Господь Иисус Христос, придя и мир, чтобы восстановить падший образ первозданного Адама, чтобы возвратить человеку мир Божий и соединить его с Богом, дал такую заповедь: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга» (Ио. 13, 34). Эта заповедь Христова и должна быть руководящим принципом в жизни христианина. Христианин должен любить другого человека и служить ему; люди должны проповедывать мир, взаимообщение и взаимосодействие. Национальная ненависть есть основной грех в жизни народов. Общий полезный труд — задача человечества, призвание народов, и мирное взаимообщение есть условие для него.
Но жизнь народов не всегда идет мирным путем. Война же — величайший бич человека, а несправедливая война — и величайшее преступление. Она является убийством в огромных масштабах и разрушением плодов мирного труда. В войне соединяются почти все беды человечества, всевозможные скорби и несчастия. И если мы представим себе, что означает война и какое бедствие заключает в себе это слово, то о войне не должно быть речи даже у самого легкомысленного человека.
Война есть преступление, если своим источником она имеет злую волю, движимую честолюбием, завоевательными целями, жаждой господства. Только та война имеет нравственный характер, которая вызывается необходимостью самозащиты или долга по отношению к жертвам агрессии. Ведь каждый народ имеет обязанность защищать свою родину, свою самостоятельность и свое национальное достояние против несправедливого нападения.
Пришествие Иисуса Христа в мир сопровождалось ангельской песнью: «Слава в вышних Богу и на земли мир». И прощаясь со Своими учениками, Христос сказал им: «Мир Мой даю вам» (Ио. 14, 27). И однако войны с того времени на земле не уменьшились. Но этот факт свидетельствует не против христианства, а против людей злой воли. Если бы дух Евангелия господствовал среди народов, то между ними наступил бы мир.
Христианство дало человечеству истинное понятие о Царстве Божием и тем самым указало людям на вечный мир, как цель истории. И хотя история народов с того времени представляет собою постоянное нарушение этой заповеди, она неизгладимо живет в сердце людей и производит свою тихую, но великую работу, распространяя свои благословения даже на тех, которые ничего не хотят знать о христианстве.
Царство Иисуса Христа не от мира сего. Но от Него — от Христа — исходит благословение на народы земли, и христианство помогает им достигать также и своих земных целей.
Итак, основа человеческой жизни состоит в мире. А что такое мир? В чем его особенности, откуда он исходит и кто в нем пребывает? Об этом проникновенно и ясно говорит св. Иоанн Златоуст, Отец и учитель Церкви Христовой.
«Мир есть наш питатель и отец, который лелеет нас с великой заботливостью. Мир же я разумею не тот, что состоит в пустом приветствии и общении трапез, но мир по Боге, происходящий от духовного единения...» [1].
«Охрана мира — Крест Христа. В самом деле, Крест стал для нас причиною бесчисленных благ: он освободил нас от заблуждения, он просветил сидящих во мраке, он примирил нас, бывших во вражде с Богом; он сделал друзьями отчужденных, он сделал близкими бывших далеко. Крест — уничтожение вражды, он — охрана мира, он стал для нас сокровищем бесчисленных благ. Благодаря Кресту мы уже не блуждаем в пустынях, потому что познали истинный путь, уже не обитаем вне Царства, потому что нашли дверь к нему. Благодаря Кресту мы уже не вдовствуем, потому что получили жениха, не боимся волка, потому что имеем доброго пастыря...» [2]. — «Но мир есть великий и особенный дар милосердия, — говорит далее св. Иоанн Златоуст, — мир выходит из правды. После прекращения неправды земля будет пользоваться миром. И будут, — сказано, — дела правды в мире. Да и как может обретаться мир там, где ссора и состязание? Если у нас воля находится в правде, то мы обитаем в ограде мира, где совсем не будет какой-либо причины состязания, потому что, как неправда бывает началом ссоры, так из правды выходит мир» [3].
Затем св. Отец Церкви поучает: «Мир находится там, где любовь, но и сам прокладывает дорогу любви... Вы, прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели — рассудительность, в рассудительности — воздержание, в воздержании — терпение, в терпении — благочестие, в благочестии — братолюбие, в братолюбии — любовь (2 Петр, 1, 5—7)» [4].
«Нет ничего равного миру; поэтому мы и молимся и просим ангела мира, и всюду просим мира в церквах, мира — в молитвах, в прошениях, в приветствиях. И раз, и два, и три, и многократно дает его предстоятель Церкви, говоря: «Мир вам». Почему? Потому, что мир — матерь всех благ и основание радости. Поэтому и Христос повелел апостолам, при входе в дом, произносить это прежде всего как символ благ: «В какой дом войдете, сперва говорите: «мир дому сему» (Лк. 10, 5)» [5].
Так призывает верных Христу к миру св. Иоанн Златоуст.
Мир должен быть и со своею совестью, и мир с людьми; ведь это — высшее благо человека. Господь Иисус Христос, придя на землю, благовествовал мир «дальним и близким» (Ефес. 2, 17). «Велик мир у любящих закон Твой», — говорит псалмопевец (Псал. 118, 165). Кто живет согласно с законом Божиим, тот наслаждается миром в своей совести. «О, если бы ты внимал заповедям Моим! — говорит Господь устами пророка Исаии, — тогда мир твой был бы как река» (Исаии, 48, 18). Мир — Царство Божие (Римл. 14, 17); оно внутри нас (Лк. 17, 21) и достигается усилиями (Мф. 11, 12).
Таким образом, всякий истинный последователь Господа нашего Иисуса Христа должен неустанно трудиться для мира в своей душе, с людьми и для водворения мира на земле: «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими» (Мф. 5, 9).
С. ПЛОТИЦЫН
[1] Св. Иоанн Златоуст. Творения, т. I, стр. 667.
[2] Он же. » т. II, стр. 437.
[3] Он же. » т. VI, стр. 179.
[4] Он же. » т. XII, стр. 1329.
[5] Он же. » т. XII, стр. 1328—1329.