К ЖЕНСКОМУ ПРАЗДНИКУ

(8 МАРТА)

Празднование Международного женского дня было установлено сорок лет назад, в 1910 году, когда женское равноправие стало одним из пунктов программы борьбы за народную демократию и социализм.

Элементарное для нас, советских женщин, понятие равных прав с мужчиной во всех областях политической, экономической и культурной жизни было предметом дискуссии. И немало было убежденных сторонников того, что область женской деятельности ограничивается небольшим кругом доступных ей занятий.

Такое убеждение сложилось не вследствие того, что природа обделила женщину теми или иными способностями и не вследствие того, что можно разграничить сферу мужской и женской деятельности. Если даже допустить, что есть труд, посильный лишь для мужчин, то никак нельзя сказать, что ум женщины ограниченнее, чем у мужчины. С другой стороны, есть области, где женщина является более приспособленной и выносливой, чем мужчина. И в древности и в новой истории человечества есть много примеров прогрессивной и мудрой деятельности женщины. Поэтому представление о необходимости ограничить гражданские права женщины сложилось не в зависимости от исторического опыта. В частности, в древней Руси, на заре ее государственного становления, в некоторых областях, например, в семье и наследовании, русская женщина имела известные преимущества перед мужчиной.

Права трудящихся женщин суживались с ростом обнищания, с ростом безработицы — чудовищным порождением капитализма. Плата за труд женщины законодательством уменьшалась. Известно, что до сих пор, например, в Англии, женщина получает за равный труд меньшую оплату, так же как меньшую плату получает за свою работу и ребенок. Таким образом, эксплоатация женщин и детей стала наиболее прибыльным делом для любого частного предпринимателя. Это особенно распространено в английских колониях.

В ряде капиталистических стран до настоящего времени существуют законы, по которым женщина, выходя замуж, теряет право на работу. Эти законы широко используются в периоды роста безработицы и приносят женщине много унижения.

Отсюда в значительной мере и возникло движение за равноправие женщин.

В России идея законодательного равноправия женщин получила свое наибольшее распространение в то время, когда царское правительство закрыло женщине доступ в высшие учебные заведения: Это было одним из актов глубокой реакции, наступившей после революции 1905 года.

Даже в реакционной третьей Государственной Думе нашлись депутаты, которые выступили с заявлением против циркуляра министра народного просвещения, не только запрещавшего женщинам доступ в высшие учебные заведения, но даже обрекавшего на исключение тех, которые там учились. В заявлении требовалось «установить на будущее время точным законом право женщин на поступление в высшие учебные заведения, на первых порах хоть в качестве вольнослушательниц, и сохранить за уже принятыми право на продолжение их пребывания в стенах высших учебных заведений». Это заявление от имени 60 членов Государственной Думы было подписано многими депутатами — православными священниками.

Существует мнение, что, якобы, Православная Церковь считает женщину существом низшим, чем мужчина. Это мнение неверное. Этого нет и не может быть уже в силу того, что само христианское учение окружает ореолом почитания Матерь Божию, Пресвятую Деву Марию. В далекие времена варварства именно христианство научило людей чтить и уважать женщину в ее великом, неизменно достойном материнском долге. В числе почитаемых святых Православной Церкви немало женщин, и среди них — славная патриотка Земли Русской св. Евдокия (Московская) и просветительница Грузии св. равноапостольная Нина.

Православная Церковь всегда ценила женскую деятельность на любом поприще, полезном Родине.

Сознание своей способности полноправно трудиться на благо родного народа остается неотъемлемым качеством русской женщины.

В истории общечеловеческой культуры и в эпоху христианской культуры служение женщины занимает большое место.

Мы напомним теперь только о заслугах русских православных женщин, поскольку они имели своим истоком недра Русской Православной Церкви.

Помимо женских монастырей, многие из которых были школами всевозможного женского рукоделия и где, во имя Бога, создавались, к частности, высокохудожественные вышивки, ставшие ныне музейными ценностями, — около православных приходов, преимущественно сельских, группировались одинокие женщины, так называемые «чернички». Большею частью, постигшее горе или вынужденное одиночество заставляло их искать утешения и успокоения в вере. Среди таких черничек бывали и образованные женщины. Вместе с заботой о храме, о чистоте в нем и украшении его, они отдавали свои заботы детям и больным.

Некоторые из них создавали школы, которые потом, в числе других школ при церквах, получили название церковно-приходских. Многим из этих безымённых и теперь совершенно забытых женщин, считавших обучение грамоте крестьянских детишек делом, угодным Богу, принадлежит заслуга распространения образования в народе. Пусть будет благословенна их память теперь, когда празднует свой праздник свободная, культурная, отмеченная почестями на всех поприщах общественной жизни, всеми уважаемая советская женщина.

Также в недрах Православной Церкви надо искать зарождение общин сестер милосердия. За неимением достаточного количества госпиталей и приютов, царское правительство обязывало монастыри помогать раненым, инвалидам и сиротам.

Первые женские общины Красного креста восходят своим началом ко времени Крымской войны. Впоследствии они получили профессиональный характер, поступающим в них вменялось в обязанность получить соответствующее медицинское образование. Но само название сестры милосердия, наименование общин Иверской, Скорбящей Божией Матери свидетельствуют, что женщины шли туда, прежде всего, выполняя свой религиозный долг, с верой посвящая себя богоугодному делу — уходу

за больными и ранеными. И если во время войны или иного общественного бедствия любая русская женщина, в меру своих сил и способностей, хотела оказать помощь Родине, то в обычное время состав сестер милосердия в общинах был преимущественно полумонашеский, т. е. это были одинокие женщины, которые с верою трудились над исцелением страданий ближнего, тем самым утоляя свою душевную рану, нанесенную постигшим их горем. Эти женщины были носительницами великой идеи безвозмездной помощи больным. Теперь, когда бесплатная медицинская помощь стала законным правом советских трудящихся, записанным в Сталинской Конституции, мы можем с благодарностью вспомнить первых русских сестер милосердия.

На протяжении истории Русской Православной Церкви среди высказывании ее деятелей оставались и остаются неизменными требования высокой нравственности женщины и нравственного воспитания детей, верных патриотов своей Родины. И действительно, как бы ни была широка и свободна деятельность женщины, но ее качества нравственной семьянинки и воспитательницы детей всегда и везде являются ореолом прекрасной женственности и залогом здорового крепкого государства.

В годы после Великой Отечественной войны, когда так широко развернулась борьба за мир, — против войны, как величайшего бедствия человечества, роль женщины-матери приобретает особенно большое значение. Ее голос звучит сильно среди сторонников мира. Она хочет, чтобы ее дети были здоровыми и способными созидателями благоденствия человечества, деятельными работниками на всех поприщах, творцами великой дружбы народов.

Наша советская женщина — самая свободная женщина на земле — высоко держит знамя мира. И, будучи свободной и равноправной, имея неограниченный доступ к знаниям и труду, доступ к любой профессии, она пользуется всеми преимуществами и всенародной заботой, когда становится матерью. Вместе с тем растет ее ответственность перед будущими поколениями. И с другой стороны, имея многие преимущества перед женщинами тех стран, где еще идет борьба за равноправие, она должна стать примером совершенства и образцом женских качеств, достойных подражания.

Международный женский праздник, праздник свободной и равноправной советской женщины, Русская Православная Церковь отмечает вместе со всем советским народом.

А. ШАПОВАЛОВА

Система Orphus