МИТРОПОЛИТ ПЕТР МОГИЛА

(ЕГО БОРЬБА С ИЕЗУИТО-УНИАТСКИМ ВЛИЯНИЕМ НА УКРАИНЕ И В БЕЛОРУССИИ) [1]

IV

2 марта 1631 г. скончался Митрополит Киевский и Галицкий Иов (Борецкий) и на его место был избран епископ Перемышльский и Самборский Исаия (Копинский). Вопрос о признании его и других иерархов, посвященных по просьбе Киевского братства для русского населения Польши Иерусалимским Патриархом Феофаном в его приезд из Москвы на Украину в 1620/1621 г., оставался неприемлемым для польского правительства, и православные волей-неволей должны были в этом вопросе отступить и выбрать новых архиереев. Митрополитом Киевским и Галицким и был избран Киево-Печерский архимандрит Петр Могила. Но заместивший Иова Борецкого Исаия Копинский никак не хотел отказываться от митрополии.

Петр Могила принял свое избрание в митрополиты, не отступив перед возникшими препятствиями и трудностями всякого рода. Он тотчас же известил Константинопольского Патриарха о своем избрании и получил от него утверждение. Историк М. Грушевский, в своей истории Украины, описывая торжественные встречи нового Митрополита на его пути от Львова, где он принимал посвящение, до Киева, где его приветствовали речами, виршами, панегириками и т. д., замечает: «В лице Петра Могилы украинское население радостно приветствовало свою первую национальную победу после стольких лет смуты, неволи и унижений».

V

В начале апреля 1633 г. Петр Могила разослал грамоты православному населению, приглашая его прибыть и г. Львов или прислать депутатов на предстоящее посвящение его в митрополиты. Местом своего посвящения Петр Могила выбрал Львов, а не Киев, потому, что в Киеве находился Исаия Копинский, который не хотел уступать своего места и имел своих приверженцев. Во избежание недоразумений и возможных столкновений Петр Могила и решил принять посвящение в том городе, где хорошо знали и чтили, как его самого, так и весь его род, и где имел пребывание старейший православный иерарх Иеремия Тисаровский, старший, по хиротонии и по летам, экзарх Константинопольского Патриарха. К назначенному времени во Львов прибыли епископы Авраамий (Стагонский), Исаакий (Борискевич) и Паисий (Ипполитов), архимандриты, игумены, протоиереи и священники, православные из всех слоев населения. Посвящение Петра Могилы совершилось в главной Успенской церкви Львовского братства, только что отстроенной, на главе которой были начертаны имена главных жертвователей на строение храма, Симеона и Иеремии Могил, отца и дяди посвящаемого митрополита.

По окончании торжеств Петр Могила прожил во Львове около двух месяцев и в конце июня торжественно, с преднесением креста, отправился на свою кафедру в Киев. С дороги он писал православной пастве послания, приглашая сопутствовать ему при въезде в Киев и присутствовать на освящении Софийского собора в Киеве, отобранного от униатов за несколько дней до приезда в Киев Митрополита Петра. Петр Могила прибыл в Киев 7, — по новому стилю — 17, июля, принял и освятил вновь древнюю святыню Киева — Софийский собор — и приписные к собору церкви (Десятинную во имя св. Николая, Привратную во имя св. Симеона и Нагорную во имя св. Василия Великого). Затем было объявлено о «деградовании» (низложении) Митрополита Исаии, которого привезли из Михайловского монастыря в Печерский, где имел жительство новый Митрополит.

Петр Могила предлагал Исаии сохранить архиепископство чернигово-смоленское и настоятельство в нескольких монастырях, но тот никак не хотел уступать митрополию Петру Могиле, распространяя о нем клеветнические послания и грамоты, будто «митрополит Петр веры христианской отпал, а благословлен папой Римским в Патриархи; да и присягал-де он, Петр Могила, королю и всем панам радным и арцибискупам ляцким, чтоб ему христианскую веру ученьем своим попортить и уставить всю службу церковную по повелению Папы Римского и церкви христианские во всех польских и литовских городах превратить в костелы ляцкие, и книги русские все вывести». После нескольких попыток примирения, Петр Могила вынужден был содержать Исаию в Печерском монастыре, где он и умер 5 октября 1640 г.

Положение Православной Церкви в Польше при Петре Могиле значительно изменилось к лучшему. Кафедральный Софийский собор с приписными к нему церквами, Выдубицкий и Пустынно-Николаевский монастыри и другие перешли в ведение православного митрополита, который принимал все меры к восстановлению, обновлению и благоукрашению собора, церквей и монастырей на радость православного населения. Восстановление Софийского собора, запущенного и опустошенного при униатах, началось с 1634 г. и продолжалось около 10 лет. Также был реставрирован Выдубицкий монастырь, обновлен главный храм Печерской обители во имя Успения Пресвятой Богородицы, восстановлена из развалин церковь Спаса на Берестове, построенная, по преданию, св. вел. князем Владимиром; «откопана» Десятинная церковь, сооруженная св. князем Владимиром и несколько веков лежавшая в развалинах. Не успев завершить реставрацию Десятинной церкви, Петр Могила завещал эту работу окончить после его смерти, оставив для этой цели сумму из собственных средств. На покрытие расходов по строительству храмов Петр Могила жертвовал много своих личных средств, средств Печерской Лавры, обращался за помощью и к единоверной Москве.

Но, обращаясь в Москву с просьбами о пожертвованиях, Петр Могила прибавлял, что «паче всех прошений своих» он просит устроить и в Москве такой монастырь, при котором была бы открыта школа, подобная Киевской Коллегии, где бы «старцы и братия общежительного Киевского Братского монастыря обучали детей греческой и славянской грамоте». Это, как сообщают современники [2], было сделано в Москве в 1634 г., а в 1649 г. приближенный царя Алексея Михайловича боярин Федор Михайлович Ртищев вызвал из Киева ученых иноков Киево-Печерского монастыря, учеников и питомцев Петра Могилы — Епифания Славинецкого, Арсения Сатановского, Дамаскина Птицкого и с помощью их открыл в устроенном им Андреевском монастыре школу для научения московской молодежи греческому и латинскому языкам. В 1685 г. в Москве была открыта Славяно-греко-латинская Академия по образцу Киево-могилянской, послужившая рассадником высшего и среднего духовного образования в России.

Одним из первых шагов деятельности Митрополита Петра Могилы был выбор православного владыки для Перемышльской епархии, где оставался униат Крупецкий, который ни за что не хотел передать ее православному епископу, несмотря на решение сейма и королевский указ. На Перемышльскую кафедру был посвящен из Волыни украинец Гулевич-Воютинский.

Петр Могила зорко следил и хорошо знал, что делалось в каждой из подчиненных ему епархий, ставя там подходящих людей, проводивших в жизнь его указания по укреплению Православия и к охране его от униато-иезуитской агрессии. Ко времени вступления Митрополита Петра Могилы на митрополию в Украинско-Белорусской Церкви накопилось немало нестроений, требовавших планомерного, систематического и упорного исправления.

Петр Могила последовательно, систематически ставил перед собой очередные задачи управления и видел возможность их разрешения не только во внешнем усилении церковной дисциплины, но и в повышении общего церковного правосознания, в уяснении истин Православной веры духовенством и мирянами, в более четком совершении всех видов православного богослужения. Он позаботился о выработке основных формулировок христианского вероучения в форме Катехизиса Православнокафолической христианской Церкви и составил полный сборник всех чинов православного богослужения в виде так называемого Требника. Петр Могила называл в своих посланиях священнослужителей «светом миру», «солью земли», «ангелами Господа Вседержителя» и т. п. и напоминал, что своей жизнью и делами они должны светить, смотреть, выполнять веления Божии, бодрствовать, иметь неустанное попечение об овцах, добре строить словом и примером своей жизни, избегая панования и скверных прибытков.

Будучи восторженным приверженцем науки, Петр Могила придавал, однако, ей лишь второстепенное значение в служении богооткровенной Христовой Истине и в приобретении духовных преимуществ, приводя в пример «худогласного и косноязычного» Моисея, не учившихся наукам апостолов, себя самого: «По вся дни живота моего болезновал я сердцем, сознавая скудость познаний моих, но трудился в меру сил моих о укрепляющем мя Иисусе и, по благодатной помощи, трудился не вотще». Петр Могила требовал полного послушания своей власти, ибо сам он «всею душею» пред Богом и совестью своей обязался нести возложенные на него обязанности (как он сам говорит в предисловии к Апфологиону) и всех прекословящих, сопротивляющихся ему сравнивал с хищником-вороном, который не выполнил поручение Ноя и, оставив корабль, прельстился падалью, став причастником гниения и смерти.

Петр Могила собирал духовенство на ежегодные съезды, проверял ставленные грамоты, требовал, чтобы священники не менее двенадцати раз в год исповедовали свои грехи, учредил для руководства и надзора протопопии (благочиния), поручая выявлять, нет ли в составе священнослужителей нарушителей канонов; при объездах своих благочиний протопопы должны были проверять, в должном ли состоянии находятся антиминсы, запасные Дары, престолы, алтари и самые храмы. Деятельность протопопов проверяли так называемые визитаторы, доверенные митрополита из ученых монахов. Ввиду обширности своей митрополии Петр Могила в помощь себе назначал наместников, которые были его представителями и исполнителями наиболее важных или спешных поручений. Постоянных наместников было два: один для земель «короны» (в основном, для Украины) и другой — для земель великого княжества Литовского (в основном, для Белоруссии). Были наместники и временные, назначавшиеся для проведения какой-нибудь экстренной меры или для заведывания делами епархии, временно почему-либо не имевшей епископа.

На ежегодных епархиальных съездах должно было присутствовать все епархиальное духовенство, а особенно благочинные, отчеты которых заслушивались и обсуждались. Петр Могила и сам непрестанно посещал епархии, вверенные его руководству, пользуясь для этого своими поездками на общие сеймы, созывавшиеся в Кракове и Варшаве, а также делал специальные объезды епархий для ознакомления с положением дел на местах. Посещая Вильно, энергичный митрополит с особым удовольствием общался с братством Свято-Духовского монастыря, увидя плоды его большой работы еще на сейме 1632 г., когда представители этого братства, для защиты Православия, представили полный список и тексты королевских привилегий и патриарших грамот, выданных за три столетия, но к тому времени полузатерянных и полузабытых. Не избегал Петр Могила при своих объездах давать указания и по мелким вопросам, например, наставления просвирням, как должно печь просфоры. Для расследования проступков духовенства и суда над ним Петр Могила впервые в православном церковном управлении учредил консисторию, членами которой назначались ученые монахи, знающие церковные каноны, учение Святых Отцов, а также светские законы государства; работу консистории направлял инстигатор, то-есть секретарь-докладчик, докладывающий существо дел и предлагавший их решение, которое выносилось именем митрополита и утверждалось им.

При такой системе управления были поставлены на свое место и те учреждения и лица, которые привыкли до этого к самостоятельным и бесконтрольным действиям по своему усмотрению, как-то: братства, светские князья-патроны, причем прерогативы власти киевского митрополита были значительно расширены Константинопольским Патриархом Кириллом Лукарисом при утверждении Петра Могилы в сане митрополита. Трудами Петра Могилы Киевская митрополия была поднята на такую высоту, что стали говорить об учреждении в Киеве особой Патриархии и возведении Митрополита Петра в сан Патриарха Малыя и Белыя Руси.

VI

Петр Могила решил составить подробное изложение вероучения Православной Церкви, чтобы все могли знать, как учит Православная Церковь об истинах веры и нравственности и чем учение ее отличается от других Церквей и обществ. Существовавшие до того времени компендиумы такого содержания были написаны главным образом в связи с борьбой против разных ересей первых веков христианства. Но в середине XVII века эти заблуждения потеряли свою силу, а обличение их потеряло свою актуальность. Между тем появились новые христианские направления, зараженные боевым духом пропаганды, как лютеранство, кальвинизм и др. — и православные настоятельно нуждались в своем богословском руководстве. Особенно иезуиты и униаты укоряли православных, будто последние уклоняются в разные протестантские ереси и не в состоянии дать отчета в своих верованиях.

Вопрос о составлении Катехизиса с изложением православного вероучения стоял особенно остро после того, как в 1629 г. в Женеве было издано под именем Константинопольского Патриарха Кирилла Лукариса «Восточное исповедание православной веры», содержавшее, действительно, кальвинистические положения. В начале 1632 г. эта книга была напечатана уже в Константинополе и в 1633 г. снова — в Женеве (а Патриарх Кирилл не позаботился официально опровергнуть приписываемое ему авторство). Преемник Лукариса Патриарх Константинопольский Кирилл Веррийский в 1638 г. осудил «Исповедание веры», изданное под именем Кирилла Лукариса, а самого его осудил, как еретика. Это давало новые основания считать трижды уже напечатанное «Исповедание веры» не подлогом, каким оно было, а действительным сочинением Константинопольского Патриарха Кирилла Лукариса. Поэтому-то Петр Могила и решил составить православное исповедание Восточной Церкви.

Как велась подготовка к этому ответственному делу, кто были помощниками Петра Могилы, в течение какого времени он проделал эту трудную работу, в подробностях неизвестно, но в 1640 г. проект Катехизиса был готов и представлен на рассмотрение Собора, созванного 8 сентября 1640 г. в Киеве, в кафедральном Софийском соборе, из делегатов всей митрополии. Председательствовал на Соборе Митрополит Петр, принимали участие епископы или их представители, а также наместники, архимандриты, протопопы, священники. 9 сентября началось чтение проекта Катехизиса. Вступительное слово произнес игумен Никольского монастыря Исаия (Козловский); в своем слове он указал, что Митрополит написал Катехизис с великой осторожностью и тщательным исследованием церковных Писаний и статьи этого Катехизиса полагает пред священным Собором. На заседаниях Митрополит Петр и игумен Исаия читали статьи, они обсуждались, исправлялись, принимались Или отвергались. На шестой день работы по выработке Катехизиса были закончены. Остальные заседания Собора были посвящены различным вопросам текущего управления. Собор закончился 18 сентября 1640 г. Принятый Катехизис был отправлен для рассмотрения и утверждения Константинопольскому Патриарху Парфению, который, понимая исключительное значение этого документа для всей Восточной Церкви, передал его на рассмотрение более широкого церковного Собора в Яссах. На нем присутствовали представители не только Украинско-Белорусской, но также Греческой и Молдаво-Влахийской Церквей. Ясский собор пересмотрел Катехизис и после дебатов очистил его от сомнительных, неясных формулировок, или, как писал потом Иерусалимский Патриарх Нектарий, «по многих восстязаниях и толкованиях к концу благому приведоша, восчистивше тую хартию от всяких чуждых мыслей и новшеств». В окончательной редакции Катехизис был представлен Константинопольскому Патриарху Парфению и прочим восточным Патриархам (Иоанникию Александрийскому, Макарию Антиохийскому и Паисию Иерусалимскому), которые нашли Катехизис Петра Могилы правильным, содержащим истинные догматы Православной Кафолической веры, признали его исповеданием не только русских, но и всех православных христиан и утвердили его своими подписями 11 мая 1643 г.

Несмотря на это, Петру Могиле не удалось самому полностью напечатать свой Катехизис, так как на патриаршей константинопольской кафедре произошли замешательства и утвержденного текста оттуда долго не присылали. Полный Катехизис Петра Могилы был напечатан лишь в 1662 г., через 19 лет после его составления, и притом в Амстердаме, а не в Константинополе и не в Киеве (бывшим переводчиком при султанском дворе, греком Панагиотом).

Великое дело, сделанное по почину Петра Могилы, вошло потом золотым вкладом в сокровищницу православного богословия, но задержка в напечатании Катехизиса давала иезуитам и униатам повод с насмешкой говорить, что православные не могут на самые простые вопросы о догматах веры дать определенного ответа: «Ездили с Катехизисом в Валахию, вернулись домой, не кончив дела; из Константинополя до сих пор нет никакого решения, и неизвестно еще, что получится в результате таких продолжительных рассуждений; греки же не торопятся и, по слухам, говорят, что не Руси-де нас учить». И хотя 11 мая 1643 г. Катехизис Петра Могилы был, наконец, утвержден всеми Православными Патриархами, но печатание его откладывалось на неопределенное будущее новым Константинопольским Патриархом Парфением II.

Не получая из Константинополя своего «Православного исповедания» в полном виде, Петр Могила напечатал его в сокращенном виде под заглавием: «Собрание короткой науки о артикулах веры православно-кафолической христианской, ведлуг вызнания (согласно исповеданию) и наук Церкви Св. Восточной, соборной и апостольской». Краткий Катехизис Петра Могилы был напечатан в Киево-печерской типографии сначала на польском языке, чтобы, как сказано в предисловии, «зажать рот бесстыдным клеветникам на Православие», а в 1645 г. — и на славянском языке «для просвещения и науки всем православным христианам, в школах просвещающимся под руководством и благословением старших». На обороте заглавного листа было помещено изображение Печерской иконы Богоматери, а внизу ее герб Петра Могилы с инициалами П. М. А. М. К. Г. Е. К. А. П., т. е. «Петр Могила, Архиепископ, Митрополит Киевский, Галицкий, Экзарх Константинопольский, Архимандрит Печерский». Вверху и внизу иконы величание на праздник Успения Богородицы: «Ангели, Успение Пречистыя видевше, удивишася, како Дева восходит от земли на небо».

VII

Ренегат Православия Кассиан Сакович выпустил в 1642 г. на польском языке книгу под заглавием «Обзор заблуждений, ересей и суеверий греко-русской дезунитской церкви, находящихся как в догматах веры, так в совершении таинств, обрядов и церемоний». Автор использовал свое знакомство с церковной практикой Украинско-Белорусской митрополии и клеветнически обобщил отдельные ее недостатки.

Книга Саковича не могла быть оставлена без ответа со стороны Православной Церкви, и ее архипастырь Петр Могила в своем ответном сочинении отразил все эти нападки. Ответ Петра Могилы был написан и издан с удивительной быстротой, показывающей, как быстро и чутко он реагировал на всякие нападки врагов Православия, каким был зорким и надежным его стражем.

В 1644 г., то есть не более чем через 1 1/2 года после выхода «Обзора» Саковича, в Киево-печерской типографии была напечатана, тоже на польском языке для большего удобства полемики, большая книга под заглавием: «Литое, или Камень, из пращи истины Святыя Православныя Русския Церкви смиренного пастыря Евсевия Пимена на сокрушение лживо-темной перспективы Кассиана Саковича». Современники считали автором «Камня» одного Петра Могилу, иезуиты указывали в качестве авторов Сильвестра Коссова, сотрудника и преемника Петра Могилы по Киевской митрополии, Иоасафа Колимента, образованного монаха Киево-Печерской Лавры, писателя, прошедшего Киево-могилянскую Коллегию, и других. Митрополит Московский Макарий (Булгаков) считает более вероятным, что составителем «Камня» был целый коллектив

сподвижников Петра Могилы, писавших под его общим и непосредственным руководством. «Сочинить такую объемистую книгу, как Литос, — пишет Митрополит Макарий, — и такого разнообразного содержания, требовавшую множества мелких справок, соображений и продолжительного труда, сочинить в какие-нибудь 15 или 18 месяцев один человек, нам кажется, не имел даже физической возможности при других неотложных архипастырских его занятиях» [3]. Возможно, что, разбив книгу Саковича на несколько частей, Петр Могила поручил своей ученой дружине разобрать и опровергнуть порученную каждому часть, а сам держал только главную редакцию всего сочинения; и именно поэтому, может быть, «Литос, или Камень» вышел не с именем Митрополита Петра, а под псевдонимом «Евсевия Пимена», то есть, в переводе с греческого языка на русский, «Православного Пастыря». Так или иначе, но была составлена и вовремя опубликована полная апология Православной Украинско-Белорусской Церкви, можно сказать, ее боевая энциклопедия против нападений на нее униатов и иезуитов.

Источниками и пособиями для авторов «Камня» послужил огромный материал богослужебных книг — греческих, римских, московских, постановления вселенских и поместных Соборов, творения Отцов и Учителей Церкви, как Восточной, так и Западной, сочинения церковных историков, жития святых, польские хроники, произведения текущей публицистики и религиозной полемики того времени.

Главная цель «Камня» была — показать, что обрядность Греко-Русской Церкви основана на апостольском и древнеотеческом предании, а догматы и форма управления Восточной Церкви соответствуют в полной мере церковным канонам.

VIII

За две недели до своей кончины, 16 декабря 1646 г., Петр Могила успел издать еще одну книгу, имеющую доселе большое значение для Церкви. Он собрал, обработал и напечатал так называемый «Евхологион, альбо молитвенник, или Требник».

Вот как он сам объясняет причины, заставившие его отдать остаток своих сил этому труду: «Твердо помня, что Спаситель наш Иисус Христос взыщет с меня словесных овец Своих, вверенных мне в паству, и постоянно видя, как противники наши и лжебратия тяжко оскорбляют православных разными обидами и клеветами, бесстыдно называют наших духовных неучами и невеждами в совершении божественных таинств и других богослужений, утверждают, что Русь Православная уклонилась в ересь, ни формы, ни смысла обрядов и божественных таинств не понимает, а в совершении их держится различных способов, — я, потрудившись по силам моим о укрепляющем мя Иисусе, предпринял устранить столь тяжкое поношение противников от православных тружеников Святыя Российския Церкви».

Дело в том, что издания православного Требника, выходившие во Львове, Острожске, Стряпине и Вильно, имели немало различных несогласий между собой, погрешностей, опечаток или таких исправлений, которые по существу являлись искажениями текста. Этим пользовались враги Православия, особенно иезуиты, бросая русскому населению насмешки и укоризны, убеждая его переходить в лоно католической Церкви, где, по их словам, все приведено к единству, все исправлено, все управляется единым руководящим центром — Римом.

Петр Могила имел целью дать православному духовенству надежное руководство в совершении таинств и др. церковных служб, в котором не было бы погрешностей и содержались бы священные чины на все случаи церковной, общественной и частной жизни. Он собрал из древних греческих и славянских рукописных требников (евхологиев) чинопоследования всех таинств, чины о принятии в Церковь: раскаявшихся еретиков, отступников, раскольников, иноверных, молебные чины за болящих, на исход души, погребение мирян, погребение священников, монахов и другие. Это составляло первую часть Требника Петра Могилы. Во второй части были помещены чины различных освящений: воды, церквей, монастырей, домов, крестов, колоколов, икон, священных сосудов, облачений, колодезей, кораблей, овощей и всякой снеди. Наконец, в третьей части Петр Могила поместил чины молебнов и молитвословий на разные случаи церковной, общественной и частной жизни: в день Пятидесятницы, в день Новолетия, на брань с супостатами, во время бездождия, голода, мора, пожаров, наводнения и т. д. Кроме самого текста богослужений, Петр Могила дал в своем Требнике подробные наставления священникам, как они должны готовиться и приступать к богослужению, как понимать смысл того или иного чинопоследования или какой-нибудь отдельной его части, почему-либо трудной для понимания или вызывавшей споры; указывает затруднительные случаи и дает их разрешение.

В конце первой части Требника приложены шесть поучений Митрополита Петра Могилы в качестве руководства для священнослужителей.

Внимательно пересматривая текст и исправляя ошибки старых евхологиев, Петр Могила ввел в свой Требник 37 новых чинов, не имевшихся в прежних требниках, но настоятельно необходимых в условиях борьбы с наступавшим католицизмом.

Требник Петра Могилы содержит 126 чинов и имеет 1529 страниц листового формата.

Подводя итоги совершенному им труду по Требнику, Петр Могила с полным основанием мог сказать, обращаясь к своей пастве, те слова, которые мы читаем в предисловии его Требника: «Ты имеешь теперь книгу, собранную убогим тщанием и трудом моего смирения; ты найдешь в ней чин отправления святых семи таинств церковных, науку об их силе и действенности, живой чин и порядок различных освящений, молитв и молебнов».

Сколько времени Митрополит Петр работал над этим своим громадным трудом? Нет данных ответить на этот вопрос с желательной точностью. Всего вероятнее, он работал над ним в течение всей своей пастырской деятельности, ибо известно, что он собирал материал и работал над отдельными чинопоследованиями еще до посвящения на митрополию. Окончил же он свой многолетний труд в конце 1646 г. и работал над его изданием почти вплоть до самой своей кончины.

Значение Требника, составленного Петром Могилой, и ныне очень велико для Церкви; и ныне к нему обращаются, как к авторитетному руководству, при разрешении спорных вопросов православной богослужебной практики.

IX

Но этим не ограничивались творческие планы Петра Могилы. Кроме составления Катехизиса православной веры, кроме составления полного Требника, кроме текущей литературной борьбы с наступавшими противниками Православия, Петр Могила был одушевлен желанием составить полную православную агиологию, с житиями всех святых, и уже достал на Афоне греческий список сочинений Метафраста, содержащих в себе необходимый для этого материал.

Он собирался также приступить к изданию на славянском языке исправленной Библии, свободной от тех недостатков перевода, какие имеются в Острожском издании 1581 г., и уже делал необходимые для этого приготовления.

X

Через несколько дней после выхода Требника, 21 декабря 1646 г., Митрополит Петр Могила занемог и вскоре понял близость своей кончины. Он потребовал себе листы бумаги, сделанной в его монастырской паперне, и приступил к составлению завещания.

Здесь он пишет, что хочет предстать перед Престолом Божиим в чистоте исповедания святой православной веры, в которой родился, был наставлен и которой с любовью служил всю свою жизнь. Он выражает в завещании свою любовь к науке, к Коллегии, где готовятся работники нивы Божией. «Лишь только, — пишет он, — Господь Бог сподобил меня стать архипастырем митрополии киевской и еще прежде архимандритом Печерския Лавры, я, видя, что упадок веры и благочестия в русском народе происходит не от чего иного, как от недостатка у него просвещения и школ, дал обет Богу моему все мое имущество, доставшееся от родителей и остающееся от доходов по моему служению, обращать на восстановление разрушенных храмов Божиих, на основание школ, на утверждение прав и вольностей русского народа. И Господь Бог, по благости Своей, благословил сей недостойный мой обет, так что я еще при жизни увидел великую пользу для Церкви Божией от тех наук, давших ученых и благочестивых людей на служение ей». Поэтому завещатель оставляет Коллегии, «как залог любви своей к ней», все свои денежные средства, всю свою библиотеку на разных языках, предносный серебряный митрополичий крест — «в вечный знак своей любви», облачения, дома, лично ему принадлежавшие в Киеве, столовое серебро и шелковые ткани для украшения академических зал и студенческих комнат. Остальное свое имущество он завещал Киево-Софийскому кафедральному собору, Киево-Печерскому монастырю, на возобновление монастырей и церквей, на основанную им богадельню для престарелых, не имеющих на склоне лет жизненной подпоры. Свою комнатную обстановку, лошадей и экипажи он завещал своему брату, молдавскому господарю Моисею Могиле.

В конце завещания Митрополит снова вспоминает о своей Коллегии, поручает ее покровительству знатных вельмож, в благородство которых верил по долголетней дружбе с ними — воеводе киевскому Адаму Киселю, воеводе минскому Александру Огинскому, кастеляну новгородскому Богдану Стеткевичу, князю Николаю Четвертинскому и другим. Петр Могила просит их после его смерти потрудиться, чтобы попечением их и покровительством «этот единственный залог Православной Русской Церкви вечно пребывал для умножения славы Божией и для просвещения сынов русского народа». Он завещает тело свое положить в Киево-Печерском монастыре, в великой Церкви, близ левого клироса между столбами, а по душе его совершать богослужение каждую неделю в четверг и ежегодно в день его кончины.

Едва успев подписать свое завещание, Петр Могила скончался в ночь на 1 января 1647 г., к великой скорби всей Восточной Церкви, искренно оплаканный верной дружиной его сподвижников, наставниками и питомцами его любимой Коллегии, духовенством и верующими его обширной митрополии.

Митрополит Петр Могила любил не почести своего высокого положения, а трудности своего высокого служения; никогда не отрываясь от действительности, он исходил вместе с тем из идеальных представлений о своем служении и с этой орлиной высоты обозревал вверенную его пастырству Церковь. Находя в ней многие нестроения, он принимал радикальные меры к их устранению. Он не боялся никаких трудностей, не щадил своих сил и оставил своей жизнью пример самоотверженного и многообразного служения Православной Церкви.

И. СПАССКИЙ

[1] Окончание. См. «ЖМП», 1951 г., № 1.

[2] Адам Олеарий в его труде «Путешествие в Московию».

[3] Митрополит Макарий. История Русской Церкви, т. XI, стр. 602—603.

Система Orphus