Царства Небесного. И наша молитва за собратьев не может остаться не услышанной Тем, Кто слышит каждый вздох верующего человека, даже еще не вырвавшийся из груди. И по нашим молитвам, по молитвам всей Церкви об усопших, Господь посылает утешение и облегчение душам тех, которые отходили к Нему хотя бы с зачатками веры, хотя бы с началом, и не доведенным до конца, покаяния в своих грехах.

Еще большее значение имеет для душ усопших, для их посмертного утешения и для облегчения их участи, Бескровная Жертва, приносимая за Божественной Литургией. Святитель Димитрий Ростовский говорит: «Если бы только мы могли себе представить, с каким волнением ожидает душа усопшего той минуты, когда ты войдешь в храм Божий, когда подашь его имя для Поминовения, когда вынется частица за упокой его души! Каким радостным трепетом наполнится его душа, когда эта частица, по уставу Церкви, опускается в Святую Чашу, омывается Святою Кровью Христовой при молитве совершителя богослужения: «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею честною»!

Когда мы сами будем там, мы почувствуем, как будем нуждаться в этой молитве о себе, с каким трепетом будем ожидать молитвы тех, кто останется жить после нас и будет приносить молитву за нас перед Господом.

Молитва — это не только средство общения нашей души с душой усопшего, но это — доброе дело, дело любви, какое каждый из нас во имя любви к Спасителю творит в отношении тех близких и дорогих, с которыми мы вместе жили, вместе молились, вместе воздыхали в дни поста вздохами покаяния в своих грехах и вместе предстояли перед Святой Чашей.

Если ты хочешь сделать еще другое доброе дело душе усопшего, подай в память его милостыню бедному, сделай еще что-нибудь доброе по велению твоего сердца, во имя упокоения и спасения души дорогого тебе человека.

Через эти добрые дела, какие мы совершаем во имя умерших, Господь подает их душам Свое благословение, Свою Отеческую любовь. Он — Всеправедный Судия и Отец людей. Он ли не воздаст за наше малое доброе дело Свою любовь тем, кого мы поминаем, во имя кого совершаем это доброе дело? Он — Сладчайший Утешитель всех скорбящих и унывающих и, принимая из наших рук, из нашего сердца дела любви, совершаемые во имя усопших, Он ли не ответит Своими милостями душе того, чье имя мы носим в своем сердце и во имя кого мы творим доброе дело?

Так, дорогие мои, подвигом своей любви к Спасителю святые мироносицы всех нас научают, как надо исполнять заповедь Христову: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и ближнего твоего, как самого себя». Любить Господа и во имя этой любви любить ближнего, и живущего и усопшего, — священный долг каждого истинного христианина. И об укреплении нас в этой любви мы просим сегодня святых жен-мироносиц, их примером мы назидаемся. Мы веруем, что они своими молитвами пред лицом Того, Кому сейчас предстоят, прославляя на небесах вечную Пасху Христову, испросят у Господа нам, грешным, помощь на нашем пути к вечной жизни.

С помощью благодати Божией пусть в каждом из нас горит, не умирая, не умаляясь, не прерываясь, любовь к Небесному Отцу, и во имя ее да будет среди нас больше и больше братолюбия, больше дел любви для живых наших собратьев и добры, дел для тех, кто от нас ушел в вечность, но ждет от нас никогда не отпадающей к ним любви.

Митрополит Николай

Система Orphus