ПАСХАЛЬНОЕ ПРИВЕТСТВИЕ ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ АЛЕКСИЯ ПРЕОСВЯЩЕННЫМ АРХИПАСТЫРЯМ, ПАСТЫРЯМ, МОНАШЕСТВУЮЩИМ И МИРСКИМ, ВЕРНЫМ ЧАДАМ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

ХРИСТОС BOCKPECE!

После спасительной скорби общения в страданиях Господа нашего, мы, по милости Божией, вступили в пресветлую радость Воскресения Христова, которая есть начаток и нашего по вере чаемого воскресения.

Приветствую вас, отцы и братие, с этой радостью и молю воскресшего Господа, чтобы Он приблизился к нам Своею благодатию как приснотекущий Источник света и жизни, исполняя пламенем любви Своей сердца наши, отверстые к приятию даров Его, благих и благопотребных к спасению вечному.

Если не познавшим еще Воскресения Учителя ученикам Господним Луке и Клеопе беседа любви и печали о Господе пострадавшем принесла ту радость, что Он Сам приблизился к ним, возвестил им о Воскресении, исполнил сердца их ощущением Своего присутствия и, наконец, «познался ими в преломлении хлеба», — то для нас, познавших

уже Его Воскресение, может ли не быть благотворной беседа веры, любви и радости о Господе воскресшем и обещавшем пребывать с нами «до скончания века»?

Не благодать ли Его присутствия творила в течение веков и ныне творит нашу радость столь полною и живою? Не благодать ли единения духовного устремляет нас ко взаимным общениям слова и сердечного чувства?

Итак, возлюбленные братие, паки реку вам радостную весть: Христос воскресе! И в это священное приветствие я влагаю пожелание, чтобы и в наших душах воскресла и оживилась светлая надежда на наше собственное воскресение к жизни вечной в Царствии Отца нашего Небесного.

Первое следствие Воскресения Христова есть наша уверенность в будущей вечной жизни после окончания нашего земного странствования. До пришествия на землю Господа Иисуса Христа будущая жизнь

была страною темною. На что тогда мог надеяться человек при вступлении в другой, неведомый мир? Странником входил он в неизвестную землю, теряющимся в неизмеримых областях духовного мира, без света, без надежды; в Самом Боге он видел лишь Судью, карающего за нарушенный закон Его. С Воскресением же Спасителя уже не странником и пришельцем входит человек в Горний мир, ибо, как говорит нам Апостол: «Ктому несте странни и пришельцы, но сожителе Святым и приснии Богу» (Ефес. 2, 19). Почему? Потому что Сам Господь сказал Апостолам: «Иду уготовати место вам... в дому Отца Моего обители многи суть» (Ио. 14, 2); потому что в молитве к Небесному Отцу Спаситель молился о всех верующих в Него: «Да вси едино будут... Аз в них, и Ты во Мне; да будут совершени во едино...» (Ио. 17, 21 и 23). Не неведомыми и чуждыми пришельцами войдут верующие в Господа в Его обители, а как верные и любимые овцы Его духовного стада: «Аз знаю их, и по Мне грядут, и Аз живот вечный дам им, и не погибнут во веки, и не восхитит их никтоже от руки Моея» (Иоан. 10, 27—28).

Что может быть вернее, утешительнее и надежнее этих неложных обетований нашего Господа и Спасителя?

Таковы радостные упования, возникающие в душе христианина при свете Воскресения Христова.

Второе следствие Воскресения Господа нашего состоит в том, что и здешняя, земная жизнь получила для нас иное значение и другой вид. Это уже не страна изгнания, не печальная юдоль преступников, ожидающих казни; это поприще для деятельности, место приготовления к лучшей, более совершенной жизни.

Приняв ради жертвы, принесенной Сыном Божиим, сыновние права в отношении к Богу, человек получил свободный доступ к Небесному Отцу и невозбранно может входить в богатую сокровищницу бесконечных и бесчисленных благ Его, чтобы почерпать в ней всё нужное в этой жизни, все блага, украшающие наше бытие, почерпать свет и разум, освящение, мир и радость, силу, довольство и изобилие, ибо «вся нам божественныя силы Его, яже к животу и благочестию, подана», — говорит св. Апостол Петр (2 Петр. I, 3).

Вот какою является наша земная жизнь при свете Воскресения Христова. И потому так понятна та особенная радость, какая рождается в сердцах наших в светлый день Воскресения Господня.

Будем же беречь эту святую радость. Не омрачим ее никакими сомнениями, никакими греховными делами тьмы. И в свете этой живой

радости духовной будем возгревать в себе надежду на вечное сопребывание с Господом в Его небесных обителях.

«О Пасха велия и священнейшая, Христе, о Мудросте, и Слове Божий, и Сило! Подавай нам истее Тебе причащатися в невечернем дни Царствия Твоего». Аминь.

Воистину Христос воскресе!

Пасха Христова 1951 г.

АЛЕКСИЙ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ

Система Orphus