Деятельность виднейших борцов за мир находит среди миролюбивых народов горячую поддержку и поощрение.
Советский Союз, например, учредил международные Сталинские премии «За укрепление мира между народами» для ежегодного присуждения «гражданам любой страны мира, независимо от их политических, религиозных и расовых различий, за выдающиеся заслуги в деле борьбы против войны и за укрепление мира» [1].
В начале апреля текущего года специальный Комитет по Международным Сталинским премиям присудил их за 1950 год семи выдающимся представителям демократических сил разных стран. Имена первых лауреатов Сталинских премий известны всему миру. Это испытанные борцы за торжество идеи международного мира:
Фредерик Жолио-Кюри — известный исследователь в области физики атомного ядра, член Французской Академии Наук. Являясь горячим сторонником дружбы между народами, Жолио Кюри стал одним из первых энтузиастов применения атомной энергии в мирных целях и повел решительную борьбу за предотвращение новой мировой войны. Он руководил работой двух Всемирных Конгрессов сторонников мира, в период между ними был председателем Постоянного Комитета, а на Конгрессе в Варшаве был избран Председателем Всемирного Совета Мира. Сочетая в своем лице крупного ученого и виднейшего борца за мир, Ф. Жолио Кюри заслуженно поставлен первым в списке лауреатов Сталинских премий мира.
Сун Цзин-лин, вдова виднейшего деятеля китайского национально-освободительного движения Сун Ят-сена, является крупнейшим государственным деятелем нового Китая. Она известна своей неутомимой борьбой против империалистической агрессии на Дальнем Востоке и пользуется заслуженным авторитетом среди прогрессивной общественности всех стран, как борец за счастье своего народа и за дело мира во всем мире.
Среди лауреатов Сталинских премий мира по достоинству занимает свое место Эжени Коттон — почетный директор Высшей Нормальной школы в Севре (Франция). Во время войны она была активной участницей движения сопротивления и боролась за национальную независимость Франции, а после войны включилась в борьбу за дело мира в качестве инициатора и руководительницы Международной организации женщин. Свою работу она ведет в условиях, требующих большего мужества и самоотверженности, так как подвергается преследованиям правительства Франции.
В трудных условиях приходится действовать в защиту мира и Артуру Моултону, бывшему протестантскому епископу штата Юта в Америке. Выступая на многочисленных съездах и конференциях, Артур Моултон неизменно проводит мысль о необходимости мирного разрешения всех вопросов международной политики совместно с Советским Союзом. Защита мира и демократии стала делом жизни этого видного общественного деятеля Америки, и присуждение ему Сталинской премии мира было встречено прогрессивной общественностью с большим удовлетворением.
Сталинской премией «За укрепление мира между народами» награждена и верная дочь корейского народа Пак Ден Ай, которая посвятила все свои силы установлению мира в своей стране и на всем Дальнем Востоке. Занимая пост заместителя председателя Национального комитета защиты мира, Пак Ден Ай является в то же время председателем Демократического женского союза Кореи и ведет огромную работу за дело национального освобождения своего народа от американских интервентов, за мирную жизнь и процветание своей страны.
Заслуги и достоинства каждого лауреата Сталинской премии мира получили в печати широкое освещение, и все искренние сторонники мира могут сказать о них только одно: это — мужественные борцы, достойные высокой награды.
Достоин этой награды и старейший из лауреатов — 77-летний служитель Англиканской Церкви д-р Хьюлетт Джонсон, настоятель Кентерберийского собора в Англии.
Церковно-общественная биография этого выдающегося борца за мир необычайно богата деятельным служением простому народу. Будучи сыном богатого промышленника-фабриканта, он не пошел по дороге отца, а, проработав несколько лет подмастерьем на одном заводе, избрал скромный путь приходского священника. Такому выбору молодого X. Джонсона могло способствовать только его христианское мировоззрение, которое ярко освещало для него социальные контрасты нужды и богатства и заставляло рассматривать служение мамоне как несовместимое со служением Богу и враждебное Ему.
Двадцатилетнее пребывание на приходе, в небольшом городке близ Манчестера, послужило молодому тогда священнику X. Джонсону серьезной школой христианской деятельности, познакомившей его с бытом и условиями труда рабочих, с их нуждами и требованиями. Принимая живое и непосредственное участие в облегчении уcловий жизни своей паствы, он рано пришел к мысли о необходимости защиты прав народа мерами общественными и явился одним из пионеров христианского социализма в Англии.
Интересно было проследить все перипетии личной и церковно-общественной жизни X. Джонсона, чтобы понять, каким образом сочетались в нем священство и богословие с политикой, журналистика и общественная деятельность — с настоятельством в Кентерберийском соборе. Но, за отсутствием необходимых сведений, мы ограничимся пока общеизвестными данными о современной деятельности этого выдающегося представителя английской прогрессивной общественности, коснувшись предварительно тех чувств, которые он питает к Советскому Союзу.
Когда наша страна переживала тяжелые испытания последней мировой войны, X. Джонсон твердо верил в успех русского оружия и возглавлял в Англии Объединенный Комитет помощи Советскому Союзу. По окончании войны он же организовал сбор средств для оказания помощи населению разоренных гитлеровцами областей нашей страны. За это Советское Правительство в 1945 г. наградило д-ра X. Джонсона Орденом Трудового Красного Знамени. Тогда же, при посещении Московской Патриархии, X. Джонсон получил от нее в дар наперсный крест с украшениями, который он с той поры постоянно носит на своей груди.
Симпатии X. Джонсона к нашему народу нашли выражение и в целом ряде его книг, имевших большой успех в Англии и других странах мира. Замечательно, что дело защиты мира он неизменно сочетает с пропагандой социальной справедливости, осуществляемой в Советском Союзе и странах народной демократии.
Когда был созван Всемирный Конгресс сторонников мира в Париже, д-р X. Джонсон явился активным его участником и был избран в состав Постоянного Комитета Всемирного Конгресса сторонников мира. В качестве члена этой организации, он принимал деятельное участие в подготовке Второго Всемирного Конгресса сторонников мира и убежденно говорил с его трибуны о «плановой экономике восточного мира, который не боится безработицы, потому что может потребить все, что производит, и стремится к всеобщему миру и свободе для того, чтобы еще больше увеличить производство, поднимающее уровень жизни всех его граждан».
Указывая далее на отношение Запада к делу мира, д-р X. Джонсон цитировал убийственные для западных «идеологов мира» высказывания американских журналов о страхе перед депрессией, которая исчезает, когда начинается война, говорил о том, что «американская экономика не может потребить всего того, что производится в стране, а отказываясь торговать с Востоком, она стоит перед угрозой краха, если отсутствует стимул войны или страх перед войной».
В этом показательном сравнении Востока и Запада относительно дела мира симпатии д-ра X. Джонсона естественно склонились к Востоку, приветствующему установление мира на земле, в то время как Запад, в лице правящих классов, боится мира.
На Варшавском Конгрессе д-р X. Джонсон был избран от Англии в состав Всемирного Совета Мира. Это избрание еще более расширило его деятельность в пользу мира. На первой сессии Всемирного Совета Мира в Берлине он начал прения по докладу Пьетро Ненни сильной речью, в которой еще глубже раскрыл неприглядную правду о западных державах, желающих войны, потому что она оживляет производство и приносит огромные прибыли Уолл-Стриту; сказал правду и о Востоке, который стремится к миру во имя благоденствия своих народов.
В подтверждение этой правды X. Джонсон противопоставил колоссальные затраты Соединенных Штатов Америки на вооружения мирным начинаниям Советского Союза, озабоченного повышением жизненного уровня своего народа; сравнил также наличие у США 500 воздушных баз, расположенных за тысячи миль от американских берегов и окружающих кольцом Советский Союз, с отсутствием русских войск за пределами русской территории, не считая Австрии и Германии, где они находятся по праву, обусловленному договорами.
Разоблачив, далее, план Маршалла, как попытку США установить свое господство в Европе, д-р X. Джонсон указал на истинный источник военной угрозы и призвал западные народы сбросить для ее предотвращения долларовые цепи. «Тогда, — сказал он, — мы увидим объединенную Германию..., объединенную Европу..., освобожденную Корею, окруженный почетом Китай и объединенный мир — восточный и западный; тогда мы увидим мир во всем мире и основы подлинного всемирного братства».
Своими многочисленными выступлениями в защиту мира, в защиту единства интересов простых людей всех народов настоятель Кентерберийского собора д-р X. Джонсон приобрел большое влияние на умы народных масс Англии и других стран Западной Европы и Америки. Недаром их правительства все время пытаются ограничить его пропагандистскую деятельность, разоблачающую их агрессивные замыслы. Поэтому вполне понятно то удовлетворение, с которым прогрессивные круги всех стран встретили присуждение д-ру X. Джонсону Сталинской премии мира.
По поводу этой награды, из Московской Патриархии 9 апреля с. г. была послана д-ру X. Джонсону телеграмма следующего содержания: «Настоятелю Кентерберийского собора Хьюлетту Джонсону, Кентербери, Англия. С любовью приветствуем Вас, мужественного и многолетнего борца за мир, с заслуженной наградой — Сталинской премией «За укрепление мира между народами. Алексий, Патриарх Московский и всея Руси. Николай, Митрополит Крутицкий и Коломенский».
На эту телеграмму настоятель Кентерберийского собора д-р Хьюлетт Джонсон ответил Его Святейшеству и Митрополиту Николаю следующим письмом:
«Дорогие братья во Христе! Было бы трудно преувеличить удовольствие, которое я испытал, получив прошлой ночью вашу телеграмму.
Мы знаем, что единство христиан еще более укрепляется, когда они работают для общей цели — для дела мира и братства среди людей. В этом отношении ваши труды и усилия Великой Церкви, которую вы возглавляете, поддерживают нас на Западе.
Награда, пожалованная мне, высока и желанна. Но я бы хотел, чтобы она увенчала большие заслуги, чем мои. Поэтому эти деньги будут отданы мною в фонд борьбы за мир. Мне вдвойне приятно, что эта награда исходит от великого народа, который постоянно и доблестно боролся за мир и продолжает бороться за него под мудрым руководством Генералиссимуса Сталина и его соратников.
Я искренне верю, что дело, за которое мы боремся, увенчается успехом в ближайшее время, и не сомневаюсь, что этот успех будет длиться долгое время.
Остаюсь с дружеским приветом искренно преданный Хьюлетт Джонсон, настоятель Кентерберийского собора».
В этом обмене приветствиями признание мужества и заслуг награжденного встретилось с его скромностью, которая заставляет этого выдающегося защитника мира находить удовлетворение не в награде, хотя бы и заслуженной, а в исполнении своего христианского долга.
А. ВЕДЕРНИКОВ
[1] Указ Президиума Верховного Совета СССР от 20 декабря 1949 г.