ЦАРСТВО НЕБЕСНОЕ СЛОВО, СКАЗАННОЕ В ПИМЕНОВСКОЙ ЦЕРКВИ Г. МОСКВЫ

"Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное" (Мф. 4, 17).

Святой евангелист говорит, что Иоанн Креститель проповедывал в пустыне иудейской: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 3, 2).

Этими же словами, мои дорогие, Господь Иисус Христос начал Свою проповедь, выступая на подвиг служения людям. И когда Спаситель направлял Своих учеников на проповедь, Он им сказал: «Идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева; ходя же проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное» (Мф. 10, 6—7). Так и Своим апостолам Господь заповедал повторять те же слова Своей Божественной проповеди.

С тех пор эти священные слова возвещаются во всем мире, во всех христианских храмах. Во всех православных домах и семьях наших знают, должны знать эти слова нашего Господа Спасителя — в них сущность Его Божественного учения.

Что это за Царство Небесное? Почему и откуда оно приближается к нам? Какие пути ведут нас в Царство Небесное и почему о нем начал Свою проповедь и завещал проповедывать Господь наш Иисус Христос?

Царство Небесное, дорогие мои, это не царство человеческое, земное. Это то Царство, Владыкой которого является Господь Бог Всемогущий, сотворивший небо и землю Своим словом.

Оно состоит не в сокровищах земных, которые уплывают из рук человеческих быстрее воды; оно состоит из сокровищ небесных, какие накапливает каждый истинный христианин в душе, в своей земной жизни, молитвой, покаянием, добрыми делами. Это те небесные сокровища, какие Господь приготовил верным Своим детям в жизни, не знающей конца.

Это Царство составляют не наслаждения земные, какие только отягощают душу человека, а наслаждения духовные — та радость о Духе Святом и все те радости, какие верующему человеку дает его святая православная вера.

Это Царство Небесное имеет своим украшением не земную человеческую славу, которая сегодня окружает человека, а завтра покидает его, а славу духовную, славу небесную, которой, по словам Господа

Иисуса Христа, праведники просветятся, как солнце, в обителях Отца Небесного.

Гражданами этого Небесного Царства являются тьмы тем ангелов и архангелов, все святые Божии угодники, все истинные рабы Божии, которые не напрасно для жизни будущего века прожили свою земную жизнь и в глубине своего сердца потрудились над делом спасения души, очищая ее от греховной скверны и украшая ее той чистотой, теми добродетелями, какие составляют вечную духовную красоту человека. В этом Небесном Царстве пребывают и те угодники, имена которых носит каждый из нас. В нем и все ангелы-хранители православных людей. Ангел-хранитель каждого из нас, незримо охраняющий нас на всех путях нашей земной жизни, после окончания нами этой земной жизни войдет в Царстве Небесном в лик святых ангелов и архангелов, чтобы славословить Господа в радости и духовном восторге в бесконечных веках.

Когда-то — знаем мы со страниц Святой Библии — Царство Небесное было Царством Божиим на земле. Это было тогда, когда первая человеческая чета, сотворенная Богом, была безгрешна, свята и непорочна. Первые люди беседовали с Господом лицом к лицу, не знали ни скорбей, ни болезней и созданы были для бессмертной жизни не только по своей душе, но и по своему телу.

И вот, когда первый человек, неблагодарный Господу за Его величайшую к нему любовь, преступил заповедь Божию и допустил греху войти в свое сердце, Господь лишил его этих радостей жить с Ним в Царстве Божием на земле — в раю. Он его осудил на болезни и скорби и земной труд, подчас нелегкий для человека. Двери рая — этого Царства Божия на земле — закрылись для человека; согрешив, он стал недостойным пребывать в раю. И с тех пор, вместо Царства Божьего, воцарилось на земле господство грехов, пороков, страстей. Не было и нет такой лжи и такого беззакония, какими не осквернились бы грешные люди; нет такого порока, такого духовного падения, каким не была бы запачкана земля; нет таких бедствий, болезней и скорбей, какими не болели бы и не скорбели бы падшие грешные люди.

Но у Господа, мои дорогие, — неисчерпаемый источник милости. Бог есть любовь, и не оставил Бог человека лежать во грехе. Пришло время, о котором знал Бог в Своем Совете, и на земле вочеловечился, принял на Себя человеческое тело и душу Сын Божий. Во образе Господа Иисуса Христа Он пришел спасти людей от власти над ними греха, диавола и вечной смерти и открыть закрытые двери Царства Божия, но уже не на земле; открыть двери Царства Небесного, чтобы в эти двери входили все, кто с верой и преданностью воле Божией будет проходить свой земной путь.

Спаситель приходил на землю, чтобы Своим искупительным подвигом вернуть людям утраченное счастье; чтобы, открыв для всех людей путь в Царство Небесное, научить, как надо жить, чтобы достойно войти в эти открытые двери; чтобы сделать всех, кто пойдет за Христом, сыновьями и дочерями Небесного Отца, дать их сердцам переживать всю радость веры в Бога, все счастье любить Господа. Спаситель завещал нам умирать с верой и надеждой на то, что Он, сказавший: «Приходящего ко Мне не изгоню вон» (Ио. 6, 37), примет нас в Своем Небесном Жилище и не затворит перед нами дверей Своего Царства.

Для того, чтобы люди научились идти к Царству Небесному, получали Божественную помощь на этом пути и не оставались на нем одинокими со своими слабыми, немощными силами, Господь наш Иисус Христос основал на земле Свою Церковь. Православная Христова Церковь -это преддверие Царства Небесного, через которое мы и входим в него.

Этой Своей Церкви Он оставил все сокровища благодати, сокровища истинной радости и счастья, чтобы Святая Церковь раздавала эти сокровища всем, Кто отзывается на зов Христов, кто идет за Христом, кто хочет по окончании своей земной жизни войти в Царство Небесное, о приближении которого проповедывал Иоанн Креститель, учил Господь Иисус Христос, завещавший апостолам и их преемникам продолжать эту проповедь.

Господь преподал повеление Своей Церкви, чтобы она будила засыпающие в житейской суете бессмертные души и звала их к вечному спасению, напоминая людям о том, что двери Царства Небесного открыты и что короткую нашу земную жизнь надо прожить достойно этого предназначенного для всех нас счастья: войти в двери рая, в семью святых ангелов и Божиих людей, чтобы там, в жизни будущего века, которому не будет конца, как это мы исповедуем в Символе веры, носить в себе непрекращающееся счастье.

В Святой Церкви незримо и непрерывно пребывает Глава ее — Господь Иисус Христос; с ней неразлучен Дух Святый со всеми дарами Своей благодати, какие Он раздает через нас, грешных служителей Церкви, всем верующим, жаждущим и алчущим небесной пищи, без которой не может жить ни одна живая душа.

Господь Иисус Христос оставил в основанной Им Церкви все богатства истины, все сокровища света. Это богатство составляет Его Божественное слово, евангельское, апостольское, пророческое, ветхозаветное и новозаветное, в котором Господь Бог открывает нам все тайны прошлой жизни мира и все тайны будущей жизни мира, не указывая лишь времени второго пришествия Господа Иисуса Христа, о чем ведает только один Господь.

И мы, взирая на священные страницы слова Божия, оборачиваясь назад, видим величественную картину сотворения мира, видимого и невидимого, Всемогущим Богом, видим счастливых и блаженных первых людей, видим и мрачную картину распространения греха по всему лицу земли смрадными, зловонными ручьями. Видим мы на страницах Библии, как в этой греховной тьме, словно яркие звезды на небе, святые ветхозаветные праведники сияют своей верой, целомудрием, смирением, терпением: Авраам, Исаак, Иаков, праведный Ной, великие вожди иудейского народа — Моисей, Иисус Навин, царь и пророк Божий Давид, пророки Исаия, Иеремия, мученики Маккавеи. Эти носители веры и правды Божией среди развращенного, греховного ветхозаветного мира сумели сохранить всю чистоту своей веры, своей любви к Богу, потому что жили верой в ожидаемого Спасителя мира. Мы слышим слухом своей веры со страниц Библии голос Божий, обещающий еще первым людям после их греха, что «Семя Жены» — Тот, Кто будет рожден Женою — сотрет главу змия, победит диавола.

В слове Божием открываются перед нами священные картины земного подвига Господа Иисуса Христа. Мы знаем со страниц Евангелия, как Господь Иисус Христос трудился ради нас, проповедывал, звал людей в Свое Небесное Царство. Мы видим, сколько Он перенес злобы и клеветы человеческой и как Он понес кровавую смерть ради нашего спасения. С благоговейным трепетом, очами своей веры, мы взираем на Его Воскресение и славное Вознесение на Небо. На страницах Евангелия мы видим открытое перед нами будущее. Господь ничего не скрывает от нас, Своих детей. Ведь, по Его словам, мы не рабы Его, которым господин не открывает своих мыслей, а друзья и дети. Он говорит нам о том, что придет время и Сын Божий вторично явится на нашей грешной земле, но не в уничиженном виде Вифлеемского Младенца или бесприютного скитальца, каким Он был в первом Своем пребывании на земле, а придет в славе Своей, окруженный ангелами, придет для того, чтобы судить живых и мертвых и открыть новую жизнь. Вместо той земли, по которой мы ходим, и того неба, которое мы созерцаем своими телесными очами, будет новая земля и новое небо, и сойдет с небес, по слову св. Иоанна Богослова, новый Нерукотворенный Иерусалим (Откр. 21, 1-2).

Вот эти сокровища истины и света в слове Божием оставлены Господом Спасителем в Его Святой Церкви; ей Он вручил это Свое слово, чтобы Церковь берегла каждую букву, каждую йоту Божественного Откровения, проповедывала слово Божие людям, звала их спешить, пока мы еще живы, спасать свои души и готовить себя к Царству Небесному, у врат которого ожидает всех нас после земного пути Хозяин Неба и Земли — Сам Господь Иисус Христос.

Спаситель вручил Своей Церкви сокровища радости. В ограде ее Он дарует прощение и самому тяжкому грешнику, когда он плачет о своих грехах. Здесь Он подает нам все новые и новые силы для нашего вечного спасения. Здесь, в Святой Церкви, преподается то, что делает людей и на земле счастливыми: здесь проповедуется через слово Божие любовь, как основной закон человеческих взаимоотношений, та любовь, которая, по слову апостола, не завидует, не превозносится, не гордится, не раздражается, не мыслит зла, все переносит (I Кор. 13, 4—7).

Главная добродетель членов Церкви Христовой — смирение и терпение; главное их достоинство — чистота сердца; главное отличие — самоотвержение. И потому, с явлением этого преддверия Царства Небесного на земле, в Церкви Христовой процвели бесчисленные добродетели, и она просияла великим множеством носителей святости, духовного совершенства, нетленной красоты.

Господь завещал Своей Церкви Христовой сокровища мира, «который превыше всякого ума» (Филип. 4, 7). Этот мир состоит в примирении с Богом, в чистой совести, в крепкой, несомневающейся надежде и в сыновней дерзновенной молитве Небесному Отцу.

В Царство Небесное мы все призваны от самого своего рождения, от святых минут нашего крещения. И мы должны чаще обращать внутрь себя свой духовный взор и спрашивать самих себя: достойные ли мы сыны Церкви Христовой, носим ли мы в себе истинную веру, ощущаем ли мы в себе самих мир и покой совести, приносят ли наши труды над спасением своей души те плоды, о которых говорит святой апостол: «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5, 22)? Носит ли наше сердце жажду жить со Христом и умирать с Ним?

Вот и хочется, дорогие мои, еще раз напомнить всем вам о нашем общехристианском священном долге: надо искать в слове Божием света духовного, освещающего наш жизненный путь; надо трудиться над спасением своей души путем искреннего покаяния, слез и сердечных воздыханий; надо очищать, освящать и обновлять свой бессмертный дух Святыми Таинствами церковными, приступая к ним с верою, благоговением и страхом Божиим. Надо искать прежде всего тех небесных и нетленных сокровищ, каких не могут отнять от нас ни болезни, нм скорби, ни испытания, ни сама смерть, ибо с этим богатством, с этим сокровищем мы уйдем в Царство будущего века. Надо искать радости о Духе Святом в молитве в храме Божием и в своем домашнем молитвенном уголке. Надо стремиться к теснейшему общению со Христом через причащение Святых Его Таин.

Спаситель говорил: «Царство Небесное приблизилось». Мы все стоим у его порога. Если даже иные из нас проживут и несколько десятков лет на земле, то что эти десятки лет значат в сравнении с нескончаемой вечностью? Потому и можно сказать, что все мы стоим у порога смерти, все мы стоим у дверей Царства Небесного, которое близко ко всем нам.

Да не будет бесплодной для этого будущего счастья наша земная жизнь! Дай Бог, чтобы двери Царства Небесного не затворились ни перед кем из нас, чтобы, войдя в эти открытые двери, все мы пребывали со своим Сладчайшим Господом навеки.

Митрополит Николай

Система Orphus