БЛАГОВЕЩЕНИЕ ПРЕСВЯТЫЯ БОГОРОДИЦЫ

«Днесь спасения нашего главизна» (Тропарь праздника Благовещения)

«Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами» (Лк. 1, 28), приветствовал Пресвятую Деву Марию Архангел Гавриил, войдя в жилище святого семейства, чтобы сообщить Непорочной Деве радостную весть о рождении от Нее Спасителя мира. Священное Предание свидетельствует, что юная Мария в этот момент предавалась Богомыслию: погрузившись в любимое Свое занятие — чтение Св. Писания, — Она остановилась на словах пророка Исаии: «Се, Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис. 7, 14), и молитвенно взывала к Богу: когда же наступит обещанное через пророка время и Господь примет плоть человеческую для спасения мира?

Услышав приветствие Архангела, юная Дева, — повествует св. евангелист Лука, — «смутися о словеси его» (Лк. 1, 29). Дух Отроковицы смутился,—приветствие было необычайно: Архангел Гавриил превознес Ее выше всех жен. «Благословенна Ты между женами», — сказал он и наименовал Ее, кроткую Марию, высоким званием: «Благодатной».

По Своему смирению и кротости Она считала Себя недостойной таких обращенных к Ней слов и размышляла: «Что бы это было за приветствие?» (Лк. 1, 29).

«Не бойся, Мария, — сказал Архангел, — ибо Ты обрела благодать у Бога» (Лк. 1, 30). Чтобы рассеять смущение Святой Девы и уверить Ее в истине своих слов, посланник Неба открывает Ей тайну воплощения Сына Божия знакомыми Ей словами пророка Исаии: «Зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус» (Лк. 1, 31).

«Он будет велик, — продолжал Архангел свою благую весть, — и наречется Сыном Всевышнего» (Лк. 1, 32).

Однако, чем дальше вещал Архангел, тем более росло смущение Непорочной Девы: архангельское благовестие об имеющем от Нее родиться Сыне Божием шло вразрез с Ее обетом девства. «Как будет это, — вопрошала Она, — когда Я мужа не знаю?» (Лк. 1, 31).

Не сомнение проявила Пресвятая Дева, а недоумение: «Дева сказала сие не потому, что Она как бы не поверила, но потому что Она, как мудрая и разумная, желала узнать образ настоящего события; ибо ничего подобного не было прежде сего, ни после сего не будет» [1].

И Архангел объясняет Пресвятой Деве, как произойдет безмужнее рождение: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя» (Лк. 1, 35). Небесный вестник привел в пример родственницу Марии, Елисавету, которая, будучи неплодной и достигши глубокой старости, зачала сына и вот уже шестой месяц идет с того времени.

Нет ничего невозможного для Бога. «Ибо у Бога не остается бессильным никакое слово» (Лк. 1, 37), — закончил Архангел свое благовестие.

«Се, Раба Господня, — смиренно произнесла юная Дева, — да будет Мне по слову твоему» (Лк. 1, 38).


Событие Благовещения, передавая нам радостную весть о воплощении Сына Божия, одновременно открывает и великое достоинство Приснодевы Марии. Поистине в Ее духовной мудрости — «Евы упраздняется осуждение» [2] и воздается сторицею долг праматери.

«Достойно и праведно Святая Дева одна из всех родов избрана быть Богоматерью, — говорит один из отцов Церкви. — Ибо Она была подлинно премудрее всех, и в целом роде человеческом никогда и ни одного человека не нашлось Ей подобного».

Созерцая смиренномудрие юной Марии, Архангел Гавриил, один из высших ангелов, не мог не склониться перед этой «глубиной, неудобозримой и ангельскими очима» [3], и, отдавая должное величию Ее силы духовной, не мог не признать в чистейшей Деве своей Владычицы: «Что Ты, Владычице, ужасаешься меня, когда я сам благоговейно ужасаюсь Тебя?!» [4] восклицает песнословец, выражая тем удивление небесного и земного миров перед достоинством юной Марии и силой Ее духа.

Как скоро Мария убедилась из ответов ангела в его небесном посланничестве, Она, с полной преданностью воле Божией, изрекла Свои знаменательные слова: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее ангел» (Лк. 1, 38).

Ангел отошел от Приснодевы, ибо совершилось то, что определено было «прежде сложения мира». Она, «красота Иаковлева», «разумное селение» и «ангелов многословущее чудо» [5], Своим смиренным «буди» соделалась храмом, вместившим Бога.


Благая весть, принесенная Архангелом, произвела чрезвычайное впечатление на Приснодеву. Однако Она благоговейно сложила в глубине Своего кроткого сердца происшедшее с Нею. «Вставши... в дни тыя», Она «с поспешностью пошла в нагорную страну, в город Иудин» [6] к Своей родственнице Елисавете. Святую Деву влекло к Елисавете стремление исполниться радостью Своей родственницы. Ни отдаленность местожительства Елисаветы, ни трудности и опасности пути в горной местности не удерживают юную Деву, преисполненную «радостью духа» о Боге, Спасителе. И вот произошла встреча этих двух Богообрадованных родственниц. В этой знаменательной встрече мы созерцаем священный восторг Пресвятой Девы в связи с благовестием Архангела.

Елисавета исполнилась Духа Святаго, ей открылась тайна непорочного зачатия, и она в сильном порыве радости приветствует Марию не как скромную и любимую свою родственницу, но как Матерь Божию. Из уст Елисаветы Пресвятая Дева слышит почти те же слова, которые еще звучат в Ее сердце после архангельской благой вести: «Благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?.. И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа» (Лк. 1, 42—45).

В ответ на приветствие праведной Елисаветы полилась благодарственная песнь Богоотроковицы Господу. В этой песни мы с умилением созерцаем сокровища сердца Приснодевы, дотоле смиренно заключившей глубоко в Себе радость Благовещения. Перед нами как бы продолжение события Благовещения, но мы уже слушаем не «архангельский глас», а ответное слово «Благословенной между женами» Всемогущему Богу, призревшему «на смирение рабы Своей».

«Величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем...» (Лк. 1, 46—47).

Священный восторг возвышает смиренную Марию до пророческого вдохновения, и Она раскрывает тайну Лица Своего Сына, Который будет Спасителем падшего человечества. Она прозревает все величие воплощения Бога-Слова и видит Себя предметом почитания от всех родов, как послужившую для исполнения слова Божия о спасении мира. Однако смирение не оставляет скромную Деву и в момент видения Ею собственной славы: Она относит ее исключительно к могуществу и милости Божией: «Сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его, и милость Его в роды родов к боящимся Его» (Лк. 1, 49—50).

Вся история израильского народа и история падшего человечества раскрывается перед Святой Девой. Милость Божия, сходящая на землю, низлагает гордых и надменных и возносит смиренных. Наступает Царство Мессии — Сына Божия, исполняются обетования — «вспоминаются милости», — данные Богом праотцу Аврааму и семени его. Любовь Божия воспринимает в свое лоно всех любящих Его, и эта милость будет продолжаться вечно.

Посещение Богоматерью дома Захарии и Ее вдохновенная песнь являют нам сердце Приснодевы, преисполненное радостью Благовещения.


Архангельское приветствие в день Благовещения: «Радуйся» было обращено в лице Пресвятой Девы и ко всему роду человеческому, ибо праздником Благовещения, как поет Св. Церковь, «клятвы праотчи разрешается союз» [7]. Отсюда идет начало спасения всему роду человеческому.

Образ этого спасения недоступен для нашего разумения. «Изумевает же ум всяк Твое рождество разумети», — говорит об этой тайне Святая Церковь [8].

Чтобы приготовить человечество к восприятию этой тайны воплощения Бога-Слова, Господь во многих случаях, для многих праведников и во множестве событий и пророчеств являл образ того, что произойдет «в конце времен», как в естество смертных войдет «Божества растворение». Неопалимая Купина, показанная Господом Моисею на горе Хориве; три отрока, неврежденные в пламени пещи халдейской; скиния свидения, в которой Господь говорил с Моисеем, а также многие принадлежности скинии: кивот, что хранил слова Завета; златая стамна, в которой содержалась манна, предвозвещавшая Плоть и Кровь Сына Божия, — все это представляли собою те прообразы, которые ожидали своего осуществления, они указывали на имеющее в будущем наступить свершение, пророчествовали о грядущем в мир чистейшем

Сосуде, который вместит «неопально» Огнь, уничтожающий все греховное.

Одновременно эти прообразы предуказывали и тот путь Божий, ту изумительную лествицу Иаковлю, по подобию которой произойдет тайна спасения, — неизреченное сочетание Божеского естества с человеческим, когда, по словам св. Иоанна Златоуста, «Бог (будет) на земле, человек — на небе, все придет в соединение: ангелы составят один лик с людьми, люди соединятся с ангелами и прочими горними силами»

Событие Благовещения и представляет собой осуществление тех чаяний, которыми жил и дышал Ветхий Завет. Что ранее было только «образуемое», то с сего дня стало «действуемое».

Сбылись пророческие видения Иакова, Моисея, Иезекииля и многих других пророков. Осуществилось чаяние людей и всего Ветхого Завета: «Слово стало плотью». Настал великий день спасения людей.


Событие Благовещения есть праздник всеобщей радости. В сей день чудная лествица Иаковлева коснулась земли... — «и вот Господь стоит на Ней». Этот день является началом нашего спасения, ибо отселе «Безначальный начинается», Ветхий деньми становится младенцем, Бог неприступный становится «всем приступным человеком», облекается в ризу плоти, чтобы явить Себя миру и сделать человека причастником Своего Божества.

Но Благовещение есть еще особый Богородичный праздник, это день Ее обрадования, вожделенный день Ее Богоматеринства, день радости Ее духа — как это Она Сама выразила в Своей вдохновенной песни.

Каким торжеством является для скромной Марии весть об Ее Богоматеринстве, и совершающемся «не по чину естества», но по Божьему Всемогуществу?! Носимого на херувимах будут носить Ее длани; ничем не Объемлемого будет обнимать и лобызать, как младенца, Мария; Тот, чей престол — небеса, будет покоиться на коленях у Нее, скромной Марии.

Поэтому, изумляясь столь великой тайне нашего спасения, которой Она является соучастницей, мы одновременно с благоговением предстоим в сей день перед радостью Богообрадованной Матери Бога Вышнего и со всей Церковью неумолчно воспеваем Ей: «Радуйся, Бога невместимаго Вместилище», «Радуйся, Мати Творца и Господа Своего», «Радуйся, носившая на руку Твоею Носящаго весь мир дланию», «Радуйся, Лествице, Еюже сниде Бог», «Радуйся, Невесто Неневестная».

Н. ПОПОВ

[1] Блаж. Феофилакт. Благовестник, ч. III, стр. 7.

[2] Канон Благовещения, песнь 6, тропарь.

[3] Там же, песнь 6, икос.

[4] Там же, песнь 3.

[5] Ангелов восторженное изумление (Из акафиста Благовещению Пресвятыя Богородицы, икос 2).

[6] В г. Юту, где, по преданию, проживали Захария и Елисавета.

[7] Служба на Благовещение, седален на утрени.

[8] Никакой ум не в состоянии уразуметь Твоего рождения. 2-й канон на Пятидесятницу, песнь 9-я, ирмос.

Система Orphus