ПИЩА

СЛОВО, СКАЗАННОЕ В ЦЕРКВИ СВ. ПРОРОКА ИЛИИ, ЧТО В ОБЫДЕНСКОМ ПЕРЕУЛКЕ г. МОСКВЫ

Сейчас, дорогие мои, как и за каждой праздничной всенощной, мы совершили священный обряд благословения хлебов. Этот обряд ведет свое происхождение от времен глубокой христианской древности, когда всенощное бдение совершалось всю ночь, до утра, и возглас священника: «Слава Тебе, показавшему нам свет!» — произносился уже при сиянии утреннего солнца. Богослужение прерывалось в своей середине по окончании вечерни, благословлялась трапеза для молящихся с целью подкрепить их телесные силы для всенощного стояния на молитве. На этой трапезе верующим предлагались освященные хлеб, вино и елей.

Почему за нашим священным обрядом мы благословляем именно пять хлебов? Ответ на этот вопрос дают первые слова той молитвы, которую произносит священник или архиерей, совершающий службу: «Господи Иисусе Христе, Боже наш, благословивый пять хлебов и пять тысящ насытивый...»

Мы благословляем пять хлебов в воспоминание того евангельского чуда, когда Господь Иисус Христос пятью хлебами напитал огромную толпу народа. Мы представляем себе своим духом, как эта толпа шла за Спасителем, покоренная Его Божественной проповедью. Люди не замечали того, что они идут в пустынное место, где нельзя будет достать пищи, а многие из них шли с детьми; забыли и о том, что день уже склоняется к закату. Когда наступил вечер, Господь, взяв пять хлебов, какие оказались у одного из мальчиков, благословил их, и, по Его повелению, ученики накормили досыта все множество людей, а одних мужчин было пять тысяч.

Здесь было совершено чудо телесного насыщения людской толпы. Это чудо было совершено действием Всемогущества Божия, ибо «невозможное человеком возможно Богу» (Лк. 18, 27), — говорит слово Божие,

Но здесь совершалось и другое чудо — дух покорил плоть; голод духовный подчинил себе голод телесный. О чем нам говорит это последнее чудо? О том же, о чем говорят и толпы православных верующих людей, наполняющих наши храмы в праздничные дни. Ни духота, ни теснота переполненных верующими храмов не являются для вас препятствием к тому, чтобы простоять нашу долгую вечернюю или утреннюю службу. Это потому, что ваше сердце стремится к тому, о чем говорил Господь: «Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную» (Ио. 6, 27). Все это свидетельствует о том, что в каждом из нас живет бессмертная душа, вложенная в бренное тело нашим Творцом и Отцом Небесным, Господом Богом.

У бессмертной души есть свои потребности, свой голод, свои болезни. Вот и ведет она нас сюда, в храм Божий, к Врачу душевному и телесному, к Питателю наших душ, в место раздаяния той Божественной Небесной Пищи, какой питается и какой ищет верующая душа.

Такой пищей для нашей души прежде всего является наша молитва. Верующий православный христианин не пропускает ни одного утра, ни одного вечера своего дня без того, чтобы на домашней молитве не открыть своего сердца Господу Богу. Но душа этим не удовлетворяется, она зовет нас в святой храм и требует для себя нашей молитвы здесь. И это не только потому, что храм — место особого обитания Божия и что здесь наш Господь открывается в Своих Пречистых и Животворящих Тайнах; но и потому мы имеем нужду в молитве в храме, что за нашими Богослужениями совершается общая молитва от лица всех нас. Здесь не только каждый молится в своем сердце о своих нуждах и скорбях, но здесь мы молимся все вместе одной общей молитвой. Здесь мы единым сердцем и едиными устами говорим от лица всех нас: «ангела мирна», «прощения грехов наших», «прочее время живота нашего в мире и покаянии скончати» — просим.

У кого вера слабая и молитва немощная, молитва другого, рядом стоящего, более сильного духом, более крепкого своей верой, как бы покрывает в эти минуты немощи другой человеческой души и восполняет ее слабую веру. Нередко приходит в храм человек рассеянный, заполненный своей житейской суетой, плохо и небрежно молится, но видит, как из груди рядом стоящего с ним изливается молитва веры с сердечными воздыханиями, и такая молитва вдохновляет и ленивого, охваченного суетой, напрячь силы своего духа и с верой воздохнуть ко Господу.

Господь говорил: «Если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного» (Мф. 18, 19). Он не может не услышать молитвы десятков, сотен, тысяч верующих сердец, объединяющихся на общей молитве за Богослужением.

Наше верующее сердце жаждет получить здесь за нашими Богослужениями те неисчерпаемые благословения Божии, какие преподаются через наши священные обряды, многократное благословение священнослужителей, слова молитв, помазание освященным елеем. Среди своей суетной жизни и своих земных скорбей и тревог душа ищет благословляющей руки Небесного Отца.

Здесь мы целуем святые иконы, прославленные великими милостями от лица тех, кто на них изображен: Божией Матери, Святителя Николая, Великомученика Пантелеймона и других угодников Божиих. И своей верующей душой мы знаем, что, по вере нашей через молитву у подножия святых икон, когда мы всей душой отдаемся молитве, совершаются чудеса милости и к нам от Господа, Божией Матери и святых угодников.

В каждом православном храме есть святые иконы, какие наш простой верующий народ называет «намоленными» иконами. Перед ними молились многие поколения в течение целого ряда веков. И при одном только приближениии к такой иконе у нас загорается новый огонь веры в милосердие Божие, которое изливалось при поклонении этой святыне многим из живших до нас. И мы веруем верой своего сердца, что через эти святыни, источавшие Благодать Божию нашим предкам, не останутся без небесного отклика и наши мольбы.

Здесь, в храме Божием, мы напояем свою бессмертную душу той пищей, какой не может дать нам мир земной. Мы питаемся словом Божиим, оставленным нам Господом Богом на все времена для нашего утешения, ободрения и для нашего научения.

Никакой пытливый человеческий ум не избежит неотвязного для него вопроса: что же ждет нас после смерти? Неужели одна участь ожидает и меня, и то мое домашнее животное, которое ласкается у моих ног? Неужели мы оба превратимся в груду тлеющих костей и через недолгое время от нас не останется и праха? Ни одна земная книга не ответит пытливому уму на этот естественный для живого человека вопрос. Ответит на него слово Божие, насыщающее нашу бессмертную душу, ответит ясно и просто. Оно скажет нам, что смерти для бессмертной души нет, никто из лежащих во гробе не мертв, а только уснул своим телом до всеобщего воскресения из мертвых, перейдя бессмертной душой в жизнь, не знающую конца. Живы мои родители, живы мои предки, живы все, кто когда-либо жил на земле. «Бог не есть Бог мертных, но живых» (Мф. 22, 32), — говорит нам слово Божие.

И как дитя простирает свои ручонки к груди матери, так наша душа устремляется к Тому, Кто не только дает ответ на вопросы жизни и смерти, но Кто, будучи нашим Небесным Отцом, научает нашу бессмертную душу, как надо готовить себя к жизни будущего века, Кто говорит нам о том, какое вечное счастье раскроется перед каждым, имеющим счастье в своей земной жизни веровать в Господа, за Ним идти, с Ним умирать.

Мы идем сюда за священной Пищей, какую подает нам Господь Иисус Христос в Своих Божественных Тайнах Тела и Крови. Ведь взаимно любящие друг друга ищут общения между собой и не хотят разлуки. И мы, дети своего Небесного Отца, спешим в святой храм, чтобы здесь переживать святые минуты общения нашей души с Господом, и не только через молитву, не только через слово Божие, но чтобы через Святые Тайны Христовы вступать в самое тесное, в самое живое общение, и телом и душой, с нашим Сладчайшим Господом. Святое Причащение — это вершина того счастья веры, какое подается каждому, кто эту веру носит в своем сердце.

У нашей бессмертной души есть свои болезни, у нас множество скорбей, всяких забот, испытаний, какие мы должны неизбежно встретить и встречаем в своей земной жизни. На сердце у нас тяжесть греховная. Мы идем в храм к своему Господу, в Которого веруем, как в Небесного Врача душ и телес наших. Здесь мы говорим Ему о своих скорбях, приносим к Нему свое греховное бремя, плачем о своих грехах. Здесь наша душа, утешаясь и очищаясь Благодатью Святаго Духа, становится окрепшей для всех земных испытаний. Кто искренно, от всего своего сердца помолится Господу за нашим Богослужением, тот не может не выйти из храма с духовными силами, обновленными для того, чтобы продолжать человеку нести свой земной труд и идти путем заповедей Божиих к вечной жизни.

Вот потому и люди, которые шли за Господом в пустынное место, забыли о своем голоде и обо всех своих земных заботах. Вот почему переполняются и наши святые храмы до тесноты и духоты. «Не хлебом одним будет жить человек» (Мф. 4, 4), — сказал Господь Спаситель.

Его слово имеет неумирающую силу на все времена. И после нас с вами, мои дорогие, когда на этом месте моей проповеди будут стоять мои преемники и слушать их будут уже не вы, а ваши дети и внуки, бессмертная душа будет тянуться к своему Отцу, как влекут к себе дитя объятия любящей матери, как рвется это дитя прижаться к материнской груди и чувствовать себя на руках родной матери спокойно и счастливо.

Это счастье питаться Нетленной Пищей, счастье вечной жизни, вечных радостей, которым не будет конца для верных детей Божиих, подает нам наш Сладчайший Спаситель. Это Он призывает нас в храмы, собирая на молитву. Это Он одаривает нас Своими небесными благословениями. Такова Его неиссякаемая любовь к людям.

Стоя здесь перед лицом своего Господа, мы веруем, что Он, согласно Своему обещанию, всегда верный Своему Божественному слову, Сам сейчас обходит ваши ряды и незримо благословляет открытые перед Ним сердца.

И хочется мне из глубины моего сердца пожелать всем вам, мои дорогие, чтобы ни у кого из вас никогда не угасал свет нашей православной веры в Господа Иисуса Христа, Сына Божия, за нас распятого и в третий день воскресшего, чтобы все вы утешали и питали свои души этой верой и той святой пищей, какая здесь подается нам.

Готовьте свои души к вечной жизни, к той жизни в Доме Небесного Отца, где мы призваны праздновать вечную Пасху у Господа Спасителя вместе со всеми праведниками и Преблагословенной Небесной Матерью.

Всей своей грешной душой я прошу у Господа Спасителя: да покроет Он всех вас Отеческим покровом Своей любви и благословений; да подаст всем вам Свои нескончаемые милости; да укрепит нашу слабую веру, чтобы все мы своею жизнью славили Его Пресвятое Имя и удостоились вечной жизни.

Митрополит Николай

Система Orphus