Наша эпоха, характеризуемая всемирным движением людей доброй воли в защиту мира, по праву может быть названа героической. О ней последующие поколения будут слагать эпические произведения, и в памяти потомков она предстанет, как период трудных и грозных, но великих исторических событий.
Эта эпоха создала и новую форму общественной организации — Всемирный Совет Мира. Никогда еще люди разных национальностей, разных политических и религиозных взглядов не объединялись столь тесно и так близко на основе одной, для всех их приемлемой цели, — на основе защиты мира. Всемирный Совет Мира — не только общественная, но и международная организация, и с ней не могут не считаться как отдельные общественные группировки разных стран, так и отдельные правительства. Самым ходом вещей Всемирный Совет Мира должен был взять на себя функции весьма широкого масштаба. Он вынужден был громко заявить от лица преобладающего большинства населения земного шара, что оно желает мира, а не войны и что оно будет всеми средствами, имеющимися в его распоряжении, бороться за осуществление своих задач, направленных к утверждению братства народов и обеспечению спокойной жизни для всего человечества.
В конце февраля 1951 г. состоялась в Берлине первая сессия Всемирного Совета Мира. Все страны мира послали туда своих представителей. Присутствовало и много церковных людей, епископов и священников разных исповеданий. Среди них особо выделялись известные всем своею неутомимою и плодотворною деятельностью в пользу мира Митрополит Крутицкий и Коломенский Николай, настоятель Кентерберийского собора в Лондоне Хьюлетт Джонсон и французский аббат Булье.
Уже одно присутствие этих выдающихся церковных деятелей на сессии Совета Мира свидетельствует о христианском сочувствии мирным целям этой международной организации. Это и неудивительно. Ведь Всемирный Совет Мира не ведет никакой политической пропаганды, он не касается государственного строя, существующего в той или иной стране. Он только требует наладить мирный порядок жизни, исключающий возможность возникновения братоубийственных войн с применением орудий массового истребления людей. В этом отношении требования Всемирного Совета Мира непреклонны. И каждая христианская Церковь, призванная нашим Спасителем к утверждению мира и любви во взаимоотношениях с людьми, не может не благословить и не поддержать этих прекрасных и справедливых требований Всемирного Совета Мира.
Не приходится говорить о политиканствующей части католического и англиканского духовенства, настроенной реакционно. Это не пастыри в собственном смысле слова, а церковные деятели от политики. В них нет духа Христова; и они пока стоят в стороне от великой миссии Всемирного Совета Мира. Но именно — только пока, потому что верующий народ каждой страны, непосредственно, сердцем своим, разбирающийся в том, где правда и где обман, скоро заставит и их изменить свою позицию. Мы верим в это и нисколько в этом не сомневаемся.
Из решений Всемирного Совета Мира, принятых на Берлинской сессии, отметим три главнейших решения:
1) Пять великих держав должны заключить между собою Пакт Мира.
2) Должны быть решительно приостановлены всякие попытки к вооружению Западной Германии и Японии, проводимые США, так как это привело бы к военному взрыву в Азии и в Европе.
3) Организация Объединенных Наций (ООН) должна вспомнить о своем назначении и заняться мирным разрешением международных проблем, а не быть опорой группы агрессивных государств.
Всемирный Совет Мира, как видим, близко подошел к проблемам сегодняшнего дня. Его решения отвечают духу христианского учения и вместе с тем являются по существу решениями большого государственного значения. Всемирный Совет Мира смело проанализировал современную обстановку и свои постановления решил внести на обсуждение парламентов и правительств всех стран, а также Организации Объединенных Наций.
Какие практические результаты может дать это выступление Всемирного Совета мира? Можно не сомневаться, что со стороны правительств всех миролюбивых стран предложения Всемирного Совета Мира вызовут (и уже вызвали) полное понимание и согласие с принятыми Советом решениями. Нельзя того же сказать о странах, правительства которых озабочены накоплением вооруженных сил, о странах Атлантического блока. Там атмосфера другая, и всяких мероприятий, направленных к сохранению мира, там, как правило, избегают.
В официальном порядке там тоже говорят о мире и желательности его сохранения, но эти разговоры имеют лишь декларативный характер. В Советском Союзе и в странах народной демократии, наоборот, слова о мире соответствуют практическим мероприятиям в пользу мира. Достаточно сказать, что 12 марта 1951 г. Верховным Советом СССР принят Закон о защите мира, который запрещает пропаганду войны, как тягчайшее преступление против человечества. В этом законе сказано: «Лиц, виновных в пропаганде войны, предавать суду и судить как тяжких уголовных преступников».
Это исторический и совершенно новый по своему содержанию закон является величайшим достижением в государственной практике всех стран и народов на протяжении истекшего ряда веков и тысячелетий их существования.
Законы о мире приняты и в других миролюбивых странах. Это открывает новую эру в человеческом самосознании, ставит его на высшую ступень нравственного развития сравнительно с прошлыми временами и сближает его с христианским миропониманием. Русская Церковь в лице ее епископата, пастырей и верующих, горячо приветствует Закон о защите мира и молится о том, чтобы он послужил прочной основой для мирного труда и благосостояния нашего народа, как и всех других народов мира.
Всемирный Совет Мира в настоящее время — великая сила, и его значение с каждым днем увеличивается. В его лице народы мира, люди физического и умственного труда, стоят крепкой стеной против всяких попыток разжечь мировой пожар. Они сковывают злую волю сторонников войны, затрудняют их действия, психологически их обессиливают. А тем временем силы мира растут, активизируются, — и придет час, когда все убедятся, что мир победил войну.
Христиане не могут ослабевать в своих усилиях защищать мир и правду на земле. Пусть некоторые державы не отзовутся на мирные предложения Всемирного Совета Мира. Что же из этого? Широкий христианский кругозор никогда не ограничивается учетом только данного момента. Малое ведет к великому. Небольшая первохристианская община росла и укреплялась потому, что христиане были исполнены глубокой веры и большого одушевления. Та же вера и то же одушевление должны быть присущи всем христианам и сейчас. Наше дело — сеять добрые семена мира и любви к человечеству, а дело Божие — возрастить эти семена и дать богатые всходы.
Мы знаем, что так и будет. И пусть не ослабевает наша энергия, наша надежда на Бога, наша уверенность в конечном торжестве мира, правды и справедливости. Ибо Бог — это мир. Бог — это любовь. Бог — это справедливость.
АРХИЕПИСКОП ФОТИЙ