Всякий праздник есть повторение евангельского или церковного события в его вечном значении. Это значит, что из содержания события Св. Церковь извлекает его сущность, т. е. догматический или нравственный смысл, и предоставляет нам еще и еще раз вспомнить и пережить это событие.
Церковные песнопения и обрядность (символика) выражают невидимое в видимом, мысленное — в чувственном, горнее — в земном — ради нашего спасения и духовного совершенства.
В этом отношении особенно знаменательна служба Страстной седмицы и из нее — вечерня Великой Пятницы и утреня с литургией в Великую Субботу.
На указанных двух службах выносится плащаница на середину церкви (в Великую Пятницу) и обносится кругом церкви (в Великую Субботу). Некоторые думают, что служба в эти дни посвящена исключительно воспоминанию только погребения Христа и положения Его во гроб. Между тем это не совсем точно.
Для выяснения истинного значения этих служб познакомимся с их содержанием и определим, какие мысли вложены в их песнопения и символическую обрядность.
В два часа пополудни начинается вечерня Великого Пятка, так называемый «вынос плащаницы».
Эта вечерня посвящена воспоминанию Страстей Господних. Здесь описываются все действия, имевшие место во время суда над Иисусом Христом, а также — распятие, смерть, погребение, снятие со креста, помазание благовониями и положение во гроб.
В стихире 5-й на «Господи, воззвах» — «Днесь Владыка твари...» изображается суд у Пилата и распятие Иисуса Христа. В 1-й стихире «Вся тварь изменяшеся...» указывается ужас твари, зрящей Христа, на кресте висима. Во 2-й стихире «Людие злочестивии...» укоряются беззаконные иудеи за их злочестие. В 3-й стихире «Днесь зрящи Тя...» изображается страдание Богоматери у креста Христа. В стихире «Иосиф Аримафейский...» описывается снятие со креста тела Иисуса Христа. Что происходило в мире при положении Христа во гроб, изображает песнопение «Егда во гробе положился еси...»
В стихире «Тебе, одеющагося...» описывается плач Иосифа с Никодимом у гроба Христа.
Но плач этот не безутешный, в нем есть уже проблески надежды на что-то радостное, хотя еще только в будущем. «Величаю Страсти Твоя, — говорит Иосиф с Никодимом, — и песнословлю погребение Твое со воскресением». Эта радостная мысль содержится и во втором тропаре «Мироносицам женам...»
О предстоящей радости, однако, упоминается только вскользь, лишь между прочим, главная же мысль вечерни в этот день — в песнопениях, а также в Апостоле (1 Кор. 1, 18—II, 2) и Евангелии (Мф. 27, 1—38) — крестные страдания и погребение Иисуса Христа.
На этой вечерне вспоминаются только начало и конец Голгофы.
Переходим к утрене Великой Субботы.
События переносятся с Голгофы в Гефсиманию. Утреня Великой Субботы — это пение перед камнем, закрывавшим вход ко гробу Христа Спасителя.
Главная мысль в первой половине утрени сосредоточивается на сошествии Спасителя во ад, изведении мертвых и низложении князя тьмы, и только во второй половине замечается постепенный переход к мироносицам и воскресению.
Связующим звеном вечерни с утреней является тропарь «Благообразный Иосиф...», как переход от Голгофы в Гефсиманию.
Другой тропарь — «Егда снизшел еси к смерти...» указывает, что сделал Христос, пребывая телом во гробе.
Эта мысль о сошествии во ад, разрушении смерти и изведении мертвых является содержанием первой статии «Непорочных». События здесь представляются в настоящем времени.
Во второй статии сокрушение державы вражьей и низложение начальника тьмы представляется фактом, уже совершившимся.
В третьей статии мысль переносится из ада к живущим на земле людям, т. е. мироносицам, этим первым провозвестникам радости воскресения. Но все это еще для нас — в будущем; пока же мироносицы представляются пришедшими ко гробу.
Желание видеть воскресшего Христа, явившегося уже мертвым, постепенно усиливается и в сердцах живых на земле — людей. Это предчувствие укрепляется тем сознанием, что о воскресении уже узнали не только мертвые, но и ангелы. Они и нам возвестят о воскресении Иисуса Христа. Это изображается в тропарях: «Ангельский собор удивися...» и «Егоже чини ангельстии окружают и славят...»
Радость воскресения скоро сделается достоянием и нашего сердца. Посему плач уже неуместен и 3 тропарях непорочных: «Почто миро...» мысль переносится к воскресению. И жены-мироносицы в этом ожидании нетерпеливо вопиют: «Христе! Покажи и нам, якоже предрекл еси, воскресение» (Седален).
Но радости воскресения нужно быть достойным. Для этого необходимо прежде осознать всю важность для нас искупительного подвига Христова, оценить его, возлюбить и быть способным воспринять всю его благодатную силу и его великую преобразующую мощь.
В каноне «Волною морскою...» объясняется, какое значение имеет для нас все дело искупления, и тем зарождается надежда на воскресение.
Уверенность, что и мы приобщимся скоро радости воскресения, приводит нас в восторг, и мы поем Великое славословие: «Слава в вышних Богу... яко у Тебе источник живота, во свете Твоем узрим свет».
Совершается обнесение плащаницы кругом храма. Это означает, что Христос плотски еще во гробе, но Он жив в душах наших через хранящееся в них евангельское учение. Это символизирует священник с евангелием, которое носится пока еще скрыто под плащаницею, как прообраз новой жизни во Христе.
Христос вывел из ада мертвых, ангелы Его прославляют песнию «Святый Боже...» Эту песнь поют теперь и воскресшие из мертвых; до сих пор они отлучены были, пребывая в аду. Мы же пока только добавляем: «помилуй нас». Тут уже уверенность в воскресении, но видимость еще сокрыта.
Мысль о том, что Христос воскреснет и для нас и что мы узнаем вскоре об этом, еще больше внушает нам (после обнесения плащаницы) прокимен «Воскресни, Господи (и для нас), помози нам (дождаться) и избави нас имене ради Твоего», — и второй прокимен «Воскресни, Господи Боже мой, да вознесется рука Твоя, не забуди убогих Твоих до конца».
Затем читается дивная паремия из пророка Иезекииля — о мертвых, сухих костях (гл. 37, ст. 1—14), как они Духом Святым оживут, облекутся плотию, изведены будут из гробов, водворятся в землю свою и будут людьми Господними.
После паремии — чтение Апостола (1 Кор. 5, 6—8; Гал. 3, 13—14), убеждающее нас, что Христос — наша Пасха, наше воскресение и что Он искупит нас от клятвы законныя.
Это еще больше вселяет в нас надежду на воскресение, и мы в аллилуарии восклицаем, читая: «Да воскреснет Бог (и для нас) и расточатся врази Его (запечатавшие гроб); «яко исчезает дым, да исчезнут» (все клеветы и ложь их); «тако да погибнут грешницы от лица Божия» (неверующие в воскресение Христово), «а праведницы (т. е. верующие) да возвеселятся».
Хотя враги (первосвященники и фарисеи) и запечатывают гроб (Мф. 27, 62—66), но они расточатся и исчезнут, клеветы и ложь их рассеются, как дым, и печати не удержат Христа во гробе. Он уже воскрес — для мертвых и ангелов, скоро воскреснет и для нас, живых, и верующие в Него праведники возвеселятся.
Заканчивается утреня целованием плащаницы с пением стихиры «Приидите, ублажим Иосифа приснопамятнаго...»
Обращаемся к вечерне Великой Субботы.
Воскресение Христа — событие уже прошедшее. В этом еще больше утверждают нас песнопения вечерни, которой начинается в Великую Субботу литургия св. Василия Великого.
Уже воскрес Христос, и это узнали изведенные из ада люди, прежде там обитавшие, а также и власти ада. Это изображается в стихирах: "Днесь ад стеня вопиет...» и «Днешний день Сын Божий...»
К истине воскресения и дарования живота вечного Господь приготовлял человечество в течение всей ветхозаветной истории. Об этом повествуется в 15 паремиях. После 6-й паремии поют стих «Славно бо прославися» (в Своем воскресении). Паремии заканчиваются пением: «Господа пойте (воскресшие) и превозносите во вся веки».
Затем поется аллилуарий «Воскресни (и для нас), Боже, суди земли...», чтобы и мы видели и совоскресли с Тобою.
Апостол — о нашем воскресении (Римл., 6, 3—11), Евангелие (Мф. 28, 1—20) — о явлении воскресшего Христа женам-мироносицам и ученикам.
Затем, вместо Херувимской, поется: «Да молчит всякая плоть человеча...» Здесь верующие приглашаются преклониться со страхом и трепетом, в благоговейном молчании, пред величайшей тайной нашего искупления, подобно ангельским чинам, лица закрывающим и славословящим Господа.
Причастный стих — «Воста яко спя Господь и воскресе, спасаяй нас».
Вечером читается книга Деяний апостольских о том, как Духом Святым ширилась Св. Церковь на земле.
На полунощнице в каноне «Волною морскою» еще раз дается обзор всего Домостроительства нашего искупления и изображается его спасительное значение для нас.
Такими дивными образами и возвышеннейшими по своему содержанию богослужебными чтениями и песнопениями Великих Пятка и Субботы Св. Церковь переводит нас из Голгофы в Гефсиманию и постепенно приобщает к той величайшей, благодатной радости, которой сподобились жены-мироносицы и апостолы.
ПРОТ. И. СОКАЛЬ