(БЕРЛИН, 21—26 ФЕВРАЛЯ 1951 г.)
Всемирный Совет Мира, члены которого были избраны на Втором Всемирном Конгрессе сторонников мира, происходившем в Варшаве, является подлинным штабом организованного миролюбивого человечества.
В его составе имеют своих представителей народы 58 стран. Здесь люди различных профессий, возрастов, политических взглядов и религиозных убеждений.
Народы мира с надеждой взирают на Всемирный Совет Мира, рассматривая его как силу, способную при поддержке сотен миллионов людей отстоять для всего человечества мир и счастье. Ведь в каком бы уголке земного шара ни жил простой человек, — он всей душой тянется к миру.
На повестке дня первой сессии Всемирного Совета Мира стояли вопросы, волнующие весь мир, решения которых ожидают с нетерпением все народы: о мирном разрешении германской проблемы, о мирном разрешении японской проблемы, с которой связан и корейский вопрос. Сессия ставила своей задачей рассмотреть и вопросы по обеспечению мероприятий мира, выработанных Варшавским Конгрессом и Женевской сессией Бюро Всемирного Совета Мира (в январе с. г.), вопрос о расширении движения сторонников мира и другие.
Всемирный Совет Мира собрался на свою первую сессию в дни, когда над миром звучат слова И. В. Сталина:
«Мир будет сохранен и упрочен, если народы возьмут дело сохранения мира в свои руки и будут отстаивать его до конца. Война может стать неизбежной, если поджигателям войны удастся опутать ложью народные массы, обмануть их и вовлечь их в новую мировую войну.
Поэтому широкая кампания за сохранение мира, как средство разоблачения преступных махинаций поджигателей войны, имеет теперь первостепенное значение».
И сколько раз — об этом все знают из нашей прессы, подробно освещавшей ход работы сессии, — эти мудрые и ясные слова нашего Вождя упоминались в устах выступавших на сессии представителей различных стран света.
Сессия состоялась в столице Германской Демократической Республики — Берлине.
Мы прилетели из Москвы в Берлин 19 февраля. До дня начала заседания мы имели возможность осмотреть город и побывали в Берлинской Национальной Галлерее (скульптура и живопись) и на выставке, посвященной пятилетнему плану восстановления и развития народного хозяйства республики.
Советская делегация, в числе ее и я, имела пребывание в одной из лучших гостиниц города. Наши немецкие друзья, как это делали и польские друзья в дни Конгресса в Варшаве, окружали нас своим вниманием и заботами во все дни нашей работы.
В торжественной обстановке сессия открылась утром 21 февраля в Доме Печати.
Улицы и дома Берлина были празднично украшены к этому дню: флаги, портреты виднейших деятелей по защите мира, плакаты с приветом борцам за мир, изображения белого голубя мира — все это придавало городу особый колорит, говорило о наступлении исключительных дней, работы сессии Всемирного Совета Мира.
Работа сессии продолжалась шесть дней, мы заседали утром, днем и вечером. Со второго дня сессии начали свою работу комиссии, организованные для подготовки резолюций. Почти каждый из делегатов принимал участие и в работах комиссий или подкомиссий.
Каждый день у Дома Печати на Фридрихштрассе, где проходили заседания Совета Мира, собирались трудящиеся Берлина и приветствовали нас при входе и выходе из здания.
В сессии приняли участие около 200 членов Совета, представители стран всех частей света, в числе их делегаты Индии, Филиппин, Пакистана, Черной Африки и многих других стран.
Доклады Пьетро Ненни (Италия) на тему «Осуществление программы, выработанной на Втором Всемирном Конгрессе сторонников мира» и Ива Фаржа (Франция) на тему «Мирное разрешение германской и японской проблем» вызвали оживленную дискуссию.
На сессии выступали с речами многочисленные представители различных государств на многих языках. В нашей прессе печатались речи выступавших ораторов. Каждый из них своим выступлением вкладывал свою долю участия в общее дело борьбы за мир, вносил свои мысли и чувства, отражая в своей речи убеждения и переживания своих соотечественников — сторонников мира.
Мысль о серьезной угрозе миру со стороны зарвавшихся агрессоров и одновременно о все растущем и крепнущем движении сторонников мира, способном отстоять дело мира, красной нитью проходила через все выступления участников сессии Всемирного Совета Мира и нашла свое выражение в документах, принятых сессией.
Из советских членов Совета Мира выступали: академик А. Опарин, И. Эренбург, Ванда Василевская, А. Корнейчук и я. Все речи советских ораторов были приняты на сессии аплодисментами.
Свою речь на пленарном заседании я произносил 23 февраля, когда председательствовал мой личный друг и друг Советского Союза, настоятель Кентерберийского собора д-р Хьюлетт Джонсон. Мое выступление было очень горячо встречено и президиумом, и членами Совета.
Как и в Варшаве, через наушники мы слушали все речи на русском языке. Производился одновременный перевод на пять языков.
Во время заседаний в зал входили для приветствий школьники молодежь, рабочие. Ежедневно выпускался на пяти языках бюллетень, Всемирного Совета Мира с подробными отчетами о заседаниях и текстами речей.
И здесь, как и в Варшаве, любители автографов собирали наши подписи на книгах, листках блокнотов, членских билетах Всемирного. Совета Мира.
Я дал интервью в газеты и представителям ряда организаций. Одна из берлинских газет (Neue Zeit) поместила мое интервью на первой странице с большим моим портретом и сопроводила ответы на вопросы теплой, дружеской характеристикой моей личности.
Во время сессии Всемирного Совета Мира у меня были встречи и беседы со старыми друзьями: д-ром X. Джонсоном (Англия), аббатом Булье (Франция), профессором богословского факультета в Праге Громадка, священником Дарр (США), г-жей Джесси Стрит (Австралия) и другими. Я познакомился и с рядом новых лиц и в беседах с ними отвечал на множество вопросов о своей Родине и о Русской Православной Церкви: священником Чэндлером (Новая Зеландия), пастором-реферантом Верховного евангелическо-лютеранского управления всей Германии Розе, пастором Клейншмидт (западный Берлин), римско-католическим священником Фишером (Шверин, Германия), датским писателем Андерсен Нексе, председателем Ливанского комитета сторонников мира г. Тибет, профессором Людмилом Стояновым (Болгария), пастором Герц (Германия) и другими.
На заседании 25 февраля единогласно было принято Обращение Всемирного Совета Мира о заключении Пакта Мира и резолюция об Организации Объединенных Наций. А в день последнего заседания, 26 февраля, приняты и другие резолюции, имеющие огромное значение для дела мира и проникнутые духом страстной, последовательной борьбы за мир (все они напечатаны в настоящем № нашего журнала).
Члены Всемирного Совета Мира, в числе их и я, а также участники сессии, приглашенные Советом, первыми поставили свои подписи под историческим Обращением о заключении Пакта Мира.
Несомненно, с глубочайшим удовлетворением сотни миллионов людей во всех странах встречают это Обращение Всемирного Совета Мира.
Миролюбивые народы всех стран воспринимают Обращение и другие решения Всемирного Совета Мира как выражение своих самых сокровенных чаяний и стремлений. Борьба за сохранение и упрочение мира, за обуздание злейших врагов человечества — американо-английских империалистических поджигателей войны — стала кровным делом миллионов простых людей.
Простые люди все отчетливее понимают, что новая мировая агрессивная война, организуемая ее зачинщиками, угрожает всем странам и континентам, что эти зачинщики пытаются ввергнуть в кровавую пучину войны все человечество, уничтожить миллионы невинных людей, пытаются распространить пожар войны на весь мир.
Но нет в мире народа, который не был бы жизненно заинтересован в том, чтобы предотвратить этот пожар войны.
Выражением непреклонной решимости народов отстоять дело мира явится дальнейшее упрочение организованного фронта сторонников мира, объединяющего сотни миллионов людей, как несомненный ближайший результат решений, принятых сейчас на первой сессии Всемирного Совета Мира.
Успешно была проведена международная кампания по сбору подписей под Стокгольмским Воззванием о запрещении атомного оружия, и она показала, какими огромными возможностями обладает движение в защиту мира. Движение сторонников мира ставит сейчас перед собой еще более широкие задачи. Сейчас на этой своей сессии Всемирный Совет Мира в качестве главной, первоочередной, выдвинул задачу организации массового движения за заключение Пакта Мира между пятью великими державами.
Исключительное значение Пакта Мира очевидно всем. Всем честным людям ясно, что заключение этого Пакта пятью великими державами явилось бы важнейшим шагом в деле сохранения и упрочения мира во всем мире.
Сейчас во всех странах будет организована массовая кампания по сбору подписей под Обращением, и она должна приобрести еще больший размах, чем кампания по сбору подписей под Стокгольмским Воззванием.
В ответ на решения первой сессии Всемирного Совета Мира великая армия сторонников мира с еще большей энергией и настойчивостью поведет борьбу против угрозы новой войны, сосредоточивая свои усилия на решении главной задачи — заключении Пакта Мира между великими державами.
Наметившая конкретные пути мирного разрешения неурегулированных международных проблем, потребовавшая их разрешения сообразно интересам всех простых людей на земле, первая сессия внесла крупнейший вклад в дело предотвращения новой мировой войны.
Сессия убедительно показала, что силы мира непрерывно растут и что за короткий срок, прошедший после окончания Второго Всемирного Конгресса в Варшаве, фронт сторонников мира добился новых значительных успехов, привлек на сторону великого и правого дела миллионы новых бойцов.
Наш народ, идущий в авангарде миролюбивых народов, конечно, горячо и единодушно поддержит Обращение Всемирного Совета Мира и другие принятые на сессии решения.
Русская Православная Церковь, участвуя со всем советским народом в его настойчивой, последовательной борьбе за мир, без всякого сомнения, вся, как один человек, в лице своего епископата, духовенства и верующих поддержит исторические решения первой сессии Всемирного Совета Мира и проявит полное единодушие в подписании Обращения о заключении Пакта Мира.
В дни работы сессии Президент Германской Демократической Республики г. Вильгельм Пик устроил большой прием в честь участников Всемирного Совета Мира. На приеме присутствовали все члены правительства и много представителей немецкой общественности. Г-н Президент выразил желание познакомиться со мной. Я был ему представлен, и он, предложив мне место за столом около себя, беседовал со мной. Я приветствовал г. Президента с недавно исполнившимся 75-летием и пожелал ему здоровья и процветания республике.
После окончания сессии Христианско-Демократический Союз Германии, руководимый заместителем председателя Совета Министров Германской Демократической Республики г-ном Нушке, устроил 28 февраля в здании этого Союза прием в честь меня. На встречу со мной собрались министры, принадлежащие к Союзу, и много членов Союза. Тепло встреченный, я был приглашен выступить с речью о международном положении, отношении к вопросам мира и войны с христианской точки зрения и о задачах христиан в борьбе за мир. После моего выступления г. Нушке обратился ко мне с большой речью, отметив значение моего пребывания среди руководства и членов Христианско-Демократического Союза, поблагодарил меня и открыл дискуссию. Мне были задаваемы вопросы, касающиеся внутренней жизни Русской Православной Церкви и ее позиции в отношении к вопросам современности. Девушка от лица партийной молодежи преподнесла мне цветы, приветствуя речью. Я сердечно ответил ей под аплодисменты всех собравшихся. По окончании беседы я выходил из зала под шумные аплодисменты членов Союза.
25 февраля утром в одном из зал Берлина состоялся массовый митинг трудящихся в честь работы Всемирного Совета Мира.
В эти же часы я, совместно с Преосвященным Борисом, епископом Берлинским и Германским, совершал богослужение в Александро-Невской церкви Потсдама (предместье Берлина), при участии почти всего берлинского духовенства (в Берлине 4 православных церкви нашей юрисдикции). Это было воскресенье и день Ангела нашего Первосвятителя Святейшего Патриарха Алексия. Я обратился к верующим с речью и сам был приветствован речами епископа Бориса и церковного старосты, встретившего меня у порога храма, по русскому обычаю, с хлебом-солью. Дорогому имениннику прекрасный хор Берлинского кафедрального православного собора одушевленно спел «Многая лета».
По окончании работ Всемирного Совета Мира 27 февраля я имел возможность побывать совместно с епископом Борисом в городах Дрездене и Лейпциге. В этих городах имеются наши православные церкви, входящие в состав германской епархии.
В храмах мы были встречены о. о. настоятелями и верующими. Прекрасные храмы в Дрездене и Лейпциге содержатся в полном порядке. Обе эти церкви уцелели (за исключением незначительных и уже ликвидированных повреждений) среди руин обоих этих городов, пострадавших от бомбардировок.
В Лейпцигском храме-памятнике, где в склепе покоится прах воинов, погибших под Лейпцигом в Первую Отечественную войну в 1813 году, и у входа в который в 1945 году погребен прах неизвестного солдата Советской Армии, я совершил литию у открытой двери этого склепа. В нем рядами расположены гробы с останками наших героев-сородичей.
Свое путешествие в города Дрезден и Лейпциг я совершал на автомобиле, проехав за один день 707 километров.
Окрыленные проведенной на сессии Всемирного Совета Мира работой, полные удовлетворения тем, что и каждый из нас вложил свою лепту в великое дело защиты мира, все мы, посланцы Советского Союза, возвратились в родную Москву 1 марта.
Митрополит Николай