МИТРОПОЛИТ МОСКОВСКИЙ ФИЛАРЕТ

Сто лет назад, в половине XIX столетия, во всей Восточной Православной Церкви не было более знаменитого иерарха, более крупного богослова, более блистательного духовного витии, более авторитетного администратора, нежели Московский Митрополит Филарет. Влияние богато одаренной личности этого иерарха продолжалось не только при его жизни, — и после кончины деятельность его долго служила образцом для многочисленных учеников и младших современников. Жизнь и деятельность Митрополита Филарета может представлять несомненный интерес и значение и для нас, хотя условия нашего времени во многом и существенно отличаются от тех условий, в которых жил и действовал Митрополит Московский Филарет.


Родился он 26 декабря 1782 г. в семье соборного диакона г. Коломны М. Дроздова. Первоначальное воспитание мальчик получил частью дома, частью в семье деда, священника Богоявленской церкви. Будучи девяти лет, он поступил в Коломенскую духовную семинарию и пробыл в ней до самого ее закрытия в 1799 г.

Пребывание Василия Дроздова в Коломенской семинарии (1791—1799 гг.) падает на годы епископства Афанасия (Иванова), бывшего префекта и ректора Славяно-греко-латинской Академии.

Ученикам Коломенской семинарии после ее закрытия было предложено для продолжения образования выбирать духовные школы Московской епархии. Василий Дроздов для продолжения семинарского курса избрал Троицкую духовную семинарию в Троице-Сергиевой Лавре, находившуюся под особым и непосредственным попечением знаменитого московского Митрополита Платона (Левшина).

Личность Митрополита Платона оказала большое влияние на судьбу и развитие будущего Митрополита Филарета. Последние 12 лет своей жизни Митрополит Платон почти безвыездно жил в Троице-Сергиевой Лавре и особенно в близкой его сердцу Вифании. Он окружал себя способнейшими учениками семинарии, сам читал лучшие ученические сочинения и способствовал их печатанию. Будучи одним из выдающихся людей своего времени, он старался передать своим воспитанникам все лучшие достижения современной ему умственной культуры.

Под руководство и в непосредственное общение с таким выдающимся деятелем Церкви и вступил Василий Дроздов, перешедший в Троицкую семинарию по окончании класса риторики в Коломне. Принятие в философский класс состоялось только после экзамена, так как поступавших из провинциальных школ обычно понижали классом при переходе в Троицкую семинарию; но Василию Дроздову помогло самостоятельное образование и работа над книгами из домашней библиотеки своего отца, и юноша, сдав экзамен, был принят в класс философии.

В Троицкой семинарии Дроздов учился в философском и богословском классах с марта 1800 по 1803 гг., пройдя два класса, с двухгодичным курсом каждый, с блестящим успехом.

Уже во время обучения в семинарии обнаружились необычайные дарования Дроздова и его образцовое поведение. Ректор семинарии архимандрит Евграф (Музалевский-Платонов) так выражал свои впечатления о Василии Дроздове его отцу, который в это время был назначен настоятелем Коломенского собора: «Вы подлинно имеете драгоценный залог и свидетельство Божьего к Вам благословения в талантах, а паче в честном поведении сына Вашего».

В конце первого учебного года, в июле 1800 г., Василий Дроздов был принят на казенное содержание и получил помещение в самом монастыре. 18 ноября 1800 г. было днем первого поэтического успеха Дроздова: на день тезоименитства Митрополита Платона он написал на греческом языке стихотворение в духе того времени, имевшее большой успех.

И впоследствии у него нередко проявлялась наклонность к поэзии, причем известен его поэтический ответ (в стихотворении «Жизнь) великому поэту А. С. Пушкину.

Через два года богословского курса, в августе 1803 г., Василий Дроздов окончил семинарию со следующей аттестацией: «И по прилежанию, и по остроте ума, как в других науках, а так и преимущественно в поэзии, он, без сомнения, лучше всех. Отличается особенно скромностью».

В ноябре 1803 г., после экзамена, произведенного лично Митрополитом Платоном, В. М. Дроздов был определен на должность учителя греческого и еврейского языков в той же Троицкой семинарии. В послужном списке 1803 г. значится: «Учитель В. М. Дроздов по-гречески переводить, писать и говорить может совершенно».

12 января 1806 г. было первым днем ораторских успехов учителя В. М. Дроздова: в этот день в Троицком соборе он произнес проповедь на день освобождения Лавры от осады ее поляками в 1610 г. В том же 1806 г. В. М. Дроздов произносит слово на Великий Пяток, вызвавшее восторженный отзыв Митрополита Платона; на рукописи этой проповеди Митрополит Платон написал: «Прекрасно, учитель еврейского и греческого языка, прекрасно! Запомни: прекрасно, ибо мы считаем тебя за первого из проповедников в Лаврской семинарии».

В августе 1806 г., усматривая «отличную к поэзии и риторике склонность» В. М. Дроздова, Митрополит Платон назначил его на должность учителя поэзии и лаврским проповедником. Еще в марте он писал своему викарию (и впоследствии преемнику), епископу Августину (Виноградскому), имея в виду проповедь В. М. Дроздова (на Великий Пяток): «А у меня появился отличный проповедник, учитель Дроздов. Я сообщу его проповедь, и удивитесь».

Новая должность, хотя и давала, может быть, известное удовлетворение молодому учителю, но в то же время налагала на него большую ответственность и несколько страшила его. «С столь малыми сведениями, — писал он отцу в Коломну, — а еще меньшей опытностью, быть проповедником и каждое произведение слабого пера подвергать суду такого мужа, который долее всей моей жизни наслаждается славой богослова и витии, — сие одно могло бы и не меня привести в недоумение» (74-е письмо отцу).

Митрополит Платон не перестает оказывать новому проповеднику знаки исключительного внимания и расположения, дарит ему разные вещи, делает своим иподиаконом и в начале 1808 г. определяет на должность учителя риторики и высшего красноречия.

Сравнивая свой язык и характер с языком и устремлениями своего-любимого ученика, он говорил: «Я пишу по-человечески, а он пишет по-ангельски».

Митрополит Платон стал убеждать В. М. Дроздова принять монашество. Молодой учитель не сразу согласился на эти убеждения. В течение двух лет он проверял свои склонности, советовался с родителями, молился, и лишь в июле 1808 г., будучи двадцати пяти с половиной лет, подал заявление о своем желании быть постриженным в монашество.

16 ноября 1808 г. в Трапезной церкви Троице-Сергиевой Лавры В. М. Дроздов принял постриг с именем Филарета. Обряд пострижения совершил наместник Лавры архимандрит Симеон, а через 5 дней, 21 ноября 1808 г., в Вифании, в домовой церкви Сошествия Святаго Духа, Митрополит Платон рукоположил инока Филарета в иеродиакона и после этого удвоил к нему свои ласки и попечения. «При всех случаях общения с Владыкой, я редко вижу в нем начальника, чаще же всего — отца и наставника», — писал в это время иеродиакон Филарет своим родным.


В связи с преобразованием системы духовного просвещения, в 1809 г. в Петербурге была открыта Духовная Академия, в которую были вызваны из всех ранее бывших академий и семинарий лучшие студенты в количестве 200 человек и лучшие их наставники. Ректором новоустроенной Академии был назначен вызванный незадолго перед тем в Петербург «на чреду служения» ректор Троицкой Лаврской семинарии архимандрит Евграф (Музалевский-Платонов). Озабоченный комплектованием преподавателей в подведомственные ему по новому уставу средние и низшие духовные училища Петербургского духовно-учебного округа, архимандрит Евграф вызвал через Комиссию духовных училищ в Петербург из Троицкой семинарии даровитого преподавателя риторики иеродиакона Филарета.

Не имея возможности перед отъездом в Петербург заехать в Коломну и даже не успев написать о себе, иеродиакон Филарет выехал из Троице-Сергиевой Лавры и в январе 1809 г. прибыл в Петербург, где остановился в Александро-Невской Лавре, у своего бывшего учителя и сослуживца архимандрита Евграфа. В марте 1809 г. Комиссия духовных училищ, по представлению архимандрита Евграфа, назначила иеродиакона Филарета на должность инспектора Петербургской духовной семинарии и преподавателя там же философских наук в звании бакалавра. 28 марта 1809 г. Митрополит Амвросий рукоположил Филарета в сан иеромонаха, а к началу нового учебного года, в августе 1809 г., он был назначен ректором Александро-Невского духовного училища, с оставлением в прежних должностях инспектора и преподавателя семинарии.

Хотя отъезд иеродиакона Филарета из Троицкой семинарии состоялся с согласия Митрополита Платона и по его похвальной рекомендации, тем не менее он несколько раз пытался вернуть к себе Филарета. Но все было напрасно: Петербургские духовно-учебные заведения решено было сделать образцовыми Для всех других и туда отовсюду собирали лучшие преподавательские и студенческие силы. Владыке Платону оставалось только выражать свое сожаление в частных письмах и горько сетовать, что у него отняли Филарета. Обращался он и к самому Филарету с призывом добиваться возвращения в Лавру, но получил ответ, что монах не имеет своей воли и должен руководствоваться волею начальства.

В феврале 1810 г. иеромонах Филарет был переведен в Академию на должность бакалавра богословских наук и преподавателя Священного Писания, библейской и церковной истории, церковных древностей, церковного права и — частично — догматического богословия.

Переход в состав преподавателей высшего учебного заведения молодой иеромонах принял охотно, главным образом, потому, что, вместо «холодной философии», он призывался преподавать свою любимую науку — богословие.

Здесь, на кафедрах Петербургской Академии, развернулись его разносторонние необычайные дарования, его изумительная работоспособность, дисциплинированность, способность четко выполнять все налагаемые на него обязанности. Слова и поучения с церковной кафедры и здесь обратили на него всеобщее внимание глубиной постановки богословских вопросов, широтой их трактовки, яркостью образов, точностью языка, так что уже в июле 1811 г. он, не имея от роду и 30 лет, был возведен в сан архимандрита «за отличие в проповедывании слова Божия».

В июле 1811 г. и в начале 1812 г. Комиссия духовных училищ поручила архимандриту Филарету произвести ревизии петербургских духовных семинарии и училищ, что и было выполнено им с полным знанием учебного дела и училищной жизни. И в последующие годы, как только после французского нашествия жизнь в стране стала входить в свою колею, Комиссия духовных училищ поручала архимандриту Филарету производить ревизии многочисленных духовных школ петербургского и московского духовно-учебных округов. Каждая из этих ревизий вызывала полное удовлетворение Комиссии.

Представленные им в Комиссию отчеты поражают своей обстоятельностью, уменьем видеть недостатки и достоинства каждого учебного заведения, каждого участка его работы, каждого его отдельного работника, от ректора до эконома, понять очередные нужды, выделить из них самые неотложные, указать способы к их возможному удовлетворению, сформулировать выводы в виде подробной инструкции, расчлененной по многочисленным пунктам.

Отчеты его ревизий могут служить и в наше время образцом рационального использования рабочего времени, наглядным примером рационализации умственного труда и образцом административного руководства, совмещавшего в себе требования по существу дела с формами установленной отчетности.

11 марта 1812 г. архимандрит Филарет был назначен на должность ректора Петербургской Духовной Академии и ординарным профессором богословских наук и одновременно — настоятелем первоклассного Юрьева монастыря (близ г. Новгорода) и присутствующим членом духовной консистории.

В Академии архимандрит Филарет учредил образцовые порядки, послужившие руководящим примером и для Других академий. Он заново переработал и представил на утверждение академический устав, только что выработанный в 1808 г. Комиссией духовных училищ, но уже успевший обнаружить свою неполноту. Вместе с тем он переработал устав для духовных семинарий, уездных и приходских училищ, выполнив всю эту работу без помощников в шесть недель.

Он стоял во главе перевода Библии на русский язык. Это дело, в котором более всех потрудился архимандрит Филарет, составляет славу и украшение его имени.

Усиливавшаяся после войны 1812—1813 гг. политическая реакция немало затрудняла научную и переводческую работу архимандрита

Филарета. Архимандрит Фотий, бывший в 1814 г. студентом 1-го курса Петербургской Академии, не сочувствовал переводческой работе архимандрита Филарета на русский язык, но признавал его выдающиеся способности, как ректора и профессора. Вот как он описывает архимандрита Филарета в своей автобиографии: «Филарет был... росту среднего, смугл видом, власы средние темнорусые, браду долгую имел, лицом всегда светел, весел быть казался, у него были глаза острые, проницательные, вид постен, строг и приятен; поступь его была нескорая, важная. Голос тих, тонок, но ясен; речь внятная, говорил остро, высоко, премудро, но все более к уму, менее же к сердцу. Свободно делал изъяснение священных писаний: как бы все лилось из уст его. Привлекал учеников так к слушанию себя, что, когда часы кончались ему преподавать, всегда оставалось великое усердие слушать его еще более без ястия и пития. Оставлял он сильные впечатления в уме от учений своих — всем казалось истинно, приятно, совершенно его учение... Оратор мудрый, красноречивый, писатель искусный. Все доказывало, что он много в науках занимался... Сила, красота, достоинство и слава Духовной Академии был один Филарет» [1].

О времени своего ректорства Филарет сам говорил, что это было временем наибольшей его работы и наибольших трудностей, так что, по его словам, он отдыхал и считал себя свободным от занятий, если у него на руках было только одно какое-нибудь неотложное дело, а не три или пять, как было обычно в его повседневной работе.

Он разрабатывал академические курсы богословских и Других порученных его преподаванию наук, и из-под его пера быстро выходили ученые трактаты и учебные руководства.

В качестве преподавателя канонического права архимандрит Филарет написал истолковательные статьи апостольских правил (первых 39-ти), а в качестве преподавателя герменевтики изложил общие понятия и основные положения этой Дисциплины и дал истолкование книг Священного Писания, соединив в своем курсе практику толкования с теоретическими основами этой науки. Плодом его изысканий в этой области явились «Записки на книгу Бытия», «Замечания на книгу Исход», изъяснение псалмов, в частности, трудного для истолкования 57-го псалма; наконец, учебное пособие ко всем по отдельности книгам Ветхого Завета.

Своими лекциями по догматическому богословию, Священной истории и толкованию Священного Писания он приобрел себе величайшее уважение слушателей, вдохнув в них живой интерес и горячее желание изучать Священное Писание.

Сочетая высокую ученость с благочестием, он более всего заботился о том, чтобы дать своим слушателям направление в духе Православия, ценя этот дух выше всякой внешней, формальной учености, в убеждении, что «слушателям духовного просвещения надлежит паче всего обращаться к заботливому помышлению о том, довольно ли стараются они приобретать учению своему внешнюю силу против силы преисподней, довольно ли оно глубоко проникает в души наставляемых, довольно ли переходит в жизнь».

Желая строго согласовать соотношение учебных предметов и определить объем их соответственно учебному плану, он составил «Обозрение богословских наук в отношении к преподаванию их в Духовных Академиях», рассматривал и исправлял все конспекты по главным предметам, обращая особое внимание наставников в ряду исторических книг Ветхого Завета — на книгу Бытия, из учительных — на Екклезиаст и из пророческих — на книгу пророка Исаии и Псалтирь, а из новозаветных — на Евангелие от Иоанна и Послания Апостола Павла к Римлянам, Коринфянам и Евреям. В 1816 г. вышла в свет его книга «Начертание Церковно-Библейской Истории», образовавшаяся из его лекций, читанных в 1809—1814 гг. для студентов Академии первого ее приема после реформы. По отзывам специалистов, эта книга до сих пор в значительной мере не утратила своего высокого достоинства.

Изумлявшая всех работоспособность и эрудиция архимандрита Филарета быстро выдвигали его вперед. В 1814 г. Комиссией духовных училищ было выработано Положение об ученых степенях, действительных и почетных (honoris causa), и первым действительным доктором богословия в России стал (в августе 1814 г.) ректор Петербургской Академии архимандрит Филарет.

В мотивировке предоставления ему докторской степени говорилось, что он удостаивается ее на основании «светлейших доказательств учености, священной и церковной, представленных в академических чтениях, в церковных речах, а особенно в классических сочинениях, и увенчанных искренним осуществлением на деле христианского учения».

Через две недели после получения высшей ученой степени тридцатидвухлетнему архимандриту — доктору богословия была назначена пожизненная пенсия в размере 1500 рублей в год, а в сентябре того же года архимандрит Филарет был назначен членом Комиссии духовных училищ, этого высшего административного органа по управлению всеми духовно-учебными заведениями России. Вскоре, в июне 1817 г., он возводится в епископский сан и в звании епископа Ревельского назначается викарием Новгородско-Петербургской епархии.

Не прошло и двух лет служения его в епископском сане, как в марте 1819 г. он возводится в сан архиепископа, с переводом в Тверскую епархию и с назначением членом Святейшего Синода; в сентябре 1820 г. переводится на кафедру Ярославско-Ростовскую, а в июне 1821 г. назначается архиепископом Московским и священно-архимандритом Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Наконец, 22 августа 1826 г. он возводится в сан Митрополита Московского и Коломенского.

Так быстро всходила на церковном горизонте звезда знаменитого богослова, витии и архипастыря и, достигнув зенита, полвека занимала свое высокое место, превосходя своим блеском все другие. По выражению писателя И. С. Аксакова, в лице Митрополита Филарета полвека блистало необычайное светило Православной Церкви, не оскудевая и не померкая, как бы пихаясь приумножением лет, и возвышалась, как гора, громада его славы.

(Окончание следует)

Ю. ПОЛЕССКИЙ

[1] «Русская Старина», 1894, май, стр. 92—94.

Система Orphus