РЕЧЬ НА ПЕРВОЙ СЕССИИ ВСЕМИРНОГО СОВЕТА МИРА

(БЕРЛИН, 23 ФЕВРАЛЯ 1951 г.)

Дорогие друзья мира!

Взволнованно и страстно говорим мы здесь о ремилитаризации Германии и Японии, как и по другим вопросам нашей повестки дня. Каждый из нас говорит не только за себя. Мы собрались не просто группой людей, борющихся за мир: мы — избранники Второго Всемирного Конгресса сторонников мира. Мы отражаем мысли, убеждения, чувства, тревогу всего миролюбивого человечества.

Почему нельзя говорить о ремилитаризации Германии и Японии спокойными словами? Потому что эти акции поджигателей нового военного пожара свидетельствуют о готовящейся агрессивной войне. Ведь ни один из народов не помышляет о нападении на Западную Германию, на Западную Европу. Значит, ремилитаризация — это война, это агрессия.

Это — то, что исключает мир, защищать который, ограждать который от покушений составляет нашу священную задачу, является первейшей заботой подавляющей массы всего человечества.

Какая пропасть лежит между идеологией миролюбивых простых людей и факельщиков новой военной бойни!

Простые люди всего мира жаждут спокойной жизни и мирного труда. Вот какие картины представляются их взору. Вольный ветер уже развеял гарь вчерашних военных пожарищ. Колосятся поля, и зеленеют луга. Безмятежно резвятся дети в садах. Человеческие руки с любовью разобрали камни послевоенных развалин и строят новые прекрасные дома. Все новые встают трубы заводов и корпуса школ. Невиданные в мире машины, поставленные на службу человека, роют многокилометровые каналы и строят чудесные города. Миллионы гектаров мертвой земли оживают под благодетельной рукой человека. Здесь толь о на мирный труд обращен человеческий гений и в гармоническом организованном труде уверенно планируется будущее, и эти планы точно и неукоснительно проводятся в жизнь. Растет и умножается благосостояние народов. Процветают, во благо этих народов, культура, наука, искусство, поэзия.

А как представляет себе ближайшее будущее кучка безумцев, толкающих мир к новой военной катастрофе? И чем живут эти люди сейчас?

Союзы и блоки, дипломатическое лукавство и тайные сговоры, жалкие подачки и военные маневры. Сокращение мирного производства и огромное накопление боевых запасов. Все увеличивающаяся дороговизна жизни и непосильное бремя налогов. Золотой поток для ничтожного меньшинства и нищета для масс, материальное обеднение и моральное одичание. Перешедшее все пределы глумление над человеческим достоинством. Страх и ненависть.

И какой чудовищный накал ненависти! Только ненавистью дышат, только ненавистью питаются, только ненависть изрыгают заокеанские господа. Ненависть не только к тем, кто ублюдочную их «философию» считает достоянием прошлого, но и к «своим», лишь осмелившимся подать несмелый голос возражения. Беспрестанный полицейский окрик на «неблагодарную» Европу. Угрозы по адресу стран Народной Демократии. И уже совершенно исступленная, лютая, клокочущая злоба к народам Советского Союза.

Великим кощунством, с христианской точки зрения, является тот факт, что эти люди называют себя христианами. Не укладывается в рамки разума и совести, как все эти Трумэны, ачесоны и даллесы, возвратясь к себе из своих служебных кабинетов, где они только что склонялись над картами будущих опустошений и убийств, надевают черные сюртуки и в кругу своих семей читают Библию!

Одну из предполагаемых форм той бойни, которую мировые преступники затевают против свободных народов, они высокопарно именуют «превентивной», предупредительной войной. Эта формулировка по существу расшифровывается просто: «Я подозреваю, что ты хочешь напасть на меня, и потому нападаю на тебя первым».

Это хуже, чем грабительское нападение на большой дороге. Там жертва, даже плохо вооруженная и просто не растерявшаяся, может оказать сопротивление грабителю. Здесь же подготавливается самый подлый, самый низкий способ нападения, — из-за угла, удар ножом в спину.

О какой войне мечтают эти люди?

Последняя мировая война у всех нас перед глазами. Всем нам памятны ужасы фашизма. Еще не прошло шести лет с тех пор, как перестали дымиться подожженные гитлеровцами здания и освобожденные страдальцы Освенцима и Майданека, оставшиеся в живых, покинули свои страшные жилища.

Картина войны, развязанной агрессором, — кошмарное зрелище.

Чрезвычайная Государственная Комиссия по расследованию фашистских злодеяний в Советском Союзе, за время своей деятельности, на основании громадного количества документов, установила поистине чудовищные злодеяния гитлеровских преступников, какие были совершены ими над миллионами мирных граждан Советского Союза и военнопленными. Комиссия определила колоссальный материальный ущерб, причиненный советским гражданам, организациям и государственным предприятиям в результате временной оккупации части моей страны.

Будучи членом названной Чрезвычайной Государственной Комиссии, я вступал во многие временно оккупированные города и села моей Родины тотчас по окончании боев за их освобождение, по пятам нашей армии. Я видел сотни еще неубранных трупов убитых мирных людей, изнасилованных и искалеченных пред смертью, уничтоженных врагом только за то, что они не уходили из своих жилищ вслед за отступавшими гитлеровскими бандами. Я видел высокие холмы из человеческих трупов, лишь слегка прикрытых землей, торчащие из земли ноги и скрюченные в предсмертных судорогах руки, части тела, отделенные от корпуса, тела женщин и детей, простреленные пулями и исполосованные ударами плети, ножа, штыка, раскаленного железа. Я разговаривал с живыми свидетелями преступлений и с теми, кто чудом спасся из этих холмов и ям смерти. С чувством священного гнева против людоедов я склонял голову у колодцев около города Симферополя и у шахт Донбасса, заполненных сброшенными туда трупами мирных тружеников и обывателей. Все эти преступления записаны и закреплены свидетельскими показаниями и документами.

Я видел невероятное, я испытывал чувства, дотоле мне неведомые, сердце мое содрогалось от непередаваемой печали, жалости, сочувствия, негодования, возмущения, гнева.

Ужасы фашизма никогда не сотрутся из памяти человечества.

О тягчайших страданиях от рук палачей-изуверов будут в течение долгих веков повествовать развалины Дахау, Майданека и других мест массового садистского, людоедского истребления людей.

Воинствующий фашизм начисто отверг все законы человечности. Наиболее ненавистным стало для него самое понятие «человек» с его внутренней самостоятельностью, достоинством, сложным душевным миром. В садистском упоении фашисты не только грабили, жгли, убивали, учиняли жестокие расправы над невинными, — они издевались, глумились, насмехались над самым святым, что имел человек, они отыскивали самое больное, чтобы растравить его, самое заветное, чтобы туда плюнуть. Культ грубой силы провозгласили они венцом человеческого прогресса и носителями этой силы — себя.

Окончилась Вторая мировая война. Немецкий народ сбросил с себя цепи фашизма, ту петлю, которая давила шею его же самого. Он начал новый этап своей жизни. Образовалась Германская Демократическая Республика. В восточной части своей страны немецкий народ с энтузиазмом воплощает в жизнь идеи подлинной демократии, увеличивает свои материальные блага, строит свое счастливое духовное и материальное будущее. Вместе со всем миролюбивым человечеством всего мира немецкий народ стремится к миру и защищает его. Он протестует вместе со всеми простыми и честными людьми всего мира против ремилитаризации Западной Германии, насильно навязываемой ему американскими «благодетелями», под пятой которых народ этой Западной Германии, как об этом только что ярко говорил представитель оттуда, борется за свою свободу и целостность, неделимость своего отечества.

Немецкий народ сам проклинает фашизм и нацизм и с болью в душе вспоминает об ужасах фашизма в последней войне.

Но что же? Прошло только пять лет, и все человечество стало свидетелем повторения этого кошмара в американской агрессии в Корее! Оказалось, что, становясь агрессорами, господа из империалистического лагеря повторяют злодеяния своих бывших врагов и даже во многом их превосходят. Изуверские злодеяния, оказывается, — не только плод фашизма и нацизма, но это — природное свойство империалистической клики!

Гитлер и его слуги могли бы позавидовать генералу Макартуру и его сподвижникам по корейской агрессии.

Видимо, звериный облик империализма может меняться только в одну сторону — становиться еще более свирепым, страшным, беспощадным. Совершенствующаяся техника лишь дает в руки палачей более изощренные орудия мучений и смерти.

Вторая мировая война, которую ее зачинатели называли «молниеносной», длилась шесть лет. Не может и сейчас быть войны «мгновенной», войны «в белых перчатках», войны «с коротким нажатием кнопок».

Если разразится третья мировая война, она будет еще более жестокой и опустошительной, чем вторая, она тоже станет бесконечной цепью страданий, смертей, разрушения материальных ценностей, уничтожения памятников культуры и разгула самых темных человеческих страстей. Мир увидит многократно повторенными Майданек и Освенцим, Бабий Яр и Дахау. Матери Франции и Бельгии, Испании и Швеции, Голландии и Италии, Дании и Турции, Швейцарии и Греции, Германии и Люксембурга должны знать, что если случится страшное, если вновь на арену жизни вырвется зверь войны, — не одна женщина в муках будет прижимать к груди обезглавленный труп своего ребенка...

Разве мы уже не видим этого в Корее?

Какие кровавые страницы в истории многострадального миролюбивого и культурного корейского народа перелистываются сейчас на наших глазах!

Уже три четверти года изо дня в день заливается кровью маленькая трудолюбивая прекрасная страна, страна высокого развития и чудесных песен, сказаний, легенд.

Всем нам известно, как 25 июня 1950 года орды корейской американской марионетки — Ли Сын Мана подло напали на Народно-Демократическую Корейскую Республику, по указке своих американских хозяев. Известна тщательная разработка этого отвратительного, по своей низости, акта.

Известно, как свободолюбивый корейский народ ответил в едином порыве на провокационное нападение. Известно, как президент Трумэн отдал приказ американским вооруженным силам на Дальнем Востоке притти на помощь своему верному союзнику — Ли Сын Ману.

Известно, какими методами воздействовали и действуют Соединенные Штаты Америки для проведения через ООН угодных им резолюций.

Известны демагогические вопли американских пропагандистов, какими пытаются они прикрыть обнаженный перед всем миром звериный оскал империализма.

Известен ход военных действий на фронтах этой многострадальной земли. Известно беспредельное мужество и героизм, с каким древний народ отстаивает свою независимость и жизнь перед ордами современных дикарей. Известно, какую симпатию и сочувствие вызывают страдания корейского народа у всего свободолюбивого человечества.

И еще известно одно обстоятельство корейских событий, и вот на этом обстоятельстве я хочу остановить ваше внимание. Я имею в виду методы ведения войны в Корее американскими агрессорами.

Когда мы обращаемся к официальным заявлениям государственных деятелей Корейской Народно-Демократической Республики; когда мы вслушиваемся в показания военных корреспондентов, журналистов, порой не блещущих прогрессивностью своих взглядов; когда говорят живые люди, чудом уцелевшие после отступления оккупантов, или те, кто сумел бежать из прокаженных районов «нового американизированного порядка», — мы чувствуем то, чего не в состоянии передать никакой документ; мы ощущаем ту бездну беспредельного, неутолимого горя, в какую ввергли американские модернизированные чудовища благородный народ с его древней культурой.

Мы и убеждаемся, что дух и плоть фашизма не исчезли, что бредовые мечты фанатика Гитлера нашли своих продолжателей, пытающихся ныне претворить их в жизнь.

Их последователи не отстают от своих учителей.

С первого дня беззаконной агрессии американские неофашисты начали планомерное людоедское уничтожение «низшей» корейской расы.

Что мы видим?

Цинично попранные нормы не только международного права, но и человеческой морали. Расстрелы без суда и следствия, тайно и публично. Страшные истязания жертв: обрезание ушей и носов, грудей, выкалывание глаз, переламывание рук и ног, распятие патриотов на крестах, зарывание в общие ямы живых женщин с грудными детьми и т. д. Возрождение обычаев дикарей — скальпирование корейских патриотов для «сувениров».

С целью уничтожения населения, американские преступники прежде всего изуверски умертвили политических заключенных (от 200 до 400 тысяч человек), заставляя их предварительно копать себе могилы; тела повешенных, расстрелянных и умерших от тифа патриотов сбрасывали в пропасть и, заметая следы, взрывали над нею скалу.

Варварские бомбардировки мирных городов и населенных пунктов были направлены исключительно на истребление гражданского населения.

В следственных комиссиях американских войск мы видим возрожденную «технику» Гиммлера, нечеловеческие пытки над корейскими патриотами: подвешивание за руки, связанные за спиной, что нагло называется «аэропланом»; сковывание наручниками рук за спиной на 2—3 месяца; пытка электричеством, в том числе электрическая кровать, где смерть наступает после пропускания сильного тока; мокрый кожаный жакет, сдавливающий при высыхании грудь пытаемого; помещение больных эпидемической болезнью в набитые доотказа заключенными камеры.

Эти цивилизованные дикари устраивали состязания в стрельбе по живой мишени, прикручивая крестьян колючей проволокой к столбам и стреляя по приколотым у каждого над сердцем мишеням. Воскрешая обычаи молодчиков-фашистов, молодцы-янки фотографировали подобные сцены для семейных альбомов и посылали домой невестам и женам.

Эти представители «высшей» расы практиковали и практикуют массовые насилия над женщинами и девушками Кореи, сгоняя их из окрестных деревень, опьяняя джином и насилуя. Не ограничившись надругательством, несчастных жертв местами загоняли в тоннели, расстреливали из пулеметов и погребали под обломками взорванных скал.

Можно нередко увидеть на дорогах Кореи еще теплый труп матери и плачущего ребенка на ее груди. Известны случаи, когда детей, родившихся в тюрьмах, на глазах матери растаптывали солдатские сапоги, а затем убивали и мать.

При отступлении этот «цвет культуры» уничтожал или угонял с собой все живое на оставляемых землях.

При наступлении их ярость обрушивалась также прежде всего на мирных людей.

Так, при высадке 15 сентября в бухте Инчон круглосуточным безумным огнем было истреблено все дышащее в районе. При наступлении на Сеул в сентябре 1950 г. продолжалась та же тактика всеобщего уничтожения.

В сентябре 1950 г. французский журналист Шарль Фаврель посетил лагерь смерти, расположенный в «долине ужаса» в Южной Корее, В этом лагере обречены на смерть более 300 тысяч корейцев. Таких лагерей в то время было до 10. Лагери обнесены колючей проволокой, по которой пропущен электрический ток высокого напряжения. Люди живут на земле, они не имеют ни одежды, ни обуви. Их не кормят, они едят траву и кору деревьев и кустов. Американские ученые и врачи, под видом оказания медицинской помощи, испытывают на заключенных новейшие вакцины и химические препараты. Каждой ночью в окружающих лагерь оврагах происходят расстрелы. Уничтожению подлежит в первую очередь интеллигенция корейского народа: врачи, учителя, инженеры, техники, агрономы.

«Я обвиняю! — заявила корейская артистка Цой Сын Хи. — Кровь тысяч младенцев, уничтоженных американцами, десятков тысяч замученных в лагерях смерти, сотен тысяч убитых на фронте взывает к справедливости. Военные американские преступники должны быть жестоко наказаны за свои злодеяния. Я обвиняю их. Я верю, что час суда скоро наступит».

При отступлении в январе 1951 г. оккупанты силой угнали на юг Кореи более 2 миллионов мирных жителей, которые тысячами гибли в пути в придорожных канавах от холода и голода, от пуль агрессоров.

Оставшихся в живых и размещенных в лагерях Юга мирных жителей Северной Кореи ожидали голод и эпидемии. Даже пресловутая «комиссия ООН по объединению и восстановлению Кореи» в своем письме в ООН от 1 февраля 1951 г. отмечает, что 3 628 тысяч корейцев остались без крова в нищете.

Особой ярости оккупантов повсеместно подвергаются корейские дети. Всюду, куда вступила нога интервентов — в провинции Южный Пхеньян, Северный Хамген, Южный Хамген, Кенги, Канвон, — американские бандиты уничтожали детей.

И опять нельзя отрешиться от мысли о том, что идейные руководители страшных событий в Корее считают себя христианами, и не только христианами, но даже и руководителями христианских организаций! Они знают Библию и нередко заявляют об этом во всеуслышание!

И разум отказывается дать объяснение всему этому кошмару, и сердце не перестает содрогаться от чувств священной ненависти к людоедам, и совесть всех простых людей вопиет против злодеяний американского агрессора!

Волны протеста и возмущения против американской агрессии в Корее и злодеяний оккупантов; против попыток развязать новую мировую войну путем блоков, пактов, ремилитаризации Германии и Японии; против использования ООН Соединенными Штатами Америки как орудия агрессии — прокатываются по всему миру. Это возмущение против потерявших разум и волю правителей, влекущих народы к пропасти, звучит в бесчисленных петициях, отправляемых по адресу парламентов и министерств. Оно слышно в выступлениях женщин и молодежи, идущих во всех странах света. Протест и возмущение выражают многотысячные толпы людей, собирающихся на городских площадях Европы и требующих, чтобы убрались во-свояси заокеанские мировые разбойники и всесветные колонизаторы во фраках и генеральских мундирах.

На нас, борющихся за мир во всем мире, лежит священная обязанность и огромная ответственность перед грядущими поколениями. Упорно и непрерывно должны мы множить наши ряды, разъяснять оболганным, сомневающимся, равнодушным, укрывающимся всю гибельную опасность их позиции, открывать им глаза на истинное положение дел в мире, вселять надежду и уверенность в усталые сердца.

Высока, благородна историческая миссия, возложенная на нас, и неустанной и настойчивой должна быть наша работа. Но наша работа не тяжела. Среди нас нет людей, которые связывали бы ее с перспективами личных выгод, преимуществ, привилегий. Нам не нужно прибегать к бесчестным приемам, изворачиваться, уклоняться, прибегать к хитросплетениям и софистике, играть словами, вкладывать два смысла в одно и то же понятие, лакировать ложь под правду. Арсенал нашего вооружения совершенно открыт, и у нас нет никаких секретных орудий и замыслов. Мы обращаемся к сердцу простого человека со словами правды, с указанием на то, что до очевидности ясно каждому здравому человеку. Те, кто противоборствует нам, обладают золотом и исключительно совершенным, изощреннейшим аппаратом лжи. Наше сокровище не переводимо ни на какую валюту, и его нельзя ни купить, ни украсть. Наше сокровище — неугасимая, неистребимая, всепобеждающая воля человечества к жизни и к миру.

И наш священный долг, дорогие друзья, еще крепче сплотить свои ряды в борьбе за мир, за прекращение кровавой агрессии в Корее, в борьбе против ремилитаризации Западной Германии и Японии, как шага к новой войне, против оружия массового истребления людей, за прогрессивное сокращение вооружений.

Мы не будем жалеть никаких усилий и трудов в том благородном деле защиты мира, какое поручило нам вести миролюбивое человечество всего мира и какого повелительно требует от каждого из нас наш разум, наше сердце, наша совесть, а для христиан — и те евангельские принципы, которые мы исповедуем.

Вперед, дорогие друзья мира, еще раз вперед — к победе над войной!

Митрополит Николай

Система Orphus