ПУТЬ СОВЕСТИ И БЛАГОРАЗУМИЯ

Всемирный Совет Мира провел свою первую сессию в тяжелые дни нарастающего беспокойства за судьбы мира и человечества. Обозревая международное положение, главный докладчик на сессии Пьетро Ненни сказал: «...мир держится на волоске, который преступные руки могли бы обрезать в любой момент». Эти слова, как колокол тревоги, звучат в наших ушах до сего дня, направляя людей доброй воли на путь борьбы с опасностью новой мировой войны.

Ободряющими вехами на этом пути явились решения Всемирного Совета Мира: они требуют заключения Пакта Мира между пятью великими державами; они призывают Организацию Объединенных Наций стать действительным инструментом умиротворения, а не опорой агрессивной группы государств; они отстаивают право народов на самозащиту при агрессии, осуждают военную пропаганду, призывают к борьбе с гонкой вооружений и указывают пути к международному сотрудничеству.

В этих усилиях приостановить углубляющийся раскол и перекинуть через пропасть мосты взаимопонимания сказывается действие доброй воли сотен миллионов людей, объединившихся против темных сил войны. Голос миллионов властно призывает всех людей к солидарным действиям в защиту мира, как основного закона разумной жизни, и напоминает колеблющимся, равнодушным и в стороне стоящим об ответственности, которая их ожидает вместе с нарушителями этого закона.


По адресу бывших и настоящих нарушителей мира гневно прозвучала на сессии речь представителя Русской Православной Церкви Митрополита Крутицкого и Коломенского Николая. Разоблачая смысл ремилитаризации Западной Германии и Японии, он воскликнул: «Какая пропасть лежит между идеологией миролюбивых простых людей и факельщиков новой военной бойни! Простые люди всего мира жаждут спокойной жизни и мирного труда. Вот какие картины представляются их взору.

Вольный ветер уже развеял гарь вчерашних военных пожарищ. Колосятся поля, и зеленеют луга. Безмятежно резвятся дети в садах. Человеческие руки с любовью разобрали камни послевоенных развалин и строят новые прекрасные дома. Всё новые встают трубы заводов и корпуса школ. Невиданные в мире машины, поставленные на службу человеку, роют многокилометровые каналы и строят чудесные города. Миллионы гектаров мертвой земли оживают под благодетельной рукой человека. Здесь только на мирный труд обращен человеческий гений и в гармоническом организованном труде уверенно планируется будущее, и эти планы точно и неукоснительно проводятся в жизнь. Растет и умножается благосостояние народов. Процветают, во благо этих народов, культура, наука, искусство, поэзия.

А как представляет себе ближайшее будущее кучка безумцев, толкающих мир к новой военной катастрофе? И чем живут эти люди сейчас?»

Отвечая на эти вопросы, Митрополит Николай показал неприглядные картины «дипломатического лукавства и тайных сговоров», «сокращения мирного производства и огромного накопления боевых запасов», «золотого потока для ничтожного меньшинства и нищеты для масс», «материального обеднения и морального одичания», «страха и ненависти... к народам Советского Союза», так что «великим кощунством, с христианской точки зрения, является тот факт, что эти люди называют себя христианами».

Но дело не в том, как трумэны, ачесоны и даллесы примиряют в своей поврежденной совести требования Библии с политикой войны, а в планах намечаемых ими убийств и опустошений. Эти планы вызывают в памяти страшные картины минувшей войны, когда воинствующие фашисты, отвергнув все законы человечности, «не только грабили, жгли, убивали, учиняли жестокие расправы над невинными, — они издевались, глумились, насмехались над самым святым, что имел человек, они отыскивали самое больное, чтобы растравить его, самое заветное, чтобы туда плюнуть. Культ грубой силы провозгласили они венцом человеческого прогресса и носителями этой силы — себя».

Разгул фашизма и его преступления Митрополит Николай засвидетельствовал, как член Чрезвычайной Государственной Комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков на временно оккупированных территориях Советского Союза. Злодения гитлеровских преступников были чудовищны, а причиненный ими моральный и материальный ущерб — колоссален.

Но возмездие совершилось, и немецкий народ, борющийся теперь за единую демократическую Германию и протестующий против ремилитаризации ее западной части, не желает более повторения ужасов последней войны.

Однако, вопреки разуму и надеждам, эти ужасы вновь возродились в корейских событиях. В них ясно обозначился зловещий призрак третьей мировой войны, которая обещает быть «еще более жестокой и опустошительной, чем вторая...» Она обещает сделаться «бесконечной цепью страданий, смертей, разрушения материальных ценностей, уничтожения памятников культуры и разгула самых темных человеческих страстей», — сказал Митрополит Николай, обнажая нравственную причину грядущей бесчеловечности. «Матери Франции и Бельгии, Испании и Швеции, Голландии и Италии, Дании и Турции, Швейцарии и Греции, Германии и Люксембурга должны знать, — сказал он, — что если... вновь на арену жизни вырвется зверь войну, — не одна женщина с муках будет прижимать к груди обезглавленный труп своего ребенка...»

И, перелистывая перед слушателями кровавые страницы корейских событий, Митрополит Николай показал «ту бездну беспредельного, неутолимого горя, в какую ввергли американские модернизированные чудовища благородный народ с его древней культурой». Планомерное уничтожение корейского населения, циничное нарушение норм не только международного права, но и человеческой морали, тактика выжженной земли, изощренные истязания пленных, истребление детей — вот бездна преступлений продолжателей безумного дела Гитлера, мечтавшего повелевать всем миром. «И опять нельзя отрешиться от мысли о том, — сказал Митрополит Николай, — что идейные руководители страшных событий в Корее считают себя христианами... и даже руководителями христианских организаций!»

Конечно, все понимают, что христианство для них — только выгодная ширма, прикрывающая нравственное безобразие кровожадного зверя. Поэтому «упорно и непрерывно должны мы множить наши ряды, — сказал Митрополит, — разъяснять оболганным, сомневающимся, равнодушным, укрывающимся всю гибельную опасность их позиции, открывать им глаза на истинное положение дел в мире, вселять надежду и уверенность в усталые сердца».

«И наш священный долг, — заключил свою речь Митрополит Николай, — еще крепче сплотить свои ряды в борьбе за мир, за прекращение кровавой агрессии в Корее, в борьбе против ремилитаризации Западной Германии и Японии,... против оружия массового истребления людей, за прогрессивное сокращение вооружений», ибо всех этих трудов по защите мира «повелительно требуют от каждого из нас наш разум, наше сердце, наша совесть, а для христиан — и те евангельские принципы, которые мы исповедуем».

Так представитель Русской Православной Церкви выразил ее благословение трудам Всемирного Совета Мира по защите народов от военной угрозы. В этом благословении сказалась, прежде всего, забота Церкви о всеобщем спасении, забота, составляющая ее главную задачу. Для Церкви всякий искренний шаг к умиротворению людей есть проявление любви, преображающее человечество. Поэтому Церковь смотрит на современное движение в защиту мира, как на свободное соучастие человека в деле Божием, и всеми силами помогает ему.

В то же время Митрополит Николай показал в свете христианской совести преступления против жизни и человечности, недавно совершенные фашизмом, совершаемые в Корее теперь и угрожающие повториться в будущем, если бы врагам мира удалось вызвать новую войну. Осудив эти преступления, Митрополит Николай своим участием в работе Всемирного Совета Мира подтвердил, что при столкновении противоположных желаний люди должны обращаться не к пушкам и к бомбам, а к нравственным требованиям справедливости и любви, в которых заключается самое прочное условие для водворения мира.


Современный опыт борьбы за мир, объединивший сотни миллионов людей, не может быть бесплодным. За это говорит нарастающая волна сопротивления народов военным приготовлениям агрессивных правительств, о том же свидетельствует энтузиазм многочисленных конференций и демонстраций в защиту мира и огромный практический успех Стокгольмского Воззвания о запрещении атомного оружия, наряду с практическими результатами двух Всемирных конгрессов сторонников мира — Парижского и Варшавского.

Но в развитии движения за мир особенно многозначительным событием явилось учреждение Всемирного Совета Мира — представительного органа всех народов и организационного центра борьбы за мир во всем мире.

О том, какие цели ставит перед собою Всемирный Совет Мира и какими путями намеревается достигать их, дают понятие решения его первой сессии, состоявшейся 21—26 февраля с. г. в Берлине. Принятые при участии представителя Русской Православной Церкви и деятелей других христианских исповеданий, эти решения идеологически означают пробуждение человечности, идущей на смену жестокости и насилию, и движутся к цели силою справедливости, противопоставляемой праву физической силы. В практическом смысле, все резолюции Всемирного Совета. Мира являются указанием единственного в данных условиях пути к миру — пути взаимных обязательств о поддержании мира, прогрессивного разоружения и взаимного сотрудничества народов. Учет последствий иного решения вопроса обязывает назвать указанный путь к миру не иначе, как путем благоразумия.

В духе этого нравственного требования изложено Обращение Всемирного Совета Мира о заключении Пакта Мира между пятью великими державами во имя стремления «миллионов людей во всем мире, каково бы ни было их мнение о причинах, порождающих опасность мировой войны», и «во имя укрепления мира и обеспечения международной безопасности".

Совершенно обязательное по нравственному смыслу и неотразимое по логике вещей, это требование является воистину голосом здравомыслия и совести, поскольку оно отвечает интересам и желаниям всех народов без исключения. Не преследуя какой-либо односторонней политической цели, Всемирный Совет Мира указывает своим Обращением самое практичное решение вопроса, а нравственная безупречность этого решения дает ему полное право «рассматривать отказ правительства любой из великих держав от встречи в целях заключения Пакта Мира как свидетельство агрессивных замыслов этого правительства».

В резолюции об Организации Объединенных Наций устанавливается факт безразличного отношения последней к Обращению Второго Всемирного Конгресса сторонников мира, «как будто предложения представителей сотен миллионов людей по поддержанию мира ее не касаются». Такое игнорирование доброй воли огромного числа людей со стороны организации, созданной этой же самой волей, заставляет думать о серьезном неблагополучии внутри этой организации, продолжающей обманывать возлагаемые на нее надежды. Недаром «она санкционировала и прикрыла своим авторитетом систематическое уничтожение американскими вооруженными силами почти миллиона людей — стариков, женщин и детей Кореи, раздавленных или сгоревших под развалинами своих городов и деревень».

Столь несвойственное подлинному инструменту мира действие вынудило Всемирный Совет Мира направить в ООН своих представителей с целью предложить ей: во-первых, — «рассмотреть различные пункты Обращения Всемирного Конгресса сторонников мира и различные резолюции Всемирного Совета Мира и высказать свое мнение по ним»; во-вторых, — «вернуться к той роли, которую ей предписал Устав, чтобы стать местом соглашения между правительствами, а не орудием какой-либо господствующей группы».

В решениях по германскому и японскому вопросам Всемирный Совет Мира учел особенную опасность их дальнейшего обострения и поэтому призвал «все наиболее непосредственно угрожаемые страны объединиться в мощном протесте, чтобы миллионы мужчин и женщин заставили свои правительства заключить в текущем году мирный договор с миролюбивой и единой Германией, демилитаризация которой, обеспеченная международным соглашением, составит лучшую гарантию мира в Европе».

С другой стороны, Всемирный Совет Мира решительно осудил ремилитаризацию Японии и всякую попытку заключения с нею сепаратного мира, считая, что «мирный договор должен быть предметом переговоров Китайской Народной Республики, Соединенных Штатов Америки, Советского Союза и Великобритании, а затем должен быть принят всеми заинтересованными странами».

Затушить костры, разложенные на пороховых погребах Европы и Азии, — вот благоразумное и своевременное требование Всемирного Совета Мира, выражающего волю сотен миллионов людей всех стран.

Требуя от Организации Объединенных Наций отмены решения, объявляющего Китайскую Народную Республику «агрессором» в Корее, Всемирный Совет Мира называет это решение серьезным препятствием к мирному разрешению корейского вопроса и осуждает его, как несправедливое, незаконное и противоречащее всеобщему пониманию агрессии и праву самозащиты.

В отношении корейского вопроса Всемирный Совет Мира требует мирного его разрешения путем немедленного созыва конференции всех заинтересованных стран и вывода иностранных войск из Кореи, чтобы народ её смог сам решить свои внутренние дела.

Осуждая угнетение колониальных народов, «Всемирный Совет Мира разоблачает лживую пропаганду, стремящуюся изобразить новую мировую войну как путь, ведущий к самоопределению колониальных и зависимых народов. Он утверждает, что солидарная борьба всех народов за мир является решающим фактором в борьбе колониальных и зависимых народов за право на самоопределение». Не война даст свободу угнетенным народам, а их борьба против войны — таков смысл этой резолюции.

Для дальнейшего расширения борьбы за мир Всемирный Совет Мира принял решение о широкой популяризации Обращения Второго Всемирного Конгресса сторонников мира к ООН, призвал национальные комитеты к разработке законопроектов об охране мира и внесению их в парламенты своих стран и к дальнейшему разоблачению военной пропаганды. Было также признано необходимым вступить в переговоры с организациями и ассоциациями, преследующими цели мира, и обратиться к церквам с просьбой о поддержке решений сессии. С той же целью намечена программа организации культурной связи между народами в форме конференций, выставок и др. мероприятий.

Последние резолюции имеют в виду превращение журнала «Мир» в крупный орган распространения идей мира и создание жюри по Международным премиям мира.


Таковы, в общих чертах, решения первой сессии Всемирного Совета Мира. Проникнутые высокими началами справедливости и человечности, они простирают свое действие над любыми партийно-политическими расхождениями и отвечают нравственной потребности взаимного сотрудничества всех народов. Разумность пути, намеченного этими решениями, соответствует всеобщности стремления к миру. На этом пути нет никаких поворотов, неожиданно обходящих законы совести и права, поэтому цель представляется ясной и достижимой.

Но ясность цели не уменьшает трудностей движения к ней. Проведение в жизнь решений Всемирного Совета Мира требует от всех народов огромных усилий, и успех последних должен стать предметом живой христианской заботы. Особенно важно поддержать христианским авторитетом Обращение о заключении Пакта Мира, поскольку он представляет единственную возможность выявить добрые намерения всех великих держав, в частности тех, которые с помощью атомной бомбы собираются «оборонять» христианскую цивилизацию от воображаемой агрессии. Поэтому христиане стран Северо-Атлантического блока, как никто другой, могли бы понудить свои правительства дать наглядное доказательство их миролюбия присоединением к Пакту Мира во имя евангельских принципов христианства.

В этом отношении христианам всего мира подает вдохновляющий пример Русская Православная Церковь, которая твердо верит, что мир победит войну.

А. ВЕДЕРНИКОВ

Система Orphus