РАЗМЫШЛЕНИЕ О ПРАВДЕ И ЛЖИ

(К ПЕРВОЙ СЕССИИ ВСЕМИРНОГО СОВЕТА МИРА)

"Ложь — гнусное бесчестье человека".

Св. Иоанн Златоуст.

Никому не приятно, чтобы открывались его худые дела; никто не хочет, чтобы обнаруживалась его ложь. Именно поэтому запретили собраться в Женеве первой сессии Всемирного Совета Мира.

Недавно я говорил, что поджигатели войны готовы перебить ноги благовествующим мир. Тогда это была только метафора. А 12 марта в Эссене (Западная Германия) действительность превзошла это. Сто жестоких людей—автоматов «мобильной полиции» пролили кровь юношей и девушек, собравшихся на митинг протеста против войны, разбивая им головы резиновыми дубинками. Приспешники США, реваншисты аденауэры уже начали драться.

А кто вообще дерется? Дерутся пьяные и злобные. Аденауэры опьянели от жажды крови и захлебываются от злобы. Но они уже получили отпор от тех, от кого всего менее ожидали — от собственных эссенских полицейских, отказавшихся избивать молодежь; и им пришлось выписать «мобильную полицию» из Дюссельдорфа. Это — предупреждение и серьезное основание к беспокойству для поджигателей войны. В этом радость и надежда для друзей мира.

Яркие и страстные, полные гнева речи на Берлинской сессии Всемирного Совета Мира не только обнаружили худые дела и ложь поджигателей войны. Они показали нам подлинное лицо современного человечества, которого мы не знали пять лет тому назад. Вглядимся же в это лицо.

Помните ли вы песнь пророка Исаии о винограднике Возлюбленного Божия?

«У Возлюбленного Моего был виноградник на вершине утучненной горы...» Он все сделал для того, чтобы виноградник принес добрые грозды, а он принес дикие ягоды...

«Виноградник Господа Саваофа есть дом Израилев, и мужи Иуды — любимое насаждение Его. И ждал Он правосудия, но вот — кровопролитие; ждал правды, и вот — вопль».

Так было во дни пророка Исаии, но позже — на место Иуды, отвергшего Возлюбленного, стали те, которые возлюбили Его. Утучненная кровью бесчисленных мучеников Христовых земля нового Виноградника — Церкви Христовой стала приносить добрые и чудные грозды.

Так было. А теперь... опять несется к Небу страшный вопль, опять кровопролитие, несравненно более страшное, чем небольшия кровопролития времен пророка Исаии! И пророк опять говорит:

«Горе вам, прибавляющие дом к дому, присоединяющие поле к полю, так что другим не остается места, как будто вы одни поселены на земле» (Ис. 5, 1—8).

Почему несется к Богу страшный вопль истребляемого мирного корейского народа и реками льется кровь не только в Корее, но и в Греции, Малайе, Вьетнаме?

Это новые идолопоклонники приносят в жертву своему истукану — золотому Молоху гекатомбы человеческих тел. Но — что всего более невыносимо — они смеют говорить, что делают это во имя сохранения христианской культуры.

О ложь, о черная неправда!

Но она неизбежно связана со злом.

Ибо так говорит пророк Давид:

«Вот нечестивый зачал неправду, был чреват злобою и родил себе ложь; рыл ров и выкопал его, и упал в яму, которую приготовил.

Злоба его обратится на его голову, и злодейство его упадет на его темя» (Псал. 7, 15—17).

О том же говорит Иов многострадальный:

«Опустеет дом нечестивого, и огонь пожрет шатры мздоимства. Он зачал зло и родил ложь, и утроба его приготовляет обман». (Иов. 15, 34—35).

Христианская культура сохраняется теми, кто своими чистыми делами являет миру любовь, кто страдает правды ради, а не теми, которые возжигают пламя ненависти и заставляют неописуемо страдать других. Поклонники золотого тельца, открыто пишут в своих газетах:

«Всегда можно прибегнуть к вооружениям, если частная деловая активность приходит в упадок».

«В результате войны легко создать обстановку военной истерии, и она, почти наверняка, приведет к большим ассигнованиям на вооружение».

«Тогда, когда нации говорят о мире, перед США встает экономическая катастрофа».

«Корейская война означает для США больше прибылей, больше автомашин, домов и продовольствия».

Это не «советская пропаганда», это выдержка из речи настоятеля Кентерберийского собора, д-ра Хьюлетта Джонсона на Берлинской сессии Всемирного Совета Мира.

Спросим новоявленных защитников христианской культуры, посмеют ли они после своих военных подвигов в Корее когда-либо посылать своих миссионеров с проповедью Евангелия любви к народам Азии, Африки и Австралии, которые никогда не забудут их предметных уроков ненависти, злобы и черной неправды?

В страшных клубах дыма горящих корейских городов и сел видим мы многие тысячи жестоких и озверелых людей, непосредственных исполнителей вопиющих к Небу злодейств, которыми руководят американские генералы. Страшны холодно-жестокие лица летчиков, сбрасывающих смертоносные бомбы на мирные города и села, расстреливающих из пулеметов толпы бегущих от пожаров стариков и женщин с малыми детьми.

Почему эти люди, прежде занимавшиеся у себя на родине мирной работой, теперь так страшны? Потому что их бросили в пламя огня и море крови. Потому что в бою не на жизнь, а на смерть люди звереют. Но эти же самые люди, когда успокоятся и опомнятся в казармах для военнопленных, шлют своим правительствам гневные протесты против несправедливой войны, против лжи, которой их опутали.

Обратим свой взор к Лейк-Саксессу, в залах которого так недавно заседала Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций, а теперь творит ее волю ее генеральный секретарь.

О, какие радостные, по наивности нашей, надежды возлагали мы на эту Организацию при ее возникновении!

Как страстно ждали от нее правды и мира!

И вот, на протяжении пяти лет изо дня в день рушились наши надежды, и мучительная тоска по правде овладевала сердцами нашими.

Мы ждали правды... — «и вот вопль».

Ждали мира — «и вот кровопролитие».

О, как гибельна и невыносима неправда, потоками изливающаяся из зал Лейк-Саксесса, дьявольская ложь, достигшая апогея в объявлении Китая агрессором!

А честные люди упорны в своей вере в правду и справедливость и не перестают посылать сотни тысяч протестующих писем секретарю ООН и в Совет Безопасности; организуют большой поход в Вашингтон.

Ложь, диктуемая в ООН поджигателями войны, навязывается десятью правительствами Европы и двадцатью правительствами латинской Америки своим народам. Ее сеет армия журналистов с совестью, готовой на все. Ее воспринимают люди легковерные и легко поддающиеся запугиваниям, ибо от них скрывают все, что может опровергнуть ложь. Их мы ни в чем не обвиняем и искренно жалеем.

Бурно волнуется все море человечества, населяющего землю. Такой бури еще не бывало во всей его истории. Ее волны захлестывают самые дальние и спокойные уголки земного шара. Гонят на убой в Корею и Малайю негров Африки, Новой Гвинеи и папуасов, потому что их можно гнать, не считаясь с их волей, как гонят коров на бойню. Их гонят потому, что культурные австралийцы отказываются воевать.

О, бедные люди «низших рас», никого не трогающие, не имеющие никакого представления о Корее и Малайе, мирных жителей которых им велят убивать!

Какая черная неправда, какое насилие, какое зло!

Всех ли волнует эта неправда, у всех ли горит сердце негодованием и протестом?

К горю нашему, не у всех. Но к чести человечества, это только меньшинство, и притом незначительное. А большинство — честные, простые люди. Это те 500 миллионов, которые подписали Стокгольмское Воззвание, и многие миллионы, которые тоже подписали бы его, если бы их за это не преследовали и не гнали. Это не только «простые люди», как докеры Франции, Бельгии, Англии, отказывающиеся разгружать пароходы с американским вооружением; в рядах честных людей и множество носителей высокой культуры, подобных преподавателям американских университетов, обратившихся к Трумэну с коллективным протестом против вооружений и милитаризации Западной Германии.

Они и Всемирный Совет — огромная сила, противостоящая ныне поджигателям войны.

А другая великая сила — это, как признано уже всем миром, глубоко честная политика, которую проводят представители СССР в Организации Объединенных Наций и в Совете Безопасности.

Позорной неверности своему слову правительств, подписавших Ялтинское и Потсдамское соглашения, противостоит неизменная, величавая честность и всегдашняя верность нашего Правительства.

Есть уже и мученики за правду протеста против готовящейся войны, томящиеся в тюрьмах юноши и девушки, которым проломили черепа в Эссене, которые своими телами защищали своих малолетних товарищей. Есть и герои, как молодая француженка Раймонда Дьен, легшая на рельсы, чтобы остановить поезд с американским оружием для Западной Германии. Их имена не будут забыты.

Bce это — непобедимая сила правды, которая неизмеримо более велика, чем даже страшная сила атомных бомб. Ложью, этим гнусным бесчестием человека, и атомными бомбами, может быть, и можно на время утопить в крови правду, но уничтожить ее нельзя, ибо правда — от Бога и потому бессмертна.

Ибо «Бог поругаем не бывает» (Гал. 6, 7).

А ложь — от древнего змия, главу которого стер Господь наш Иисус Христос.

АРХИЕПИСКОП ЛУКА

Система Orphus