В современном размежевании друзей и врагов мира христиане всех исповеданий переживают ответственное время — время испытания верности Христу. Перед каждым христианином, исповедующим Иисуса Христа Сыном Божиим, «пришедшим в мир грешныя спасти», встал вопрос о содействии делу всеобщего мира, о преодолении зла новой мировой войны, которая угрожает человечеству беспощадным истреблением и неисчислимыми бедами. Испытывая христианскую совесть, этот вопрос всколыхнул верующие массы всех исповеданий, разобщенных в веках неправдой жизни и неверным отношением к Церкви, и положил начало их общению на почве активного участия в борьбе за мир.
Если в течение многих столетий между христианами разных исповеданий возвышались стены отчуждения и даже вражды, то теперь, перед лицом опасности мировой войны, они как бы вспомнили о своем родстве во Христе Иисусе и о Его Искупительной Жертве, принесенной за всех людей, и непрерывным потоком стали присоединяться к движению сторонников мира. Общечеловеческое дело борьбы за мирную жизнь на земле, на основе справедливости и сотрудничества между народами, стало для христиан как бы испытанием их верности Христу Спасителю и предметом жизненного подвига. А борьба с мировым злом, угрожающим истребить на земле творение Божие, приобрела, с участием христиан, смысл нравственного осуждения всякой агрессии, всяких планов уничтожения жизни и культуры.
На христиан инославных исповеданий огромное воздействие оказала позиция Русской Православной Церкви. Наша Церковь в минувшей войне, как и всегда, разделяла со своим народом и горе и радость и всеми доступными ей средствами защищала Жизнь и Достояние своего земного Отечества, твердо веруя в победу. А когда окончилась эта страшная война и уставшие от ее ужасов народы устремились к всеобщему миру, Русская Православная Церковь немедленно возвысила свой голос в защиту мира и в осуждение его врагов, дабы отклонить угрозу нового и бессмысленного уничтожения от всех народов.
С этой целью Русская Церковь, в лице своих высших иерархов, священнослужителей и мирян, вошла в первые ряды движения сторонников мира. Неизменно, с твердой верой в конечное торжество правды, Русская Православная Церковь продолжает и далее сопутствовать мирным усилиям человечества, утверждая своей миротворческой работой верность Христу и Его заповедям о любви к Богу и ближнему. Свою задачу она начинает выполнять с водворения в человеческих душах мира с Богом, продолжает то же дело в мирных отношениях с ближними и завершает его созиданием Царства Божия, которое есть «не пища и питие, но праведность, и мир, и радость во Святом Духе» (Римл. 14, 17).
В осуществлении верности христианскому долгу Русская Православная Церковь много содействовала и теперь продолжает содействовать объединению усилий автокефальных Православных Церквей в защиту всеобщего мира.
А в выявлении братских чувств к жертвам агрессии и жестокости, как и в осуждении атомного оружия, сказалось евангельское отношение Церкви к человеческому миру и его истории, на путях которой она проходит как сеятельница слова Божия, чающая преображения твари «в свободу славы детей Божиих» (Римл. 8, 21).
Ответственность момента привела в движение и западных христиан. Для них испытанием верности Христу явилось, прежде всего, отношение к угрозе применения атомного оружия. Опыт его использования в Хиросимо и Нагасаки обнаружил, как далеко могут оказаться люди от христианских основ жизни и от своего человеческого звания. Многим стало ясным, что развязывание атомной войны может привести враждующие стороны к взаимному уничтожению, и все поняли, что изготовление атомного оружия затрагивает нравственные устои существования человека и общества.
Поэтому в феврале 1950 г., под впечатлением сообщения об изготовлении водородной бомбы, Архиепископ Йоркский К. Гербетт, проповедуя в Ливерпульском храме, сказал: «Необходимо поставить вне закона и держать под строгим контролем это сатанинское оружие. Если оно будет применяться, цивилизация погибнет. Идеологические разногласия должны быть отброшены в сторону перед лицом неотложной необходимости найти путь к соглашению для устранения этой страшной угрозы» [1]. Этими словами он выразил убеждение в том, что истина добывается в опыте жизни, в опыте мирного соревнования идей, признания которых нельзя завоевать физической силой, а только нравственным убеждением.
Острое чувство ответственности объединило и некоторых ученых-физиков Америки, которые после сообщения Трумэна об изготовлении водородной бомбы, заявили, что использование такой бомбы явилось бы изменой всем моральным устоям и самой христианской цивилизации [2]. Совершенно очевидно, что никакая причина, какой бы справедливой она ни казалась, не может оправдать применение такого оружия.
В призыве к использованию атомного и водородного оружия для целей войны нельзя не почувствовать сатанинского замысла уничтожить на земле всякую жизнь, и потому две тысячи протестантских священников Колумбии заявили, что производство атомных бомб противоречит религии, а группа верующих в Нью-Йорке, по призыву священника Дональда Гаррингтона, в течение 36 часов молилась в церкви о том, чтобы атомная бомба была запрещена [3].
Выражением той же христианской оппозиции политике Трумэна явилось выступление на «Конференции в защиту мира в середине века» представителей церквей, которые заявили, что никакая моральная концепция не сможет выйти победительницей из войны, в которой была бы применена водородная бомба. Поэтому они утверждают, что никакая форма искренней любви к родине не может оправдать поддержку подготовки к такой войне и никакие искренние религиозные убеждения не могут допустить равнодушного отношения к этой подготовке [4].
В этом смысле характерно выступление священника Л. С. Деррета из Уайтхевена (Кэмберленд), который сказал, что замысел изготовить водородную бомбу по самому существу своему губителен для человечества и является оскорблением человеческого достоинства [5]. Другой священник — Кларенс Дафи из Канады, говоря о сверхскоростных методах массового производства атомных бомб, назвал эти методы убийством, которое и является прямым намерением тех, кто проповедует использование атомного и водородного оружия. Свое выступление он закончил выражением решимости бороться за мир, дабы принадлежать, по слову Христа, к сынам Божиим [6].
Вопреки политике Ватикана, слишком связанной с мировым империализмом, чтобы служить делу мира, католические священники многих стран заявляют, что они могут быть лишь в лагере мира, ибо желают действовать в согласии со своей совестью и принципами Евангелия, которые они проповедуют.
Такое заявление сделало католическое духовенство г. Кракова (Польша) [7], о том же заявили и католические епископы Венгрии, которые ссудили атомное оружие во имя своего христианского служения [8].
Высоту и святость этого служения предпочли также кардиналы и архиепископы Франции. Они написали: «Христианин не может и не Должен стоять в стороне от усилий, которые предпринимаются для того, чтобы поддержать мир между народами». И они же, в связи со Стокгольмским Воззванием о запрещении атомного оружия, опубликовали письмо, в котором умоляют государственных деятелей «не поддаваться соблазну использовать это оружие разрушения и сделать все возможное, чтобы общими усилиями добиться его запрещения» [9].
Угроза атомного истребления возбудила христианскую тревогу решительно во всех странах мира. «Всякое подобное оружие, — заявил католический священник Жоан Батиста де Карвальо из Бразилии, — нужно уничтожить, ибо применение его бесчеловечно и противно принципам христианства, к тому же оно противоречит самым священным интересам человечества» [10]. Другой бразильский священник Медейрос Нето пишет о том, что только люди, находящиеся на грани отчаяния, ненавидящие человечество, жаждущие мирового господства, обратившиеся против Бога и против жизни, могут еще настаивать на необходимости сохранять запасы атомных бомб [11].
Долг верности Христу заставил очень многих католических и протестантских деятелей поставить дело сохранения мира выше всяких иных соображений. Группа французских протестантов, например, призывая своих единоверцев подписать Стокгольмское Воззвание, заявила: «Если мы хотим сохранить верность Иисусу Христу, мы не можем оставаться безразличными в эти грозные времена... Мы убеждены, что наша преданность Христову Евангелию выдвинет перед нами завтра новые проблемы. А сегодня, отвечая по-христиански на этот призыв, мы обязуемся повседневно прилагать все усилия к тому, чтобы использовать малейшую возможность для укрепления мира и примирения людей между собою» [12].
Для христианства проблемой сегодняшнего дня продолжает оставаться единство в защите мира, единство в борьбе со злом войны. Поэтому «перед всеми христианскими церквами, а следовательно, и перед всеми священнослужителями, — пишет в своем обращении немецкий пастор Отмар Мюллер, — встает вопрос огромной важности. Речь идет о том, все ли церкви и все ли верующие станут активными участниками великого фронта борьбы за мир или же они будут держаться в стороне. Если церкви и священники станут борцами за дело мира, это будет означать, что они не только следуют заповеди любви к своему ближнему и не только действуют во исполнение воли своего Божественного Основателя веры на земле, но что, как истинные христиане, они вступают в борьбу с сатанинскими силами поджигателей войны и убийцами народов» [13].
И, несмотря на враждебную пропаганду, христиане всех стран и исповеданий осуждают агрессию американцев в Корее, их жестокость по отношению к мирным жителям этой страны и бессмысленное уничтожение сел, городов и плодов труда мирного народа. Австралийские священники заявили решительный протест против жестоких бомбардировок, которым подвергается Корея, и далее подчеркнули, что они протестуют не по соображениям политического порядка, а потому, что правительства многих стран — членов Организации Объединенных Наций — считают себя христианскими.
Такое напоминание могло бы явиться для этих правительств поистине вразумляющим, если бы они в своей деятельности руководствовались христианскими принципами или, по крайней мере, стремились к этому. На самом же деле «не о мире говорят они, но против мирных земли составляют лукавые замыслы» (Псал. 34, 20), вызывая справедливое возмущение миролюбивых народов политикой поощрения и попустительства по отношению к агрессорам. А христиане, вместе со всеми людьми доброй воли, не только говорят о мире, но действуют в его защиту в духе своих евангельских убеждений.
Нам не достало бы времени и места, чтобы перечислить все примеры христианского участия в борьбе за мир, но и указанных примеров достаточно, чтобы понять, какое побуждение руководит христианами, когда они заявляют себя сторонниками мира и защищают программу международного умиротворения. Этим побуждением является верность Христу, которая требует, чтобы вся человеческая жизнь подчинялась закону любви, завещанному нам Христом Спасителем.
К усвоению спасительных плодов любви христиане и направляют свои усилия, когда призывают друг друга возвыситься над вероисповедными и политическими расхождениями, дабы своею верностью Христу осветить человечеству путь к вечному миру.
А. ВЕДЕРНИКОВ
[1] Журнал «Сторонники мира», 1950 г., № 7, стр. 35.
[2] Там же, № 9, стр. 92.
[3] Там же.
[4] Журнал «Сторонники мира», 1950 г., № 10, стр. 18—19.
[5] Там же, № 10, стр. 11—12.
[6] Там же, № 10, стр. 13—14.
[7] Там же, № 10, стр. 79.
[8] Там же, № 10, стр. 17.
[9] Там же, № 11, стр. 18.
[10] Там же, № 12, стр. 23.
[11] Там же, № 12, стр. 23.
[12] Там же, № 12, стр. 20.
[13] Там же, № 14, стр. 9.